Автор не рассказывает нам напрямую об ужасах Чеченской войны, но выбирает образы мирных будней и с этой стороны, серия «People in love» (1996 г.) значима в своем антивоенном послании.
От монументальных советских скульптур, заросших уже травой, до огромных рекламных билбордов на зданиях современной Москвы, - все это ракурс истории, где утопающий коммунизм уступил дорогу расцветающему капитализму.
CM ART представляет в Галерее на Солянке 36 работ фотографа, созданных за последние 20 лет.
Отпечатки лиц
Исторические эпохи мы запоминаем благодаря страстным лицам, которые эти эпохи олицетворяют. Цезарь и Джоконда, Монро и Че Гевара – являются зримыми приметами времени, его нравственными координатами.
От них мы узнаем истину личную, некий субъективный меседж, посланный нам как откровение чувств.
Когда я смотрю на работы Мухина или случайно встречаю их в каталогах или журналах, я отмечаю один впечатляющий факт: они остаются в сознании и довлеют надо мной даже в том случае, когда я неосознанно пролистывал страницы.
Еще давным-давно, когда Игорь начинал открывать пространства обыденного, у него, как мне кажется, были ориентиры из эпохи раннего Магнума и школы решающего момента, где конечно присутствовала фигура Картье-Брессона. Сейчас я бы не стал это утверждать с твердостью.
Начиная с темы разрушающихся монументов, автор искал определенную опору в физическом мире. Назовем эту опору – приметой.
Примета времени оказалась вторичной: символы пропаганды это всего лишь продолжения человеческих иллюзий. Они приобретают значение, только попадая в поле мировоззрения. А их разрушение – это очищение пространства для нового послания. И это собственно утверждалось тогда целой серией эффектных снимков.
Персонажи работ Мухина подчас окружены рекламными провокациями, посланиями торговых марок, убеждением купить, попробовать, одеть. Но в сущности это все иллюзии в преддверии рая, и рай этот всегда эфемерен, и всегда религиозен.
Умберто Эко, рассуждая о приоритетах цивилизации, говорит, что мы живем в имиджориентированную эпоху. Возможно это так. Но вот фотограф показывает нам конкретных людей и рекламные послания в одном поле снимка. Он предлагает нам разглядеть личное крушение героев или их неловкое утверждение рядом с бесценными истинами общества потребления, он словно бы ловит эти истины на слове.
И тогда имиджориентированная эпоха предстает как шустрый гипнотизер, зарабатывающий на технике обмана.
«Когда я сегодня беру фотографии, скажем, 85-го, 95-го года или 2002-го, у меня ощущение, что все они были сняты в течение одного дня» - говорит в одном из интервью автор. Такое представление о личном времени оправдано. Для Мухина бесконечный поток образов лишен промежутка времени, их разделяет не время, а выдержка фотоаппарата.
Но время историческое, а не личное, делит периоды жестко. Работы конца 80-х отображают эпоху, где были совсем другие ценности, а свобода понималась острее и острее ощущалась. Пора Ельцина и крушения СССР запомнилась другими лицами. Хотя возможно это были те же люди, но вот гримуар был у них новый. Они будто бы превратились в персонажей нового костюмированного шоу. Здесь было бы уместнее вспомнить la société du spectacle – «общество спектакля» Ги Дебора. Утрата непосредственности и бунт против навязанного мира – вот что теперь интересует автора.
Такой интерес естествен: это форма самолечения, собственная терапия, проистекающая из понимания того, что «субъектом истории может стать лишь человек самосозидающий, являющийся господином и обладателем собственного мира» (Ги Дебор)
Я вспомнил об этом разглядывая в жж последние работы Мухина, созданные во время демонстраций в Москве, когда он пробирался сквозь ряды митингующих и омоновские оцепления. Он словно стремится туда: в самую воронку события. Он хочет посмотреть в глаза Левиафана. И стать этим самосозидающим человеком, связанным с обществом спектакля весьма важной функцией – нести из кулис истину о событии, которое и состоит из отпечатков лиц.
О. Шишкин
Игорь Мухин
Родился в 1961 г.
Живёт и работает в Москве
Выставки (выборочно)
2007
Sots Art, Maison Rouge, Paris – France
Соц-арт, Государственная Третьяковская Галерея, Москва - Россия
2006
Фотобьеннале, Государственная Третьяковская Галерея, Москва - Россия
Photography from the Collection, Museum of Modern Art, Нью Йорк – США
2005
Фестиваль Мода и Стиль в Фотографии, Московский Дом Фотографии, Москва - Россия
Russian vision on Europe, Centre d’Art de Rouge-Cloitre, Брюссель - Бельгия
Street, Art and Fashion, PhotoMuseum, Антверпен - Бельгия
2004
Camera Obscura Gallery, Денвер - США
Hatton Gallery, Fort Collins - США
Generation Next, Russian Festival, Рим - Италия
Галерея XL, Москва - Россия
2003
Anahita Gallery, Санта Фе - США
Wien-Moscow, Krinzinger Project, Вена - Австрия
Moscow-Paris, Государственный Руский Музей, Санкт-Петербург - Россия
2002
Moscow-Paris, Московский Дом Фотографии, Москва - Россия
Moscow, International Photography Festival, Пиньяо - Китай
Галерея XL, Москва - Россия
2001
Moscow Light, Государственный Музей Архитектуры им. Щусева, Москва - Россия
2000
Mois de la Photo, Galerie Carré Noir, Париж – Франция
1999
Галерея XL, Москва - Россия
Коллекции (выборочно)
Государственная Третьяковская Галерея, Москва - Россия
Музей Московский Дом Фотографии, Москва - Россия
Московский Музей Современного Искусства, Москва - Россия
Государственный Музей Архитектуры им. Щусева, Москва - Россия
Museum of Modern Art, Нью Йорк – США
Corcoran Gallery of Art; Вашингтон - США
Museum of Fine Art, Санта Фе - США
Maison Européenne de la Photographie, Париж – Франция
Fonds National d’Art Contemporain (FNAC), Париж – Франция
Denver Art Museum, Денвер - США
Southeast Museum of Photography, Дейтона Бич - США
Latvian Museum of Photography, Рига – Латвия
Victor Barkosevitch Photographic Center, Куопио - Финляндия
Wien Museum, Вена - Австрия
Коллекция Банка UBS
Выставку представляет: CM ART.
Спонсоры: CLIFFORD CHANCE, UBS