В Москве прошел первый благотворительный аукцион российской фотографии при участии дома Sothеby’s в рамках проекта «Увидеть Париж… и жить», организованного фондом «Детские сердца».
23 сентября, 2010
Для меня не стало очевидным, кто кому больше помог в этом аукционе: российская фотография больным детям или больные дети российской фотографии. Так или иначе, но это событие осталось без должного внимания со стороны российской «фотоиндустрии», несмотря на то, что в последнее время ими много говорится о создании рынка российской фотографии, рождаются ассоциации галеристов, определяются правила торговли фотографией и выстраиваются отношения между продавцами и фотографами. Однако первый аукцион российской фотографии Sothеby’s организовали не они, а фонд «Детские сердца» и фонд «Эра» — мало имеющие отношение к фотографии вообще.
На аукционе было представлено 14 работ известных и не очень российских фотографов на одну общую тему — «Париж». В торгах участвовало 22 покупателя. Все работы были проданы на общую сумму (по предварительным подсчетам) 1 миллион 41 тысяча 400 рублей. По моим наблюдениям
Началу аукциона сопутствовало: шампанское, коньяк и фрукты на подносах элегантных гарсонов. Участники торгов записывались и получали соответствующие таблички с номерами не по порядку регистрации в журнале, а с номерами, которые им казались более симпатичными или просто счастливыми. Приятная мелочь для тех, кто готов потратить больше.
Прежде чем приступить к торгам, Катя Бермант (Фонд «Детские сердца») представила гостям певицу фанцузского шансона Нина Дилон — «россиянку с французской душой», как «шансоньетка» сама сказала о себе и спела несколько французских песен, в том числе из Эдит Пиаф «про бедного Жака, которому не везло в любви». После чего Михаил Каменский (представитель дома Sothеby’s в Москве) напомнил участникам правила аукциона, из которых я запомнил только то, что каждый шаг на повышение составляет примерно 10 процентов от начальной цены лота. Первым лотом была работа Григория Ярошенко «Эйфелева башня», ручная бромосеребряная печать, тираж 3/12, размер 280×410 мм с начальной стоимостью в 500 Евро. Она была очень быстро приобретена блондинкой в черном под номером 17 всего за 650 Евро.
Виктор Ахломов, рядом с которым я сидел, опустил глаза и стал
Я оставил в покое Виктора Ахломова и подошел поближе к женщине с номером 3. Она была с сыном лет десяти, который также просматривал проспект с
Лот с работой Андрея Гордасевича «Париж. 2006», ручная бромосеребряная печать, тираж 2/5 390×580 мм был с самой минимальной начальной ценой в 400 Евро. Мне это показалось странным не только потому, что это одно из самых таинственных мест в Париже — площадь Нотр Дам, но еще и потому, что моя жена, когда я впервые показал ей Нотр Дам де Пари,
Торги за этот лот были самыми продолжительными — 13 повышений, в итоге работа была продана седовласому джентельмену с номером 13 за 1100 Евро. Мне показался интересным и тот факт, что покупатель с номером 13 достаточно хорошо знаком с автором фотографии Андреем Гордасевичем и мог бы купить фотографию непосредственно у фотографа, что очевидно, значительно дешевле. «Конечно, — сказал мне Андрей, — он ходил почти на все мои выставки и уже покупал мои фотографии…»
Толька еще одна фотография прошла 13 шагов на повышение — работа Георгия Пинхасова «Метро Аббасс. Париж. 2001». Элпринт. Размер 500×750. Поскольку элпринт, то, видимо, по этим причинам тираж не указан, однако, работа продавалась активно. Что являлось тому причиной — имя автора или художественные достоинства фотографии — я не берусь судить. Так или иначе, но фотография стала самой дорогой на аукционе — 3900 Евро с начальной ценой в 1000 Евро.
Самой большой стартовой ценой аукциона была работа Владимира Клавихо «Ева не спит. Париж. 2003». Размер 370×280. Техника эгломизе — не знаю, что это значит, но выглядит как
Самыми активными участниками торгов были молодые женщины с номерами 3, 32, 17, 18, 15, и было очевидным, что они все знакомы друг с другом. Когда блондинка под номером 17 «билась» за одну из фотографий, постоянно повышая цену, то другая блондинка под номером 32 сказала ей: «Что ты делаешь? — зачем тебе эта фотография?» На что девушка с номером 17 достойно ответила: «Да ладно тебе, детям помогаем!» Некоторую иронию в процесс аукциона внес и ведущий торгов Михаил Каменский, однажды заметив одной из молодых женщин: «Посмотрите, какая фотография — почти такой же вид, как из окна вашей парижской квартиры».
После окончания торгов аукциона я подошел к этим девушкам. Они
В действительности же меня интересовал вопрос: «Чем были больше мотивированы покупатели аукциона Sothеby’s — российской фотографией или помощью больным детям?» Мне казалось это важным потому, что исходя из этого можно судить не только о гуманизации нашего общества, но и о существовании или отсутствии рынка фотографии в России. В отличие от большинства известных фотографических галерей в Москве, которые не только скрывают своих покупателей, если они, конечно, есть, но и скрывают количество проданных работ, аукцион Sothеby’s был предельно открытым и прозрачным. Мне также показалось странным, что на первом фотографическом аукционе, пусть благотворительном, практически не было всех «блестящих» представителей «фотоиндустрии», галеристов, коллекционеров… Я не заметил даже журналистов, кроме корреспондента важного журнала «Форбс». То, что «фотоиндустрия» не помогает больным детям, а старается помочь фотографам, я могу понять, но мне трудно понять, почему ее не интересуют реальные покупатели фотографии и открытые аукционы.
Последний раз я встретил Евгения Березнера (искусствовед, куратор выставок,
Андрея Гордасевича и его фотографии я видел в «Русской Leica», поэтому мне тоже было интересно знать мнение фотографа, чья стартовая цена на аукционе была самой скромной: «Так или иначе на аукционе было две мотивации —
Больше всех, мне показалось, успехом аукциона был доволен куратор выставки «Увидеть Париж…и жить» Александр
Михаил Каменский, официально — генеральный директор Sotheby’s в СНГ, был предельно откровенен, но сдержан с ответом на мой вопрос: «Я здесь только для того, чтобы помочь детям… Я бы мог торговать хоть спичками на аукционе, если это помогло бы больным детям…. Конечно, аукционы фотографии существуют в том числе и у нас, но как правило, они успешны в тех странах и городах, где есть определенные традиции в фотографии, рынок и правила
Я шел к метро, возвращаясь домой, по одной из самых богатых улиц Москвы, блестящей огнями и рекламой — по Новому Арбату. Но я думал о том, какое же огромное количество новых домов строят только в одном этом мегаполисе, но главное, какое огромное количество стен возводится каждый день, на которые можно повесить фотографии. Миллионы фотографий. Но
Фотография — это же не «мертвая живопись» шишкиных, которых так обожают наши «новые русские», фотография — это «живое искусство», которое доступно миллионам, большинству владельцев этих самых новых домов, стен, галерей, музеев и выставок. Но
Все средства, вырученные от проведения аукциона, будут переданы на лечение детей, страдающих пороком сердца.
Олег Климов, фотограф, проект www. Liberty. SU (Documentary Photography Network)