Это один из самых замечательныхфотоархивов20-го столетия. Он включает в себя больше чем 180 000 пресс-принтов, фотоотпечатков, созданных членами кооператива Магнум для газет и журналов. На обратные стороны картинок нанесены десятки исторических отметин – по штампам, стикерам и подписям можно проследить хронику публикаций, они свидетельствуют о роли той или иной фотографии в создании магнумовского фотобанка современной культуры.
«На грузовике был установлен GPS, я очень волновался и отслеживал каждую секунду путешествия», сказал Марк Любелл (Mark Lubell) директора Магнума.
Кооператив Магнум основали в 1947 году фотографы Robert Capa, Henri Cartier-Bresson, George Rodger, David Seymour и William Vandivert. С тех пор, отпечатки накапливались в офисах агентства, расположенных в разных местах Манхеттена. Однако, подобно другим фотоагентствам, Магнум уже давно применяет цифровые технологии, поэтому, в 2006 году, члены кооператива решили продать коллекцию пресс-принтов, в надежде, что вырученные средства помогут Магнуму выжить в 21 веке.
И через несколько лет, после дискуссии между мистером Любеллом и научными организациями, архив был тихо продан частной инвестиционной фирме MSD Capital, принадлежащей семье компьютерного магната Michael S. Dell. Новые собственники заключили пятилетнее соглашение с Центром Гарри Рансома при Техасском университете в Остине, о размещении коллекции в Центре для изучения и демонстрации. Ученые и публика впервые получат доступ к фотографиям, до сих пор хранившихся в скромных офисах агентства.
Центр Рансома известен коллекциями бумаг таких писателей как Edgar Allan Poe, James Joyce и Don DeLillo. Директор Центра Thomas F. Staley рассказал, что Центр отсканирует каждый отпечаток (Магнум самостоятельно отсканировал меньше половины собрания), начнет изучение архива и организует выставки, посвященные различным частям коллекции.
«В коллекции есть работы сразу многих великих фотожурналистов. Они лучшие из лучших. Мы хотим превратить архив в научную коллекцию и привлечь к работе над ней исследователей»
Ни Магнум, ни MSD, – в лице мистера Делла и двух его партнеров, Glenn R. Fuhrman and John C. Phelan, известных коллекционеров искусства, – не раскрыли сумму сделки по приобретению пресс-принтов (права на изображения остались у коллектива фотографов). Пожелавший остаться неизвестным, близкий к сделке человек сообщил, что Ransom Center застраховал коллекцию на больше чем $100 миллионов.
Архив Магнума, свместе с фотоархивами газеты The New York Times и National Geographic Society, стал одной из коллекций винтажных фотографических отпечатков, проданых своими владельцами после того, как издательства и фотоагентства, стремительно перешедшие на цифровые технологии, вдруг поняли, что «сидят» на ценной исторической собственности.
В последнее время, Магнум и вообще фотоагентства испытывают серьезные финансовые проблемы. Это следствие кризиса печатных средств массовой информации, регулярно публиковавших работы фотографов. Самые известные фотографии хорошо продавались и, благодаря заключению лицензионых соглашений, распространились в телевизоре, книгах и в интернете. Но финансы фотокооператива не выдержали конкуренции в мире камерофоновых картинок, блоггеров и недорогого фотожурнализма затопившего интернет.
На средства полученные от сделки, Магнум постарается возродиться как интернетое СМИ, меньше расчитывая на публикации в печатных изданиях и больше полагаясь на самостоятельный рассказ о мировых событиях и тенденциях.
Самые ранние фотографии архива сделаны во время гражданской войны в Испании, т.е. еще до основания агентства. Это работы таких фотографов как Капа. Последние фотографии созданы в 1998 году, когда кооператив перестал использовать пресс-принты, как способ распространения своих изображений. Все прошедшие годы, фотографы Магнума, кажется, присутствовали почти на каждом значительном мировом событии и документировали высадку англо-американских войск в Нормандии, борьбу за гражданские права, возвышение Фиделя Кастро и запечатлели почти каждую знаменитость и каждого ньюсмейкера: Ганди, Монро, Синатра, Кеннеди, Али.
«Отпечатки отслужили свое и достаточно попутешествовали, поэтому сейчас попали в действительно хорошие для себя условия», сказал мистер Любелл.
Принты Магнума это реликвии века фотографии, который уже почти закончился. «Учитывая технический прогресс в мире фотографии, в том числе оцифровку изображений», сказал мистер Фрухрман из MSD Capital, «коллекция отпечатков, подобная этой, уже никогда не появится».