Перед вами фотография. И вы даже сначала не можете вполне увериться в том, что это. Скорее всего, конечно фотография, но у нее странная фактура; потом вы узнаете, что ее печатали через слюду и придали поверхности ту муаровую зыбкость, которая вас так удачно обманула. Да, на фотографии изображены женщины, правда, без всякой акцентации их пола, просто женщины (если изображать человека и самую его душу, то проще изображать женщину, поскольку ее удлиненные пропорции, стилизованные еще в скульптуре готических соборов, лучше выражают устремленность и загадочность перепитий человеческих переживаний и стремлений духа). И еще проявляется то, что в состоянии медитации, в которое вводит художник-фотограф свои модели с помощью тибетской музыки в собственном исполнении, они теряют свою сексуальность, и энергия, до того направленная на влечение и привлечение, теперь вполне гармонично связана с текстами, смысл которых несмотря на сюжеты, где олени разговаривают с птицами и древо мира является древом жизни и смерти, не смотря на эти сюжеты тексты посвящены углублению в поиски света — истины, открывающейся последователям до-буддийских тибетских верований. Вполне можно согласиться, рассматривая эти фотографии, что проецирование слайдов на тело, а в иных опытах художника – на лица, головы – идея не новая, и уже вполне отработанная другими. Но каждый раз, сравнивая, проводя преемственность или критикуя за цитирование, сталкиваешься с вопросом: каков конечный результат, процесс и приглашение к творчеству, побудившие автора создать именно это произведение.
Так в фотографиях Пономарева цитирование (если можно так обозначить возвращение к старым приемам) и игра с воспоминаниями зрителя – лишь эхо, помехи видения, вызванные совершенно иным процессом. Процессом религиозного путешествия и исповедания. Человек (художник, музыкант, фотограф), уже давно известный московской публике, лет десять назад изменил направление: из джаза, импровизации вне заданной драматургии, он пришел к действам, вначале – на основе современных научных реконструкций египетских ритуалов, а позже – древнего Тибета, религии бон-по, идея которой – соединение души человека и света.
Согласитесь, не так много религий в мире, которые поклонялись четыре тысячи лет до рождения фотографии богу фотографов. И появились фотографии, где соединились обнаженные, свет ( в виде проекций и изображения с проекциями), музыка, звучащая в студии в момент съемки и присутствующая – инструментами, – в кадре.
В марте 2000 года в зале РОСИЗО галерея Елены Врублевской провела выставку-перфоманс фотографий Пономарева (кураторы Березнер и Чмырева): сидели модели, музыканты извлекали звук, по мощи накрывавший собою весь центр города, проецировались фотографии на стены зала… Фотографии были увеличены в несколько раз по сравнению с оригиналами, сейчас, в журнале, вы видите их уменьшенными во столько же раз. И каждый раз нет ощущения реального формата — изображение может сжиматься и растягиваться благодаря устройству композиции, предполагающей и точное соотношение света и тени, и рисунок, изображающий конкретное тело (спину, ноги и проч.) и абстрактные линии на плоскости, те линии, которые связуют углы и центр, горизонтали и вертикали плавными синусоидами, «линии красоты», как любили обозначать этот рисунок древние греки. Монументальное начало, способное предельно точно передать масштабность древних идей – это начало присутствует в фотографиях Пономарева.
Фотография – игра света и тени, фотография – глубины и перспектива в изображении, фотография – фильм, сюжет, рассказанный в одном кадре – этой фотографии нет в работах Пономарева. Его фотография близка графическим искусствам, декоративным, пронзительным до трепета в сердце у зрителя, «штудиям» обнаженной натуры русскими фотографами начала века.
Как бы не стремился фотограф приблизиться к эстетике Тибета, он остается интерпретатором чужой для зрителей собственной культуры.
Святослав Пономарев
Фотограф, художник, музыкант
член Международной Федерации художников (IFA)
1949 — родился в Москве
1972 — окончил Московский нефтяной институт
1975 — окончил Московскую джазовую студию
Его работы находятся в собраниях
Duke University Museum of Аrt, Darkhem, USA,
галереи «Кино», в частных собраниях России
С 1994 года ведет проект «PURBA» (совместно с А. Тегиным), в 1999 основал «Театр Тибетской музыки PURBA» совместно с И. Янчёгловым. Участник известных международных и российских музыкальных проектов и перфомансов, среди которых фестиваль современной музыки «Альтернатива» (Москва), «Деконструктор-Дрёма» (Москва), «Новое музыкальное пространство» (Москва), «Национальные традиции и постмодернизм» (ГТГ, Москва), «ACT 99» Gallery Mentz (Линц, Австрия), «Two Museums» (Италия), Dialog Der Kulturen (Эрфурт, Германия), «Studium — 3» (Берлин, Германия), Inner Weather (Нью Йорк, США). Работал вместе с М. Рошняком, С. Кусковым. Принимал участие в ТВ-программах Т. Диденко, Д. Диброва.