Наверное, многие фотографы, интересовавшиеся европейскими летними фотошколами, слышали о ежегодной летней школе в Латвии. В 2006 году там была основана некоммерческая образовательная и коммуникационная организация ISSP, целью которой стало альтернативное образование для молодых фотографов и поддержка междисциплинарного обмена идеями в области фотоискусства.
Молодые фотографы со всего мира каждый год стремятся попасть на ISSP — где еще есть возможность неделю поучиться у победителя World Press Photo, при этом за небольшие деньги, не заботясь о проживании и питании (все это берут на себя организаторы)? Однако конкурс довольно высокий, выбирают самых-самых, поэтому иногда кандидаты подают и подают заявки на участие в течении нескольких лет.
А некоторым удача выпадает сразу — подал заявку на воркшоп к любимому фотографу, получил приглашение, поехал снимать фотопроект под его руководством и круглосуточно набираться опыта в международной фотографической тусовке. Звучит очень заманчиво, но хотелось бы узнать подробности. Несколько студентов этого года, недавно вернувшиеся из фотошколы в Латвии[*], делятся полученным опытом (и проектами, снятыми на ISSP) с порталом Photographer.ru
Сначала мы планировали сделать один материал, состоящий из студенческих интервью, но участники так переполнены впечатлениями (по их словам, неделя на школе идет за полгода), что в ближайшее время на Photographer.ru появится серия публикаций, посвященная ISSP-2012. В этот раз в центре внимания семинар Кристиана Кужоля, о котором рассказывают студентки Елена Булыгина (Украина) и Евгения Максимова (Болгария).
Мастер-класс Кристиана Кужоля был посвящен фоторедактированию — выстраиванию серий, проектов, фотокниг, выставок и проекций. Кристиан Кужоль — выпускник St. Cloud Ecole Normale Superieure, где он сотрудничал с Роланом Бартом, Пьером Бурдье и Мишелем Фуко. Работал фотокритиком в газете Libération, создал агентство VU' и галерею с одноименным названием, преподавал фотографию в различных институциях во всем мире, был арт-директором фестиваля Rencontres d'Arles в 1997, опубликовал множество монографий о фотографах, организовал фотофестиваль в Камбодже и многое другое.
Елена Булыгина, 25 лет, живет и работает в Киеве, фотограф, веб-редактор Украинской Фотографической Альтернативы (UPHA), специалист по постобработке фотографий.
Я поступала в ISSP ещё в прошлом году, но недостаточно хорошо подготовилась и тогда меня не взяли. Когда я получила письмо, я ешё несколько раз обновляла страничку со списком участников, не произошло ли какой-то ошибки (как позже выяснилось, то же самое делали ещё некоторые участники).
Мой воркшоп «Finishing Touches» / «Заключительные штрихи» с Кристианом Кужолем/ Christian Caujolle был целиком посвящён работе с уже отснятым материалом (требованием при подаче заявок было наличие хотя бы одного завершённого или близкого к этому проекта или серии). Структура всего процесса была такая — первый день мы посвятили коллективному просмотру и обсуждению книг, отпечатков и фотографий на проекторе, потом каждый получил примерно полуторачасовую консультацию с Кристианом в отдельном кабинете, а вся остальная группа работала в классе, оставшееся время занимались выставкой— готовили, печатали, монтировали. Кстати, за четыре дня я стала уверенным пользователем InDesign, iMovie и макетного ножа для обрезки фотографий.
Наблюдать, общаться и работать вместе с Кристианом — потрясающий опыт, у меня не было ничего близко похожего на это. Он не просто, без преувеличения, титан и профессионал, но ещё и добрый, понимающий и очень открытый и вежливый человек. Он брал наш материал за отправную точку, не сомневаясь в высказывании, цвете, композиции, идее и далее помогал определиться «How we can make it work?» / «Как мы можем заставить работать эти фотографии?».
Он мгновенно выхватывает суть одной фотографии или серии, определяет, что важно и блестяще выстраивает логические и эмоциональные связи между объектами, как будто у него гигантская база изображений в голове (кто-то из группы пошутил, что он видел все фотографии в мире) и он умело «ищет по поисковым словам» нужные изображения, выстраивая их в работающую последовательность. Я неоднократно наблюдала, как студенты из других групп подходили с просьбами об отборе и он за несколько минут аргументированно выбирал и объяснял своё решение. При этом, всегда добавлял «In my opinion» или «I think, this image is from another family». Помимо тридцати пяти лет опыта, организации фотоагенства и галереи VU’, тридцати трёх книг доступных на Amazon.com (у меня есть подозрение, что там не все), выставок и фотофестиваля, у Кристиана ещё очень мощное философское поле — он учился у важнейших философов ХХ века: Ролана Барта и Пьера Бурдьё, работал с Мишелем Фуко и очень часто, просматривая наши работы, он начинал рассуждать, о природе фотографии, фотографическом времени и идеальной фотографии, это бесценные заметки, которые мне ещё предстоит отрефлексировать и исследовать глубже.
По собственному признанию, он помогает людям не тратить время напрасно, и у него есть возможность помогать узнать за несколько дней то, на что можно потратить несколько лет, и это очень важно. Так произошло и со мной — можно сказать, что он открыл для меня силу хорошего редактора.
За полтора часа с ним мы переработали формат макета книги (теперь это небольшой прямоугольник, а не квадрат, с бОльшим количеством белого и полями и другими шрифтами и вёрсткой), отобрали работы из серии о Шанхае (она в процессе), при этом, когда Кристиан выбрал 15 лучших фотографий и переупорядочил их, история осталась той же самой, но объяснённой по-настоящему хорошим рассказчиком. Ещё за день до этого я внезапно поняла, в каком формате надо делать презентацию третьего проекта и успела сделать набросок, показать ему и он сразу же внёс правки, которые сделали её более выразительной, эффектной, это были те самые «завершающие штрихи».
Я готовила к выставке макет книги Stasis (напечатали в Риге) + принт. Другие студенты тоже работали над своими привезенными проектами. Например, Алексей Шинкаренко — руководитель образовательной инициативы для студентов (очень хочу привезти их выставку в Киев) делал макет книги из полароидов, с которыми он работает, исследуя современную Беларусь. Голландка Аннеген Ван Доорм берет повседневные объекты и помещает их в новый контекст фотографией. Аня Шиллер собрала очень личную документальную инсталляцию, Евгения Максимова (Болгария - Австрия) работала со своими искренними, мощными и красивыми проектами о Балканах и бывшем СССР. Фромон Беранжери из Франции работала над лиричной серией об экзистенциальном одиночестве Point Zero. Ильзе Ванага приехала с проектом книги о поиске идентичности. Яна Романова, человек невероятного трудолюбия и целеустремлённости, с семи утра она уже снимала, вечером и ночью ещё снимала, а днём работала с материалом, подготовила к выставке два проекта — многоуровневую серию о Грузии в виде раскладывающейся книги тринадцати метров в длину и вторую часть проекта W, которую она сняла в ISSP. И был основательный итальянский документальный десант разного стиля — Алессандро Пенсо, Элтон Гллава, Массимилиано Перассо и Роберто Боккачини.
Нас было семь девушек в одной комнате: я, Мария Морина, Яна Романова, Ксения Бабушкина, Айя Блэй (Латвия), Бирджит Пюве (Эстония) и Ида Таавитсайнен (Хельсинки - Лондон) и я немного нервничала о личном пространстве и комфорте коллективного проживания, но, как оказалось, зря —всё было очень гладко, у нас была настоящая девичья комната в пионерлагере, разве что одеждой не менялись. Вечером есть тусовочка и радостные крики под окнами, но лечь спать вовремя, чтобы появиться к девяти утра на завтраке (в моём случае о йоге в половине восьмого не было и речи, а на утренние 5 км пробежки выползла один раз) сложно потому, что всё время найдётся кто-нибудь, поднимающий важную тему, а потом разговоры о фотографии заканчиваются около трёх утра. Сообщество фотографов, объединённое одной темой, одним делом и целью заражает, заряжает и мотивирует даже стоящих на ногах уверенных материалистов, а от количества талантливых людей на единицу площади искры в воздухе практически осязаемы. Очень хочется больше времени, например, в этом году в ISSP приехала снимать проект Алёна Жандарова и я бы провела пару дней просто преследуя её и записывая каждое слово. Я познакомилась с Марией Мориной, Денисом Давыдовым, Сохеем Ясуи, Аней Лауринавичюте, Аяко Ямамото, Настей Лазуренко, Нико Баумгартеном, Мишей Фёдоровым, Мо Свилленс, Яном Россилем — о каждом из них хочется написать отдельную статью. Со стороны это всего восемь дней, а изнутри за это время происходит примерно полугодовая концентрация событий.
Каждое выступление вечерней программы — лекция фотографа или профессионала с мировым именем и проектами, очень сложно выделить какую-то одну, но если бы я выбирала, то это artist talk c Филиппом Толедано (мне близки его работа с идеями и чувство юмора, а серия Days With My Father очень важная для меня по личным причинам) и рассказ Кристиана Кужоля о его фотофестивале в Камбодже.
Итоговая выставка оказалась для меня неожиданно сильнее, чем я её представляла. Из проектов других воркшопов, которые мне близки — видео Айги Озолиной I like you. Пространство было достаточно сложным, но выставка получилась цельной, особенно учитывая ограниченные условия участников (время, место, тема). Все молодцы, и если я начну перечислять каждого поимённо, как раз 73 участника выйдет.
Я буду доснимать и заканчивать оба проекта и серию, над которыми я работала в ISSP, я получила нужный вектор развития: в Stasis добавится архивный материал (это мне подсказал Гронский), остальное буду развивать и доделывать, потому что я знаю, куда дальше «копать». Кроме этого, я насобирала материала и записок на несколько колонок и постепенно оформляю идеи новых проектов, это лучшее, что может быть — исследовать и снимать.
Евгения Максимова / Eugenia Maximova родилась в городе Руза (Болгария). Выпускница университета в Вене, специальность «журналистика и искусство коммуникаций». Евгения путешествует со своей камерой Хассельблад по миру, как она признается, «в поисках понимания и визуальной правды». Евгения принимала участие в мастерклассе See New Perspectives, организованный World Press Photography и фондом Роберта Боша и в мастер-классе NOOR-NIKON по документальной фотографии. Является победителем ряда фотографических конкурсов (Konika Minolta Bulgaria, Balkan Photographic Forum, B&W Magazine Portfolio Contest 2010 и пр.), работы выставлялись в галереях Австрии и Болгарии, на фестивале Circulations во Франции-2012 и др.
Я участвовала в международной фотошколе в Латвии первый раз. Это событие стало для меня значительным опытом и классным приключением.
Я решила подать заявку на мастер-класс Кристиана Кужоля по двум причинам. Первая — Кристиан Кужоль уже очень давно является легендой в фотографическом мире. Мне было очень интересно встретить его, поработать и услышать его мнение о современной фотографии вообще и о моих работах в частности. Вторая причина — как и многие другие фотографы, я часто сталкиваюсь со сложностями при отборе своих работ. Честно говоря, я не имею ни малейшего понятия, почему так происходит, но это факт. Я творческий человек, я выросла в художественной среде, моя мать была талантливым живописцем и все же... Как я уже заметила, это проблема довольна распространена среди фотографов с различным бэкграундом и полем деятельности. Поэтому воркшопы, посвященный «эдитингу» (отбору фотографий и выстраиванию фотоисторий) становятся все более и более популярны. Но заполучить в учителя самого Кристиана Кужоля — это почти как выиграть в лотерею!
В самом начале семинара каждый из нас презентовал один-два персональных проекта остальным, мы обсуждали наши мотивы, идеи и планы на будущее. Таким образом мы стали ближе друг другу. Уровень группы был очень высоким (как и в других группах тоже).
Мы узнали, что до того, как начать работать над редактированием, каждый из нас должен спросить себя, чего именно он хочет достичь этой определенной серией и о чем эта история. Изображения всегда работают в контексте. Они отражают то, что существует в реальности — но не то, что реально. Нечто должно где-то начинаться и где-то заканчиваться. Это называется нарративом. Редактирование часто зависит от персональной эстетики. Оно становится связью между позицией фотографа и его персональной эстетикой. Редактирование также связано с созданием пространства и организацией отношений между элементами.
Мы работали группой с мастером два дня. Оставшееся время было распределено между нами на индивидуальные сессии с Кристианом и довольно много времени было для того, чтобы делиться мнениями с другими участниками. И, конечно, на то, чтобы работать над идеями и концептами.
Из-за того, что наш воркшоп был посвящен редактированию, у нас не было цели снять фотопроект на фотошколе. Мы приехали в Латвию с готовым материалом. Для меня ISSP со всеми этими молодыми, открытыми людьми вокруг стала хорошей возможностью развить и «отполировать» мои навыки в съемке портрета. И я должна признать, что я очень довольна результатами.
Смотреть проект «Балканская кухня», все фото © Евгения Максимова.
Интервью и перевод с англ. Наталья Резник
[*] В этом году фотошкола в Латвии прошла в городе Кульдига, 4-12 августа. В рамках ISSP состоялись воркшопы пяти мастеров — Кристиан Кужоль (Франция), Джоди Бибер (Южная Африка), Филипп Толедано (США), Арья Хуутайнен (Финляндия), Хелен ван Мин (Голландия).