Предисловие переводчика

«Фотография есть наш экзорцизм* (умение изгонять бесов). Примитивные общества имеют для этого маски. Буржуазные общества – зеркала. Мы имеем наши фотографии»
Жан Бодрийар

Сохраняется ли связь между фотографией и людьми на ней изображенными? Аборигены Австралии, всяческие маги и чародеи считают, что безусловно да. То есть - воздействуя на фотографию мы можем воздействовать и на человека изображенного на ней. Думаю что прямой связи конечно не существует. Скорее - фотография захватывает некий образ в пространство своей камерной вечности, сохраняя его жизнь и призрачное существование. Связь фотографии и смерти безусловна (как ни маскируй ее глянцем журнала). Фотография это репетиция смерти. Такими мы будем, когда нас уже не будет.

В этом смысле интересно посетить сайт http://www.moderna.org/lookatme в котором публикуются фотографии неизвестных людей, найденные на свалках и блошиных рынках. Главное условие публикации – неизвестность персонажей для автора и хотя бы один персонаж должен смотреть в камеру. Несколько сотен фотографий, помещенных на этом сайте, заставляют задуматься о самой цели процесса фотографирования. Не есть ли это свойство объекта создать свои множащиеся отражения?

Другой аспект фотографии попытка каталогизации мира. Создание всеобъемлющей картотеки видимостей, всего что нас окружает. И это занятие бесконечно и самодостаточно. Однако это движение однонаправлено и имеет свою внутреннюю логику. Сфотографировав один пейзаж хочется пополнить колллекцию следующим – и так до бесконечности. Движение в направлении наиболее полного отражения действительности. Коллекция открыток. Опасность этого движения в том, что стараясь как можно полнее отобразить реальность, мы оказываемся в гипер-реальности, являющейся может быть еще большим искажением окружающего нас мира.

И вот мы подходим к явлению мобилографии и возможности создания альбомов таких фотографий в режиме реального времени. На нас обрушивается водопад потерявших смысл и самостоятельное значение образов – сценки из чьей-то жизни, порою малозначимые и для самих персонажей, портерты людей которых мы в жизни никогда не встретим, виды местностей, которые мы никогда не посетим. Смысл процесса создания моб-логов в том что он показывает свою пустоту и бессмысленность, однако его смысл и назначение в том чтобы выразить некую фигуру умолчания, являющуюся пожалуй главным персонажем в километрах бессмысленных картинок. Может быть эта фигура умолчания и есть само неуловимое Время, которое и призвана отобразить и объяснить Фотография.

В приведенной ниже статье, пожалуй, самым интересным является как раз то о чем автор не говорит. Однако сквозь пунктир его мысли я увидел то что вы только что прочитали.


«Фильмы это жизнь без скучных моментов»
Alfred Hitchcock

Моблоги (Mobile + Weblogs) – (альбомы мобилографий в интернете) организованы в хронологическом порядке, делая фотографии символическим рядом, более точно отражающим действительность, чем те же фотографии размещенные в обычном фотоальбоме в произвольном порядке.

Экспериментируя с непрерывной публикацией семейных фотографий в моблогах – что возможно только при помощи мобильного телефона с камерой – я обнаружил что сама эта незначительная с первого взгляда особенность размещать фотографии в хронологическом порядке помогла мне сделать некие важные наблюдения.

После 10 месяцев отсылки фотографий на Textamerica (http://www.textamerica.com) (с частотой примерно 6.5 фотографий в день) я понял, что я создаю не фотографический альбом, не веб-лог, я делаю карту времени.

Альбомы

Семейные фотографии размещаются в альбомах (включая сюда все места возможного размещения фотографий таких как записные книжки, папки, блокноты, чистые листы бумаги) для семейных воспоминаний и потомков. Фотографический ритм обозначен следующими занчительными событиями: свадьбы, рождения детей, дни рождения, путешествия, визиты родственников. Эти ситуашии создают вехи для создания истории конкретной семьи.

Эти картинки закончат свое существование собранными в семейном фотоальбоме.

Эта картинка двух неизвестных детей опубликована на сайте “Look at me” http://www.moderna.org/lookatme. Этот сайт принимает фото анонимных авторов, найденные на помойках или блошиных рынках. Это фото прислано Sam Miller
Эта картинка двух неизвестных детей опубликована на сайте “Look at me” http://www.moderna.org/lookatme. Этот сайт принимает фото анонимных авторов, найденные на помойках или блошиных рынках. Это фото прислано Sam Miller

Возможность организовать фотографии в фотоальбоме – деятельность зачастую предоставленная хранительнице семейного очага – представляет ключевой момент в конструировании истории семьи. В ходе этого процесса различные способы организации материала превалируют над просто хронологическим порядком, размещая фотографии по многим альбомам. Результатом будут карманный альбом для путешествий, альбом для семейных визитов, детский альбом где фотографии детей представлены по отдельности вырванными из контекста видимые сквозь месяцы и годы, а также альбомы фотографий отдаленных родственников.

Кажется что хронологическая последовательность и аккуратность в записях никогда не были целью создателей семейных альбомов. Характерно, что можно пробелы в истории семьи, информация о более мелких событиях может быть восполнена остальными родственниками.

Хронос
"Что есть время?
Если никто меня не спрашивает – я знаю,
если кто-то спросит - нет."

Блаженный Августин

В противоположенность традиционным способам хранения фотографий, моблоги непременно отражают хронологический порядок. Фотографии невозможно рассматривать индивидуально и они превращиются в настоящие «семьи» фотографий, следующих одна за другой, каждая из которых вытекает из предыдущей и так далее. Фотографии объединяет их последовательность , но не их сюжет.

Мой сын Висенте, двумя минутами позже мой сых Иоаким. Нижняя фотогрфия сделана раньше. Публикация JG в Textamerica
Мой сын Висенте, двумя минутами позже мой сын Иоаким. Нижняя фотогрфия сделана раньше. Публикация JG в Textamerica

Обычно рассматривая семейные альбомы с неопределенной датировкой, я обнаружил, что точность датировки предложенная моблогами может быть ключем к совершенно иному способу рассказа истории семьи.

Фотолаборатория обычно размещала на полях дату печати фотографии (Объектив мобильника Nokia не позволяет разглядеть дату – июль 1976 года)
Фотолаборатория обычно размещала на полях дату печати фотографии (Объектив мобильника Nokia не позволяет разглядеть дату – июль 1976 года)

Документ

Постепенно (мой моблог начался в июле 2003) я начинаю тревожиться о возможной потере семейных фотографий. Я начинаю сохраняю их всяческими способами но у меня нет ощущения реального владения ими, мне кажется что эти фотографии не существуют пока они не напечатаны. В самщй печати фотографий существует непередаваемый документальный аспект, котоый не может быть преодолен ни мной ни моими фотографиями. Пытаясь сохранить фотографии, разменные мною на www.Textamerica и www.Buzznet я распечатал контактные листы последовательных фотографий, полученных при помощи мобильного телефона.

Печатные серии фотографий c Nokia 6600
Печатные серии фотографий c Nokia 6600

В большом или маленьком размере я думаю эти фотографии не существуют пока они не напечатаны. Для семейного фотографа чрезвычайно важно иметь hard copy своих фото в любом формате, чтобы они росли и старели где нибудь в доме, а не на CD или сервере.

В этом смысле, moblogs не более ограничены чем иные цифровые методы хранения информации. Но они внушают новые желания узнать в деталях взаимоотношения между персонажами, даты и названия фотографий. Более того я бы хотел знать не только дату публикации фотографии на сервере, но и время съемки.

Другие серии фотографий формата 10x15 см
Другие серии фотографий формата 10x15 см

Снимки

До того как появились телефоны с камерами мы обычно делали около 300 снимков в год, теперь же я делаю такое же количество снимков за 6 недель.

Когда один из моих детей приходит из школы, когда мы идем гулять, идем в магазин, - я фотографирую и сразу же публикую мои фотографию на сайте в любое время дня.

Когда я гулял с моим сыном Педро мы проходили публичную библиотеку Мигеля Кана в которой Борхес проработал в течении многих лет. Педро слушал мой рассказ и осматривал здание
Когда я гулял с моим сыном Педро мы проходили публичную библиотеку Мигеля Кана в которой Борхес проработал в течении многих лет. Педро слушал мой рассказ и осматривал здание

Величины

Если я сохраню тут же темп фотографирования (6.5 семейных фото в день) то в год я получу 2372 фотографии, которые будут располагаться строго одна за другой. Если я соберусь напечатать все эти фотографии в формате 10х15 по цене $0.75 я потрачу $1779.00. Мне потребуется 23 фотоальбома по 100 фото в каждом, что займет большую часть моей библиотеки. Выложенные в ряд эти фотографии будут иметь длину более 22 км. И это только один год!

Моя жена и я. Я вытянул руку с камерой, создав впечатление будто меня фотографирует кто-то другой. Это одна из возможностей попасть в мой моблог не делая обычный автопортрет. Нокия перед зеркалом. Обратите внимание – моя жена выше меня.
Моя жена и я. Я вытянул руку с камерой, создав впечатление будто меня фотографирует кто-то другой. Это одна из возможностей попасть в мой моблог не делая обычный автопортрет. Нокия перед зеркалом. Обратите внимание – моя жена выше меня.

Я могу представить мои 23720 фотографий за 10 лет (при условии что мы не снимаем в путешествиях, и никто из семьи больше не снимает). За 10 лет у сеня будет 230 км фотографий. Поребуется ехать два часа на машине чтобы постотреть их все.

Картография

В своем тексте «О строгости науки» аргентинский писател Хорхе Луис Борхес описал империю, чьи картографы были настолько искусны, что смогли создать карту империи в натуральную величину. Далее мы узнаем, что последующие поколения сочли карту бесполезной и «оставили ее на волю солнца и зимы».

Портрет Борхеса в газете Гарвардского университета (Original
text and audio from the author)
Портрет Борхеса в газете Гарвардского университета (Original text and audio from the author)

Я понимаю что мой моблог, моя карта семейных фотографий может также превратиться в карту, созданную картографами Борхеса. Абсолютная точность размещенной информации постепенно делает альбом бесполезным. Альбом в котором каждый день разделен на 6.5 глав.

Такое коллекционирование фотографий выглядин несколько странно, и когда я вновь посетил свой альбом, то мое внимание привлекли отсутствующие фотографии, не отраженные в альбоме события. Тогда я спросил себя «что же произошло в период между фото в супермаркете и фото моей жены перед компьютером? Помню ли я то, что увидел и не сфотографировал?»

Не имеет значения что я делаю или как я это сохраняю, но мои внуки оставят мои фото «на волю солнца и зимы».

Look at Me. Меланхолический сайт выброшенных фотографий
Look at Me. Меланхолический сайт выброшенных фотографий

Julian Gallo
gallo1@fibertel.com.ar