В анонсе к выставке «Метафизическая фотография» сообщалось, что показаны снимки одного из творческих направлений современной фотографии (то есть в
Радикальнее всех на этот счет высказался Петр Лебедев (
- «Фотография как проекция на плоскость сразу исследуется в двухмерном виде, без связи с реалиями».
(Как проекцию на плоскость фотографию еще никто не видел — она всегда является синтезом изображенного пространства, которое трехмерно, и его физического «основания» на плоскости носителя. К ней изображенное пространство словно «прикреплено». Отделить от него проекцию на плоскость «некой сцены» невозможно.)
- «Далее проекции предметов для наглядности превращаются в треугольники, квадраты
и т. д. »
(Где, на фотографии? Сами по себе или этокто-то делает? Каким образом?Кто-то рисует?)
- «Затем ситуация на плоскости „оживляется“, находятся живые реальные связи между этими пятнышками на плоскости снимка».
(Кем «оживляется» и как это делается? И что такое «живые реальные связи между пятнышками». Что становится результатом исследования — не сообщается. Или все завершается на ситуации с пятнышками?)
- «Это классическая конструкция метафизического метода»,- заключает автор идеи. Ему стоило бы хоть раз самому попробовать применить «метафизический метод» к конкретному снимку.
Вскоре прошло представление выставки «Метафизическая фотография» на Photographer. Ru с объяснением, что это еще не устоявшееся название одного из направлений в современной фотографии. Были представлены пейзажи, натюрморты, интерьеры, объекты, уличная фотография.
Началась дискуссия. В составе выставки выделили абстрактную фотографию, декоративную и слабую, посчитав, что это устоявшиеся термины. Но если в первом наименовании (действительно вошедшем в обиход) заложен принцип формообразования, то во втором — функциональное назначение, а в третьем — оценка качества. Основания для классификации разные; в слабом (эстетически) снимке может быть сильно выражено метафизическое начало; что касается декоративности, то почти каждый кадр можно использовать для оформления интерьера
Такие проявления реальности ищут сторонники метафизической фотографии. Только началось это не сегодня и не вчера. Возьмем недавнее прошлое нашей фотографии, когда в начале
Однако полезно заглянуть и в более далекое время.
В искусстве авангарда в начале ХХ века сформировалось направление метафизической живописи. Главным организатором, практиком и теоретиком этого значимого течения был итальянский художник Джорджо де Кирико. Основные метафизические картины были написаны им в 1910–1919 годах и созданы они были как своего рода реакция на футуризм. Кирико был созерцателем и мистиком в живописи, он писал: «Мы знаем знаки метафизического алфавита, мы знаем, какие радости и страдания заключены в арке ворот, в
В отличие от импрессионистов и футуристов его интересовала не видимая реальность, но ее глубинные, потусторонние грани, знаки непознанного. Их
Само течение метафизической живописи просуществовало немногим более десяти лет, выражать внутреннюю сущность вещного мира в новых формах оказалось делом трудным. Но поиски метафизического начала продолжились не только у сюрреалистов, но и у сторонников «новой объективности» в живописи и «новой вещественности» в фотографии.
Когда у современных фотографов метафизические идеи попадают в голову, они становятся реальностью, с которой можно работать. Значит что, у метафизической фотографии есть будущее?