Биеннале проводится каждый август каждого нечетного года, начиная с 1999, в селе Ширяево, расположенном на берегу реки Волга и Самаре.

  • 1999 год - «Провинция: между Европой и Азией»
  • 2001 год - «Тактильность: между Европой и Азией»
  • 2003 год - «Еда: между Европой и Азией»
  • 2005 год – «Любовь: между Европой и Азией»

В биеннале принимали участие художники и кураторы из России, Казахстана, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Литвы и Армении. Опубликованы каталоги - 1999, 2001, 2003 годы, CD – 2005.
Каждая биеннале посвящена исследованию актуализированной темы года в ситуации «между Европой и Азией».

Подвергая артистической инвентаризации один и тот же «предмет», «тему», «понятие» с точки зрения различных ментальных и культурных стратегий, можно представить не только авторские дискурсы, но и зафиксировать существующие тенденции в диалоге искусств между Европой и Азией.

Фото Романа Коржова
Фото Романа Коржова
Тема 2007 года «Дом: между Европой и Азией».
Творческому осмыслению предлагается понятие «Дом» - как способ проживания, поскольку это то самое суверенное пространство, которое художник может представить миру.

Важной составляющей структуры биеннале является творческий практикум (workshop), который проводится как эксперимент современного искусства в традиционной русской деревне в течение двух недель. Особенность этого этапа состоит в «проживании» художников в домах местных жителей. Это условие «погружения» в локальную культурную ситуацию рассматривается как метод создания безотносительной или «идеальной» среды для художественного высказывания. Основная идея такого эксперимента - дать художнику шанс «начать работать с нуля», не испытывая давления наработанного имиджа и технологий арт рынка.

Каждый раз приглашенные участники становятся коллективом единомышленников, работая над созданием индивидуальных и совместных проектов, используя «местные» материалы и возможности, а также выстраивая общий маршрут презентации - «Номадическое шоу». Таким образом, Ширяевская биеннале предлагает альтернативу традиционному функционированию искусства - в рамках "белого куба" музейного пространства.

«Номадическое шоу» это симбиоз двух понятий: европейского - «шоу» и азиатского - «номадического», кочевого принципа жизни для освоения новых «территорий». «Номадическое шоу» - центральное событие биеннале. Действие происходит только один день в течение 8 – 9 часов, и задействует работы всех художников практикума. Каждый участник или творческая группа имеет личное время для презентации. Чтобы стать свидетелями этого события большинство зрителей приезжают из Самары специальным кораблем. «Орда» зрителей движется по предложенному маршруту вместе с авторами, СМИ и местными жителями, осваивая все новые очаги искусства и вовлекая в свое шествие все новых участников.

Пространством для показа произведений служит все село с окружающим ландшафтом: Волга, горы, штольни (пещеры в горах), берег озера, деревенские дома, улицы, школа, Дом Культуры, пристань и т.д. Маршрут выстраивается по возрастающей – начинается от пристани и заканчивается в горах.

Село Ширяево привлекательно для широкой зрительской аудитории, как одно из красивейших мест Самарской луки. Это можно сравнить с феноменом Венецианской биеннале, когда помимо искусственных форм красоты (то есть самого искусства) притягивает природная и историческая красота самого места. В селе, основанном в 17 веке, последние 200 лет велась активная добыча известняка, вследствие чего, обступающие его горы все изрыты штольнями, соединяющимися с природными пещерами, характерными для этих мест, что весьма интересно для туристов, и аутентично используется художниками.

В Ширяево легче всего добраться водным транспортом и эта особенность используется устроителями мероприятия, как особый вид водного хеппенинга – пролог и эпилог «Номадического шоу»

В Ширяево работали художники Репин, Васильев (существует дом-музей Репина), в советское время это было известное место проведения пленэров.

В этом аспекте биеннале интересна, как внедрение актуального искусства в сложившуюся ситуацию волжского села с вековой традицией реалистической живописной школы.

Первое упоминание о селении «Ширяево» в исторических документах относится к 1643-1645 годам. Описание окрестностей села в Жигулях можно найти в записках голландского живописца и путешественника Корнилия де Бруина, увидевшего эти места в мае 1703 года. В его книге есть строки: "В 9 часов, поворотив к юго-западу, заметили справа равнину между высоких гор, а затем селение, лежащее в 20 верстах от Самары. Наши люди выходили туда за продовольствием, и река в этом месте была очень широка".

Последние годы возникла потребность показывать часть проектов биеннале на выставочных площадках Самары, поскольку мероприятия, реализуемые в селе Ширяево, не могут принять всех желающих. Это позволяет расширить структуру биеннале яркими художественными событиями и более полно удовлетворить зрительский интерес.

Программа биеннале на 2007 год:

27.07 – 25.08.07
Выставка «Германия. Взгляд с неба»
Самарский областной историко-краеведческий музей им. Алабина. Открытие 27.07 в 14.00.

05.08 - 17.08.07
Творческий практикум в Ширяево
Участвуют художники и кураторы из Германии, Австрии, Франции, Англии, России:
Роман Коржов, Неля Коржова, Ханнс-Михаель Руппрехтер, Элен Рейн, Йохен Герберт Шлёдер ,Александр Шиковски, Маттиас Холланд-Моритц, Сабин Пфайстерер, Ирис Хельригель, Герберт Мецгер, Геро Гётце, Марлен Перронет, Ромен Жибер, Мари-Элен Дюбрей, Эммануэль Родореда, Валле Бертран,Мара Тралла, Мари Картау, Алексей Кострома, Александр Панов, Дмитрий Гутов, Юрий Альберт, Герман Виноградов, Вика Ломаско/ Анна Броше/ Ната Морозова, Юлия Жданова, Сергей Баландин, Илья Поляков, Анфим Ханыков

05.08. - 25.08.07
Выставка молодых самарских художников «Как если бы мы жили вместе»
Дом Кино. Улица Куйбышева 96.
Открытие 05.08.07, в 16.00; 21.08 в 16.00 – творческие встречи с художниками.
Кураторы:
Коржова Неля, Шуваева Светлана.
Участники:
Тарнаруцкая Елизавета, Служаева Ольга, Катков Александр, Анастасия Колодочко, Александр Верёвкин, Михаил Лёзин, Евгений Чертоплясов, Якунин Максим, Якунин Кирилл, Фетисова Анастасия, Анна Коржова, Сергей Баландин, Группа ЧЖНС: Дима ЧЖНС, Андрей ЧЖНС, Дима Ильин, Фарида Идиятуллина, Косякина Ольга, Шуваева Светлана, Александр Воронков, Логутов Владимир

10.08. по 30.08
Выставка «Самара - Штуттгарт»
Самарский Художественный Музей. Улица Куйбышева 92.
Открытие 10.08 в 14.00 19.08 в 12.00 – творческие встречи с художниками.
Кураторы:
Петрова Т. А., Коржова Н. проект «Как zum Beishiel»
Участники:
Ханнс-Михаель Руппрехтер, Герт Видмаер, Евгений Рябушко, Коржова Неля, Коржов Роман, Филотов Г. В., Шеин Н.Ф., Сушко В. В., Пурыгин В.З., Оксана Стогова, Игорь Доний, Алексей Зайцев, Сергей Осмачкин, Владимир Логутов, Баландин Сергей

12.08. Дмитрий Гутов, выставочный проект «При коммунизме каждая кухарка будет понимать Гегеля»
(Посвящается 200-летию написания труда «Феноменология духа»)
с. Ширяево/Штольни

12.08. – 10.09.07
“ROMA PUNTO UNO”. Выставка итальянского современного искусства.
Самарский Художественный Музей. Улица Куйбышева 92.
19.08.07 в 16.00 – творческая встреча со зрителями, Директором Итальянского Института Культуры в Москве г-ном Альберто Ди Мауро.

18. 08.07
«Номадическое шоу» в селе Ширяево
Начало в 11.15 часов от пристани в Ширяево - с прибытием корабля.
Отплытие из Самары в 8.30, с 1-го причала Речного вокзала.

19, 20, 21.08.07
«Видео выставка: между Европой и Азией». Программа видео арта.
Самарский Государственный Университет. Улица Потапова
С 21.00 до 01.00, каждый день.
Куратор:
Антонио Джеуза
Участники:
Анатолий Ганкевич, Алексей Белаев, Кирилл Преображенский, Владислав Мамышев-Монро, Группа «Му-зей», Вадим Захаров, Ольга Тобрелутс, Группа «АЕС», Группа «Escape».

22, 23, 24.08
Коллоквиум на темы: «Стратегия развития Ширяевской биеннале», «Биеннальское движение в мире» «Современный перформанс», видео программа «Мульти витамин».
Участники:
Ханнс-Михаель Руппрехтер, Элен Рейн, Йохен Герберт Шлёдер, Александр Шиковски, Маттиас Холланд-Моритц, Сабин Пфайстерер, Ирис Хельригель, Герберт Мецгер, Геро Гётце, Марлен Перронет, Ромен Жибер, Мари-Элен Дюбрей, Эммануэль Родореда, Валле Бертран, Маре Тралла, Мари Картау

25.08.07
Закрытие V Ширяевской биеннале "Дом: между Европой и Азией"

Концепция.

Творческому осмыслению предлагается понятие «Дом» - как способ проживания, поскольку это то самое суверенное пространство, которое художник может представить миру.

Изучение этого понятия актуально именно сейчас, когда основным параметром современности является «мутация». Революционные установки прошлого десятилетия сменяют философичные игры с предметом, дискурс актуальности постоянно пополняется новыми технологическими и междисциплинарными наработками, «все» пробуют «всё», предполагая, что «только изменяя себя, мы не изменяем себе».

Возможно, в этой ситуации современный художник по-прежнему и даже более чем когда-либо остается «самостью творца, неравной самому себе». Так как «культурный продукт» - будь то «картина» или «перформанс», являются лишь частью истории, смысл которой по завершению может быть обратным, и сфера борьбы переместилась к границам себя самого, «дома» внутри себя.

Однако вектор контемпоральности, колышущейся между художественным и социальным не может обойти «Дом», как феномен устойчивых ценностей человечества.

Экология, семья, фобии, пристрастия, нано-технологии - все в движении. Никто ни в чем не уверен. Но повальная «подсадка» на перемены не затмила мечты о «доме». И в самых крутых вестернах самые «cool» бьются за «счастье на лазурном берегу». Не за счет в банке, это лишь средство, а за крошечную пристань «своего». И первое осознание «себя» связано с желанием уехать, убежать, отпочковаться, создать «свое», вновь привязать отрезанную пуповину, и сегодняшний fashion, желая купить вашу душу, как самый модный тренд предлагает «cocooning», создание своего кокона, своей среды, по сути - «дома», который всегда с тобой. И более - это ты сам.

Это интересно и в ракурсе «строительной лихорадки» охватившей Россию.
Пришли новые собственники, и часто лучшее перестраивают в худшее. Например, обезличивают памятники конструктивизма, стирая следы былого величия и все потому, что невозможно «чужое» назвать своим «домом».

Обозначая темой этого года понятие «Дом», нам бы не хотелось ставить конкретных границ, напротив интересно было бы понять, какой дом нынче желаем более всего: универсальная ячейка в небоскребе глобализма или магнетизм аутентичного места.

Куратор Неля Коржова.

Организатор:
САМАРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД «ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

Министерство Культуры и Массовых Коммуникаций
Федеральное Агентство по Культуре и Кинематографии
Государственный Центр Современного Искусства