
Евгений Мохорев
«Современное искусство в традиционном музее»
BALLET ROYAL: АРИФМЕТИКА ИДЕАЛЬНОГО
Фотографии – книги – видео
23 сентября – 14 октября
Открытие выставки – 23 сентября 2006 года, выставочные залы Петербургского театрального музея (пл. Островского)
Время открытия: 14.00
Кураторы проекта: Аркадий Ипполитов, Павел Гершензон
Художник-фотограф: ЕВГЕНИЙ МОХОРЕВ
Видеофильм: Сергей Дубровский
Постановка фото и видеосъемки: Алексей Мирошниченко
В фото и видеосъемке участвовали: Алексей Тимофеев (фото), Максим Зюзин (фото и видеосъемка), Мариинский театр
Пространство экспозиции: Выставочные залы СПб. Государственного Музея театрального и музыкального искусства (помещения бывшей Дирекции императорских театров).
В экспозиции используются раритеты Отдела редкой книги СПб. Государственной театральной библиотеки.
Организаторы выставки: «Институт PRO ARTE», СПб. Театральная библиотека, СПб. Музей театрального и музыкального искусства
Идея
В марте 2006 года петербургский фотограф Евгений Мохорев провел по заказу Мариинского театра фотосессию, целью которой был поиск графического имиджа балетного фестиваля «Мариинский». Задача фотографа сводилась к фиксации пяти главных балетных позиций, основных пространственных положений тела, а также всех возможные их модификации. Но неожиданно фотосерии Мохорева, которые, по сути, являются «таблицами соответствия», «таблицами стандартов», «таблицами калибровки» обрели самостоятельную эстетическую ценность, превратились в концептуальный жест.
В этих сериях балет, пожалуй, впервые в мировой иконографии представлен в максимально очищенном от времени, географии, обстоятельств, ситуаций, сюжетов, стиля и времени виде. Здесь обнажено не только тело, обнажилась метафизика балета. Осталась лишь игра мышц в свету и сексуальная определенность – это балет мужчин. Это балет Короля – Ballet Royal, каковым он и был в Версале начала XVIII века, времени выхода в свет знаменитого Учебника танца Пьера Рамо – «Le Maître à danser». (Rameau P.), который откроет экспозицию.
Гравированные таблицы в учебниках Карозо, Рамо, Фейе, Арбо, Блазиса и фотосерии Евгения Мохорева, которые, в свою очередь, становятся новейшим учебником классического танца, объединяют 350 лет балета: от версальских entré времен Людовика XIV до пируэтов со смещенной осью времен Уильяма Форсайта. Все держится на пяти классических позициях ног.
Состав экспозиции
1. Танцевальные трактаты из Отдела редкой книги петербургской Театральной библиотеки:
a) Il Ballarino di M. Fabritio Caroso, 1581
b) Orchesographie par Thoinot Arbeau, 1588
c) Chorégraphie ou l’Art de décrier la Danse par Feuillet, 1700-1701
d) Le Maître à danser par Rameau, 1725
e) Танцовальный словарь, Спб, 1794
f) Traite élémentaire par Ch. Blasis, 1820
g) Ch. Blasis, The Art of Dancing, London, 1830
2. Фотографии Евгения Мохорева (50 х 50, 90 х 90) – более 100 фотографий
3. Видеофильм, смонтированный из специальной съемки, сделанной в залах Академии Русского балета имени Вагановой и фрагментов фильма ‘Le Roi danse’.