Основная идея – показать преемственность и непрерывность развития фотоискусства, несмотря на политические и исторические преграды, показать развитие фотографии как вида творчества с множеством ответвлений и жанров, показать развитие фотографического видения и слияние фотографии с современным искусством.
Фоторепортаж – один из центральных жанров в коллекции, поскольку ее авторы – профессиональные фоторепортеры. Журнал «Советский Союз» (где работал Ю.Рыбчинский) был наследником легендарного «СССР на стройке». Главным художником журнала был Александр Житомирский, известный график, мастер фотомонтажа, последователь Джона Хартфильда и Родченко. И те, кто составляли цвет репортерского корпуса «СССР на стройке» – Г.Зельма, М.Марков-Гринберг, В.Руйкович, Е.Халдей, Я.Халип – продолжали работать и здесь. А через них – была возможность узнать и других авторов. Живой этап этой эстафеты.
Собирателей привлекали яркие мастера 1960-х годов, работавшие на советскую журналистику и выделявшиеся своим свободным взглядом и авторским почерком: В.Ахломов, Л.Бергольцев, В.Генде-Роте, Г.Копосов, В.Тарасевич.Силу и неповторимость коллекции составили «инаковидящие», те, кто изредка публиковался в 1960-е и 1970-е годы и снимал, как правило, для себя, в стол: С.Гитман, В.Куприянов, А.Лапин, Б.Михайлов, Б.Савельев, В.Семин, А.Слюсарев. Рыбчинский и Гладков принадлежат к этому поколению.
Коллекция создавалась в разгар Перестройки. До Москвы доходили самые яркие представители фотографических регионов. Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола, Харьков, Минск: Ф.Губаев, Ляля Кузнецова, М.Ладейщиков, С.Осьмачкин и другие. Отдельную группу составили фотографы Прибалтики, а также фотографы «новой волны» 1990-х годов: С.Борисов, В.Ефимов, С.Леоньтьев, И.Мухин, И.Пиганов, А.Шульгин. Когда к этой коллекции в 1997 году стали добавляться мастера 1920-х годов – А.Родченко, Б.Игнатович, А.Шайхет, ее уже стало можно считать наброском истории русской фотографии, в которой достижения, мастерство, качество, наполненность смыслом передавались как эстафета «От Родченко до наших дней».
На пути этой эстафеты было семь остановок, семь выставок. На прошедших семи выставках каждый раз доминировали те или иные качества. Одна из первых выставок – «Русская динамика» 1994 года – выявила актуальный политический аспект фотографии, она показывала персонажей Перестройки. Ретроспектива «Фотоэстафеты» 1997 года была посвящена непрерывности развития фотографии во всех ее жанрах почти за весь 20 век. «Поэзия и фотография» в 1998 году подчеркнула близость образного языка и эмоционального воздействия поэзии и фотографии. Выставка под названием «Кич и искусство фотографии. Пограничные ситуации» – показала насколько подвижна и условна граница между массовой культурой и ее отображением, пародированием в фотографии. Ретроспективность соседствовала с попытками представить особенности современного фотоискусства.
И поэтому нынешнюю выставку можно представить как набросок истории фотографии от модернизма к пост-модернизму, или от авангарда до авангарда. Подобные выставки позволяют увидеть в развитии фотографии движение и смену стилей.
Фотография военных лет 1941-1945 – это как камертон истинности и честности запечатленной жизни. «Соцреализм» в фотографии отличает политический и литературный подтекст, преобладание общих планов, назидательность. Яркий пример такого типа – снимки В.Хухлаева, сотрудника фотохроники ТАСС 1950-х годов. Одновременно в 1930-е, 1950-е годы и позже существовал и развивался «пикториальный» стиль, живописная фотография. Ее отличает многозначность, размытость, неопределенность образа, столь желанная в пейзаже, портрете или натюрморте. Период конца 1950-х и 1960-х годов, то, что в структуре фотоколлекции обозначено как «хрущевская оттепель», имел вполне отчетливый романтический оттенок, освоение приемов съемки жизни врасплох.
На фоне документальной, событийной фотографии 1970-х и 1980-х годов выделяется своей внутренней напряженностью субъективная, иногда эмоционально острая или наоборот, медитативная фотография: натюрморты, городские фрагменты. В работах художников-концептуалистов фотография становится средством документации всевозможных акций, а также объектом проектирования. Создается особое пространство для съемки. И рождается нарочито стерильный, предельно-простой, фронтальный «супрематический» кадр, как в работах Ф.Инфанте. В других случаях фотосерия выглядит как стоп-кадры из фильма: И.Макаревич с его метаморфозами автопортрета. В третьих - присутствует режиссура и подчеркнутая театрализация – С.Борисов.
«Музей фотографических коллекций» появился 10 лет назад не только для сохранения фотографий как произведений, но и ради содействия тому, чтобы не прекращались перемены в фотоискусстве, чтобы каждое новое имя что-то добавляло. Чтобы каждый новый снимок отличался от «срединного», базового уровня обычной, банальной, общепринятой фотографии. Точка в конце фотоэстафеты еще не поставлена…
Александр Лаврентьев