21:00
Вход свободный.

Пермский музей современного искусства при поддержке компании marka:ff представляет в Москве одно из самых ярких имен в мире contemporary art — Марину Абрамович с лекцией PERFORMING BODY.

Югославская художница, живущая сейчас в Амстердаме, Марина Абрамович, с начала 1970-х годов остается одной из самых активных и скандальных фигур мирового художественного пространства, неутомимо экспериментируя с собственным телом и психикой зрителей.

Тогда, в далекие 70-е, на заре телесного перформанса, в галерее Studio Mona в Милане Марина Абрамович молчаливо предложила зрителям сделать что-нибудь с ее телом, воспользовавшись инструментами и предметами, разложенными на столике, как в процедурном кабинете или в застенке. Перформанс был прерван в тот момент, когда Абрамович, уже полураздетой (одежду с нее, как в 1960-е годы с Йоко Оно, зрители-участники срезали по кускам), кто-то засунул в рот дуло пистолета. Уже тогда всем стало ясно, что до сих пор не было и не может быть впредь ничего более выразительного и сильного в искусстве, чем живое человеческое тело, запечатлевшее следы реальности.

Жизнь, боль, насилие и опасность тогда стали протестом искусства против лицемерного оптимизма. Люди перестали обманывать себя и верить в добро по инерции. Когда уже не могли не видеть: жизнь состоит из проявлений насилия, а человек может быть столь же жестоким, сколь и великодушным. Марина Абрамович — одна из первых кто понял и принял это. Одна из первых, кто посмотрел на свое тело, как свидетельство присутствия или воздействия мира. Абрамович увидела, что последствия таких взаимодействий всегда болезненные, часто трагические и разрушительные. Свое выражение в перформансах Абрамович находит тема феминизма. Художница исследует женское тело как объект страсти и насилия. Отсюда: звезда, вырезанная на женском животе — «вместилище легенд и жертв»; женское лицо, засыпанное стеклянными опилками; женщина в джунглях, вооруженная огромным ножом.

В 1997 году Марина получила «Золотого льва» Венецианской биеннале, о чем многие художники только мечтают. Ее работы раздвинули границы жанра: увидев жестокие и прекрасные перформансы Абрамович, люди падали в обморок — и это полностью вписывается в представления Марины об искусстве, которое «должно волновать и возбуждать чувство опасности». И в пику пафосным рассуждениям о роли личности в истории, Марина Абрамович продолжает исследовать влияние той самой истории на личность в самых повседневных ситуациях. Изучая физические и умственные пределы человека, Абрамович продолжает противостоять боли, истощению и опасности в поисках эмоционального и духовного преобразования. А ее работы продолжают шокировать и вдохновлять. Как тогда — на Венецианской биеннале в 1976-м и кассельской Документе в 1977-м, так и совсем недавно - в 2004-м в Историческом Музее в Москве и Музее Современного Искусства Кумамото в Японии.

А еще Марина Абрамович активно читала лекции в Европе и Америке, с 1994 (в течение следующих семи лет) в качестве профессора Performance Art в Hochschule Bildende Kunst в Брауншвейге, Германия. В декабре 2008-го Марина Абрамович приезжает в Москву на «Премию Кандинского», и накануне ее вручения, 9 декабря, прочтет лекцию, покажет фильм и перформанс.

Инициатор события, Пермский музей современного искусства — проект нового культурного центра мирового уровня — осенью представил в Перми более 100 работ 36 современных художников в рамках выставки «Русское бедное» под кураторским началом Марата Гельмана. В планах музея создание уникальной коллекции, в которую войдут работы известных всему миру Анатолия Осмоловского, Дмитрия Гутова, Авдея Тер-Оганьяна и других современных художников. В рамках образовательной программы музея пройдет серия открытых лекций, первой из которых станет московский проект — MARINA ABRAMOVIC. PERFORMING BODY — лучший старт для всех, кого интересует история и язык самого массового вида современного искусства — искусства перформанса, свободного от жанровых границ. И не менее захватывающая тема — тело художника. Марина Абрамович ответит на все вопросы об эволюции тела как объекта современного искусства, и, возможно, вернется к нам в скором будущем с масштабной ретроспективой.