20 марта 2009 года в Государственном Эрмитаже в залах Главного Штаба в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» открывается выставка «Борис Смелов. Ретроспектива», организованная Государственным Эрмитажем и галереей pARTnerproject, Москва, при участии Фонда Бориса Смелова. На экспозиции представлено более 90 произведений (натюрморты, портреты, городские пейзажи) из коллекции галереи pARTnerproject, Москва, (www.partnergallery.ru) и частных собраний.
Фотограф Борис Смелов (
Творчество Бориса Смелова — ценное и яркое явление петербургской культуры
Смелов — художник, стоящий на грани столетий, художник отечественный, но находящийся на уровне лучших достижений интернациональной фотографии, демонстрирующий связь относительно нового искусства, искусства фотографии с культурной традицией, в первую очередь — с культурной традицией Петербурга, города интернационального по своей сути. Фотография — это открытие позапрошлого века — изменила и определила мировосприятие современного человека чуть не в большей степени, чем любое другое открытие. Фотография способна выстроить последовательную цепь мгновений, определяющих нервную пульсацию жизни города.
Каждая фоторабота — это не простой документ, а воплощение того, что лежит на дне нашего сознания, и что является только во снах и фантазиях, ибо воспоминание — одна из форм фантазии. Случайные мгновения сплетаются в важное послание, в цельный текст о городе, о его неповторимой выразительности, быть может, более цельной и значимой, чем его неизменные недвижные монументы. В остроте переживаний подобных моментов, чудом вырванных из потока времени, заключается неповторимый аромат искусства Бориса Смелова — то, что он сам называл «интуитивной фотографией». Интуиция, однако, всегда сопровождается у него безошибочным и точным расчетом интеллекта.
Борис Смелов не фотографировал конкретику реального Ленинграда, и даже было бы несколько поверхностно говорить, что в своих фотографиях он пытался поймать призрак Петербурга. Его Петербург — не просто город, но Город с большой буквы. В нем есть
Имя Смелова прекрасно известно фотографам, коллекционерам, критикам и историкам фотографии. Любой более или менее заметный петербургский фотограф сегодня не избежал его влияния. Это общепризнанный факт. Его много показывали на различных выставках как при жизни, так и после смерти, о нем невозможно не упомянуть, говоря о петербургской фотографии, но до сих пор не состоялось ни одной его крупной музейной выставки, не было опубликовано отдельного, посвященного только ему альбома. Выставка, представленная в Эрмитаже, свидетельствует о признании этого выдающегося мастера, талант которого оценен по достоинству.
Куратор выставки «Борис Смелов. Ретроспектива» — Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлен научный, иллюстрированный каталог на русском и английском языках (Издательство KERBER, Германия, 448 страниц, 332 иллюстрации). Каталог предваряет вступительное слово В. И. Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга, М. Б. Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, В. Ю. Фролова, президента Фонда Бориса Смелова, и включает статьи Аркадия Ипполитова, Дэвида Гэллоуэя (художественного критика, редактора журнала Art in America) и Александра Китаева (фотографа).
Выставка проходит под патронатом В. И. Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга.
В рамках образовательной программы к выставке проводятся круглые столы с устроителями экспозиции, художественными критиками, а также мастер-классы с фотографами.
В Государственном Эрмитаже в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» были представлены три выставки: «Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи», «Чак Клоуз. Семь портретов» и «Пространство Тимура: Петербург-
За дальнейшей информацией и слайдами обращаться:
Елена Гетманская
Пресс-служба Государственного Эрмитажа
Тел. (812)
www.hermitagemuseum.org