Мода 1980-х: стили субкультур
1980-е годы — период модных перестроек и перестройки моды, время возникновения новых стилей и новых творческих пространств. Подпитываясь энергетикой чаемых перемен, молодые люди СССР создавали новые музыкальные стили, уличную моду, коммунальные сквоты…
Проект Миши Бастера и Ирины Меглинской — фотографическая история советского артистического андеграунда, попытка заново представить и реконструировать то, что многие даже пережив, успели забыть. Байкеры, брейкеры, стиляги, ньювейверы, панки, металлисты, рокеры, рокабиллы; Жанна Агузарова, Гарри Асса, Александр Петлюра, Андрей Бартенев, Виктор Цой, Сергей Курехин, Тимур Новиков, «Мальчишник» и Дельфин. .. Более трехсот фотографий из личных архивов участников уличных движений 1980-х, любительских и профессиональных, черно-белых и цветных, снятых на площадях, мостах, улицах, концертах, кухнях, пляжах, мотоциклах, эскалаторах, рельсах, балконах, скамейках, остановках, сценах, стадионах.
Альтернативная советскому режиму культура переживала свое становление в среде субкультур, сформировавшихся к началу 1980-х. Их участники и герои осваивали сквоты и уличные подиумы, вовлекая в праздник непослушания обычных прохожих. Стиль их одежды, причесок, татуировок, макияжа, утрированный и эпатажный, демонстрировал крайнюю степень свободы и независимости, бросая вызов «нормальной» и типичной советской образности.
Фотографическая премьера «Хулиганы 80-х» — часть одноименного проекта, продолжением которого станет книга Миши Бастера. В своих интервью участники эпатажных уличных бунтов рассказывают автору-соучастнику о беспокойных 1980-х, когда, воспитанные на модных иностранных идеях и экспериментальной музыке, они создавали уникальный мир с собственной модой, музыкой, языком и рынком. В книгу вошло более двадцати интервью с самыми яркими представителями неформальной культуры и более восьмисот фотографий из их личных архивов. «Именно в перестроечный период многие подростки отчаянно вживались в придуманные несоветские брутальные образы, носившие характер анти-геройства, бравады и хулиганской оригинальности. Все это происходило в рамках противостояния „нормального“ и „ненормального“, и эти стилистические образы в свою очередь являлись защитой собственного подросткового идеализма и стали ключевым критерием для поиска себе подобных на улицах многих городов СССР» (М. Бастер).
1980-е были поворотным времени в стилистике целой страны. «Приподнимание» железного занавеса, через который стали просачиваться новые ритмы, товары, ткани, с одной стороны проблематизировало подростковую идентичность, с другой — открывало возможности эксперимента в отношениях, самовыражении и самом стиле жизни. Эта эстетика проецируется в современность под сопровождение акустических выступлений музыкантов, которые станут частью проекта, саундтреком к истории хулиганов 1980-х.