Сказать про фотографа, что он чувствует свет — все равно что похвалить актера за хорошую память — надо же, сколько слов запомнил. Меж тем, в устах иного актера слова звучат как свои собственные, а в отпечатках фотомастеров свет настолько естественно прекрасен, что источник его неопознаваем. Ира Бордо идет на свет уверенно и бесстрашно, как ребенок на большую собаку, и уже совершенно не по-детски приручает его.
В серии «Без суеты» опыт взгляда, совпадающего со светом, приобретает характер своеобразной аскезы. Бордо отказывается от одного из важнейших контрапунктов современной модной фотографии — постпродакшна, позволяя увидеть неуловимо тонкий слой картинки, максимально приближенный к жизни. Это делает Ира Бордо, известная всему глянцевому модному сообществу как мастер блистательной, совершенно нетехнической, художественной обработкой своих фотографий. Со стилистами и мастерами мейкапа она творит чудеса, которые можно отнести к разряду искусства. Здесь же случилась полная отмена каких-либо действий после получения кадра и, наблюдая одну за другой фотографии, мы видим как проступает фреска. Происходит волшебная алхимия естественности лиц, мыслей, тканей и историй, собранных воедино вдумчивым взглядом фотографа. Несегодняшние лица, пластика и настроение тем внятнее, чем больше природной красоты в каждой модели, отобранной для живописной серии. Неизбежная, вполне уместная ассоциация возникает то ли с работами раннего Возрождения, где в ликах вдруг стали проступать лица, а в богах — человеческое, то ли со зрелым средневековьем Вермеера и Рембранта, где скудный антураж изображаемого (ни тебе дичи на столе, ни самого стола) восполнен чувственностью и глубиной каждой, пусть даже не самой правильной черты лица. Взгляд внутрь себя, естественный поворот головы, минимально и точно подобранное обрамление — более чем достаточное для завершенности образа.
«Без суеты» — прорыв Бордо сквозь вполне удачные попытки удержать собственную творческую идентичность в потоке съемок моды. Если отменить все бренды и мейки остается чистый стиль Иры Бордо, где точкой отсчета становится не вещь, а человек, своей харизмой выстраивающей идею в голове автора. А дальше — нагота, драпировка и безупречно точный выбор кадра, в котором вечность застывает в сцепке с острой актуальностью.
Как это у Бордо получается? Если вглядется в собственное лицо фотографа, все встает на свои места. Красивый человек всегда представляется талантливым, а когда сперва видишь его работы, достойные восхищения, тогда внешность становится разгадкой, легким ответом на вопрос «откуда дар»? Плюс — подвиг победы стиля, отодвинувшем лейблы для свободы великолепной выдумки.
О своей биографии Ира Бордо оставляет некий ноль знаний — ее портфолио куда красноречивей страницы «О себе». Она искренне рассказывает что-то личное, но способ ее изложения — фотография. О серии работ «Без суеты» Ира Бордо говорит: «О чем она? Думаю, о моем воображаемом мире. Когда видишь человека как будто из другого временного пространства и начинаешь додумывать о нем какую-то историю. Мне хотелось, чтобы эти удивительные лица, лица неотсюда, все могли увидеть как-будто моими глазами».
Марина Федоровская