ИЛЬЯ ПИГАНОВ. Том III. Пигановы.
Илья Пиганов прекрасно
Проект «Том III. Пигановы.» – это своеобразный «постконцептуализм», инсталляция, учитывающая опыт «найденных вещей» Кристиана Болтански, но Пигановым социализированность концептуализма переводится в плоскость субъективности прямо-таки берклианской. «О ком мне плакать, как не о себе», – эту гениальную строчку из сонета Петрарки можно было бы поставить эпиграфом к выставке, и главное качество этого проекта – субъективный взгляд на предметную объективность. Именно это – то, что проект очень личный и личностный – превращает повесть об отце в своеобразную повесть об Отечестве, и личное высказывание становится столь обобщающим, что предоставляет каждому возможность спроецировать рассуждение художника на свои собственные взаимоотношения с прошедшим. Ведь когда индивидуальное впечатление превращается в универсальное переживание, это и есть то, что искусством мы зовём, – и Илья Пиганов свой личный опыт превращает в повесть об Универсуме, о пути художника. Да и не только художника, но и любого человека, творения Божьего.
Ключ, давно потерявший способность открывать, зеркало, неспособное отражать, очки с треснувшим стеклом, выцветшие фотографии людей, уже умерших, и обветшавшая бумага страниц, текст на которых разобрать невозможно, – предметы, приметы и следы прошлого века, свалка времени, на которой они истлели, пропали и забылись БЫ, если бы наш взгляд не остановился на них, а, остановившись, взгляд различает, что это – наследство и наследие, так что облезлые разрозненные вещи, складывая некую – мы ее не знаем, но это не имеет значения – душераздирающе жалкую историю, обладают элегантностью просто умопомрачительной; в них нельзя не влюбиться, как в À la recherche du temps perdu сознание вспоминающего влюбилось в шнурки Свана, приравняв их ценность к картине Рубенса. Все безжалостное время примиряет, как анестезия, – об этом история, рассказанная Ильей Пигановым: «Том III»: созданный Пигановым путь от Воображаемого Иерусалима, мечты о Божественном Граде, обещающим Вечность, через юность отца, которая, как всякая юность, есть обещание Будущего, через весь предметный хлам личных, очень личных, вещей, вещей-дневников, превративших Будущее в прошедшее, через молитву Молитвенника, это путь к окну, которое есть выход, оно же вход, но – неизвестно куда, в Божественный Иерусалим, с которого и началось странствие, должно быть, – и это путь каждого путника, то есть каждого из нас.
Аркадий Ипполитов