КРИУШИ. ВИЗУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Выставка современной художественной фотографии
Из собрания Чувашского государственного художественного музея

Российская деревня на рубеже ХХ и XXI веков по-прежнему остаётся тем уголком, где приметы современной цивилизации не стали той доминантой, которые позволили бы стереть контрасты между городом и деревней на бытовом уровне. Ещё менее оказалась подверженной каким-либо изменениям ментальность жителя деревни.

Фотографический проект «КРИУШИ. Визуальное исследование» инициирован чебоксарским фотографом Валерием Багильдинским и ставит целью исследование типичной российской деревни на рубеже ХХ и XXI веков. Этот проект оказался для Багильдинского тем фотографическим проектом, который увлёк его на целых 15 лет (1990 — 2004).

Проект реализовывался в небольшой чувашской деревне Криуши, расположенной на правом берегу Волги, что в 50-ти км от Казани и в 100 км от Чебоксар.

Кропотливая работа Валерия Багильдинского в течение времени реализации (1990 — 2004) календарно выглядела так: в начале марта каждого года он из Чебоксар выезжал в Криуши, а в конце ноября того же года возвращался в Чебоксары. Его нахождение в Криушах формально было привязано к земле, где он выращивал овощи. С утра до позднего вечера он, как правило, пропадал в огороде или строил свой дом. Это внешнее, логически оправданное обстоятельство, закономерно привело его к ночным съёмкам. Фотографическая панорама Криуш у Багильдинского представляет череду жителей этой деревни в минуты редкого отдыха, а также череду деревенского пейзажа, который представлен не столько как элемент эстетического наслаждения, а скорее — как пейзаж ассоциативный. Большинство мизансцен снято в ночи, и все персонажи, как и пейзаж, сияют на чёрном фоне. Такова визуальная логика Багильдинского, который считает, что вспышка в ночи высвечивает только самое главное и необходимое, и хочется добавить к этому — и вневременное.

Результатом выполнения проекта стал целый пакет фотографических серий: «Застывшее время. 1991 — 1992», «Силуэт. 1993», «Лодки 1. 1994», «Аллегорический пейзаж. 1995», «Волжская сюита. 1996», «Лодки 2. 1997», «Пейзаж. 1998», «Они пришли. 1999», «Встречи. 2000», «Диковины из металла. 2001», «Маршрут №10. 2002», «Причал, 2002», «Возвращение. 2003», «Деревенские картинки. 2003», «За околицей. 2004», «Бригадир. 2004», «Пространство бытия. 2004».

Отличительной особенностью проекта стало поэтапное представление результатов проекта широкой общественности Чебоксар на фотографических и художественных выставках. Первый показ работ состоялся в 1995 году на выставке «Команды Р», второй — на юбилейной выставке НФС «Ракурс» в 1999 году, третий — на выставке «ФОТОFLASH» в 2004 году. 2004-й стал годом, когда показ работ Валерия Багильдинского шёл широким фронтом на нескольких последовательно состоявшихся выставках в Чувашском государственном художественном музее. И в это же время начались публикации его работ на сайте современной творческой фотографии в Чебоксарах — «ART-переход.ru».

Проект «Криуши. Визуальное исследование» стал тем проектом в Чебоксарах, который продемонстрировал способность фотографа «петь одну песню» и в жанровой, и в пейзажной, и в ассоциативной фотографии, а также возможность посредством детализации улавливать отличительные признаки деревенских мизансцен. В этом проекте Валерий Багильдинский достиг эпического повествования о деревне не методом разового туристического наезда, а живя в этой деревне на протяжении 15 лет, став при этом одним из героев своих историй, и сумев как художник посмотреть на увиденное со стороны, используя «инструментарий» Чебоксарской фотографической школы.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,

куратор проекта «Криуши. Визуальное исследование».



ВАЛЕРИЙ БАГИЛЬДИНСКИЙ

Краткая творческая биография

БАГИЛЬДИНСКИЙ Валерий Анатольевич родился 5 июня 1935 года в городе Чебоксары, Россия. Образование среднее. Живёт в городе Чебоксары. С 1995 года — пенсионер.

Валерий Багильдинский, соприкоснувшись с фотографическим движением в Чебоксарах в 1985 году, попал во вторую волну чебоксарских фотографов и прошёл путь от человека, который никогда не держал в руках фотоаппарата, до состояния, когда его индивидуальный фотографический мир стал реальностью.

Свои занятия фотографией он начал в 1985 году на курсе творческой фотографии школы фотографического мастерства в Чебоксарах. В дальнейшем (с июля 1985 года) он совершенствовал своё ремесло в народной фотостудии «Ракурс», в фотографическом сообществе «Чебоксарский фотоклуб» (с 1992 года) и в творческой группе «Приближение» (с 2005 года). Его становление как фотографа-художника произошло в период «ПРАВОБЕРЕЖНЫЙ», когда в Чебоксарах наблюдался максимальный интерес фотолюбителей к художественной фотографии. В следующем периоде «ЗАТИШЬЕ» Валерий Багильдинский делает окончательный выбор в пользу творческой фотографии. В периоде «ЛОКАЛЬНЫЙ» он становится участником художественного фотографического проекта «Команда Р», а также вступает в 1996 году в члены Союза фотохудожников России. В периоде «ОТКРЫТЫЙ» (с 2003 года) он активно участвует в фотографических и художественных выставках Чувашского государственного художественного музея.

Валерий Багильдинский свой первоначальный интерес к фотографии отчётливо зафиксировал в жанровых работах: «Сельский цикл (серия, 5 листов). 1986»; «Дворики (серия, 7 листов). 1986»; «Провинциальный городок (серия, 12 листов) 1988». Но уже в начале своего творческого пути Багильдинский подступил к метафизической фотографии. Его первая на этом небосклоне работа «Пешеход (серия, 5 листов). 1987» прозвучала диссонансом для тех, кто привык лишь рассматривать внешнюю сторону изображения, не пытаясь уловить контрасты многозначности знаковой структуры фотографии.

Интерес к метафизической фотографии у Багильдинского возник не на пустом месте: в середине 80-х ХХ века в Чебоксарах культивировалась именно такая фотография. Общение с представителями Чебоксарской фотографической школы, а также участие в известных выставках Аналитической фотографии сделали своё дело: он оказался потенциально готов для реализации большого проекта «КРИУШИ. Визуальное исследование», где его интерес к метафизической фотографии проявился до конца.

Валерию Багильдинскому довелось участвовать в ряде выставок ещё в СССР: «Уголок России — отчий дом» (1986, Пермь), «33 фотографа Поволжья. Авторские коллекции. Первая выставка» (1987, Чебоксары), «Аналитическая выставка фотографии. III биеннале» (1987, Йошкар-Ола), «Фотоорбита-86/87. 6 я выставка кругового обмена фотоклубов СССР» (1987, Козьмодемьянск), «Аналитическая выставка фотографии. IV биеннале» (1989, Йошкар-Ола). Багильдинский всегда участвовал и в выставках творческой фотографии, проводимых в Чебоксарах. В 1995 году он становится участником этапной выставки чебоксарских фотографов «Фотографическая выставка Команды Р», в 1999 — знаковой выставки «Рождение новой коллекции», а в 2004 году его захлёстывает полоса выставок: «ФОТОFLASH» (январь-февраль), «Пробуждение весны» (февраль-март), «Книга художника — параллельные миры» (март-апрель), «Новое время Чувашии» (июнь-август). С 2011 года его работы экспонируются и во вновь открывшемся разделе «Современная художественная фотография» в музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность» в Чувашском государственном художественном музее. В этом разделе уже состоялся ряд выставок чебоксарских фотографов с участием Валерия Багильдинского: «Фотографические фрагменты» (октябрь 2011 — январь 2012), «Пятеро с Правобережья» (февраль 2012 — июнь 2012), «Чебоксарские фотографы 1980-х годов» (июнь 2012 — июль 2012).


Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,

куратор проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия».