Харьковская школа фотографии – уникальное явление не только для Украины, но и всего постсоветского пространства. Уже в начале 1970-х годов Харьков стал эпицентром альтернативной фотографии. Взаимно обогащающие друг друга эстетические и концептуальные поиски харьковских авторов, их эксперименты со способами печати, раскрашиванием, коллажированием, монтажом и наложением кадров, но, в первую очередь, внутренняя свобода художников в выборе темы и осознанность метода привели к тому, что была создана мощная традиция. И сегодня она продолжает влиять на творчество молодых харьковских фотографов, открытая трансформациям и внутреннему дискурсу.
Стили и жанры харьковской фотографии столь разнообразны, что создать всеобъемлющий проект сегодня представляется нам чем-то из ряда фантастики. Однако говорить об этом явлении необходимо, исследуя феномен харьковской школы поступательно. Поэтому мы выбрали тот ракурс, в котором харьковская фотография смогла бы отразиться во всей своей типичности и экзотичности одновременно.
Изображение обнаженной натуры, прежде чем закрепиться в фотографическом лексиконе за привычным «ню» (от англ. nude), существовало в советской фотографии 70-х как «актовая фотография», или «акт». Именно этот термин навел нас на мысль о том, как показать культурную обстановку в Харькове начала семидесятых и как проследить все метаморфозы харьковской школы вплоть до наших дней.
В работах, собранных в проекте, тело становится не предметом салонных экзерсисов, фетишем или объектом массового визуального потребления, но инструментом «удара», критического, философского высказывания. Знаменитая «теория удара» была сформулирована творческой группой «Время», основанной в 1972 Юрием Рупиным и Евгением Павловым. В нее входили самые прогрессивные на тот момент, но очень разные фотографы: Борис Михайлов, Олег Малеваный, Александр Супрун и другие. Авторы новых генераций, такие как Роман Пятковка, Сергей Солонский, следовали установкам группы «Время». Удар, наносимый их фотографией, разрушал стереотипы, проявлял парадоксы советской действительности, расширял границы дозволенного. Молодое поколение (на выставке – успевшие прогреметь на арт-сцене группы «Шило» и «Boba-group»), признав «отцов», продолжает сражаться с химерами современности. Творчество всех участников выставки стоит рассматривать не иначе, как акт неповиновения машине Государства, социальному унынию, семейному ханжеству, художественным предрассудками и психологическим клише.
В рамках проекта запланирована лекция искусствоведа и фотокритика Татьяны Павловой, а также творческие встречи с авторами. Подробнее на www.lumiere.ru
Участники выставки: Евгений Павлов и Владимир Шапошников, Юрий Рупин, Олег Малеваный, Сергей Солонский, Роман Пятковка, Арт-Группа «Boba-group» (Василиса Незабаром и Юлия Дроздек), Группа «Шило» (Влад Краснощек, Сергей Лебединский, Вадим Трикоз), Валера и Наташа Черкашины, а также Александр Балагура и Светлана Зиновьева (видео).
Куратор Зуева Катерина.