ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
МАССАЧУСЕТСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
представляют выставку
БЕРЕНИС ЭББОТ. ФОТОГРАФИЯ И НАУКА
Главный куратор: Гэри Ван Занте
Помощник главного куратора: Джулия Ван Хаафтен
При поддержке Посольства США в Российской Федерации
Стратегический партнер МАММ:
Ahmad Tea
Выставка пройдет в Мультимедиа Арт Музее, Москва (ул. Остоженка, 16)
с 21 ноября по 22 декабря 2013 года
Политехнический музей и Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые представляют российскому зрителю фотографии научных опытов, сделанные звездой американской фотографии Беренис Эббот.
Беренис Эббот была неутомимым экспериментатором. Слава пришла к ней еще в 1920-е годы, в Париже, где она прославилась своими фотографическими портретами. Затем была знаменитая фотосерия о Нью-Йорке 1930-х годов (МАММ показывал ее в 2004 году). Однако сама Беренис Эббот считала своим главным профессиональным достижением именно научные фотографии, балансирующие на грани абстрактности и крайней реалистичности. Она занималась научной фотографией на протяжении всей своей профессиональной карьеры и внесла существенный вклад в ее развитие.
В фотографии Эббот видела колоссальные и во многом нереализованные возможности, связанные с визуализацией науки и с выстраиванием коммуникации между наукой и широкой публикой. В 1939 году Эббот писала о том, что фотография должна стать «дружественным переводчиком между наукой и обывателем». «Фотография, дитя науки, сущностно связана с наукой, которая ее породила».
Самые важные работы Эббот в области научной фотографии относятся к концу 1950-х годов. В эти годы США крайне обеспокоены своим отставанием в научном развитии и особенно — в подготовке молодых людей к научной карьере. Начинается реформирование школьных учебных программ. В 1956 году при Массачусетском технологическом институте (МТИ) создается Комитет по изучению физических наук. В марте 1958 года Комитет предлагает Эббот подготовить серию фотоматериалов для своего флагманского проекта — нового школьного учебника по физике. За следующие два с половиной года Эббот, работая в МТИ, делает свои лучшие фотографии, фиксирующие волновое движение и другие физические явления. В этот период Эббот разработала специальные приборы для фотографирования физических явлений, часть из которых представлена на выставке.
Избранные фотографии, сделанные Эббот для МТИ, были показаны в Смитсоновском институте. Выставка получила название «Образ физики» и в 1960 году отправилась в тур по США, который продолжался шесть лет. Для многих американцев она стала первым знакомством со смелой модернистской фотографией Эббот и новыми методами преподавания физики.
32 авторских отпечатка из серии «Образ физики» составят основу выставки, которая будет показана в МАММ. Они сопровождаются текстами Элизабет Мак-Кауслэнд (арт-критика и активиста Фотографической лиги), написанными совместно с учеными института. Центральная серия «Образ физики» будет представлена в контексте других работ Эббот, сделанных в разные годы. В состав выставки также войдут альбомы Эббот с фотоархивами, ее письма, рукописи и публикации.
Эта выставка изначально стала возможной благодаря щедрой поддержке Рональда А. и Кэрол Кёрц и была создана Музеем Массачусетского Технологического института (Кембридж, штат Массачусетс, США) для постоянного экспонирования в Залах имени Кёрца при Музее МТИ.
Все фотографии и оригиналы документов предоставлены Музеем МТИ.
О Беренис Эббот
Беренис Эббот (1898—1991) росла в неблагополучной семье в штате Огайо и с детства привыкла к самостоятельности. Отучившись два семестра в колледже, она ненадолго перебралась в Нью-Йорк, а в 1921 году эмигрировала в Париж. В Париже она собиралась учиться на скульптора, но открыла для себя искусство фотографии и дадаиста Ман Рэя, который стал ее наставником. В 1926 году Эббот начинает самостоятельную творческую карьеру, и ее портреты получают не меньшее признание критиков, чем работы Ман Рэя.
В 1929 году Эббот возвращается в Нью-Йорк. При поддержке Федерального художественного проекта она на протяжении десяти лет работает над серией «Меняющийся Нью-Йорк». В серию, получившую впоследствии высокую оценку критиков, вошло около 300 фотографий.
В 1940-е годы Беренис Эббот работает фоторедактором в журнале Science Illustrated. Успешный запуск первого искусственного спутника, произведенный Советский Союзом в конце 1957 года, подтолкнул МТИ к учебной реформе Комитета по изучению естественных наук. В реформированном Комитете Эббот получает должность штатного фотографа.
С марта 1958 года по сентябрь 1960 года Эббот принимает участие в проекте Комитета по созданию нового учебника физики для старших классов. В 1960-х годах она публикует некоторые из сделанных для Комитета фотографий, а также новые снимки в трех книгах о науке для юных читателей.
В 1950-е годы Беренис Эббот впервые приезжает в штат Мэн. Вскоре она переводит сюда свою студию и в 1968 году издает свою последнюю книгу «Потрет Мэна».
Сегодня Эббот заслуженно считается одним из самых ярких мастеров фотографии и занимает самое достойное место в истории фотоискусства.
О кураторах
Гэри Ван Занте — куратор Музея MIT по направлениями «архитектура» и «дизайн», в настоящее время также исполняет обязанности руководителя выставочной программы и планирования. В качестве куратора подготовил более 50 выставок (от архитектурной графики Ренессанса до современного дизайна и фотографии). Фотографические выставки, которые Ван Занте курировал в Музее MIT, в частности, представляли работы Габриэлле Базилико, Маргарет Мортон, Кервина Робинсона и др. Недавно опубликовал исследование об урбанистической фотографии XIX века.
Джулия Ван Хаафтен — первый куратор фотографического собрания Нью-йоркской Публичной библиотеки, впоследствии — руководитель коллекции Музея города Нью-Йорк. Признанный специалист по творчеству Эббот, в 1989 курировала ее первую ретроспективную выставку. В настоящее время заканчивает подробную биографию фотографа.
О Политехническом музее
Национальный музей истории науки и техники, один из старейших и крупнейших научно-технических музеев мира.
Политехнический музей — популяризатор научных и технических знаний, идей и решений, определивших путь научно-технического прогресса; собиратель и хранитель уникальных достижений человечества, воплощенных в устройствах и предметах, определивших направление развития цивилизации на разных этапах.
С 2010 года музей начал процесс модернизации - в русле мирового тренда актуализации деятельности музеев и культурных организаций реализуется масштабный проект создания современного национального и международного многофункционального музейно-просветительского центра, объединяющего высшие достижения науки, техники и общества.
С 2013 года историческое здание Политехнического музея закрыто на реконструкцию. В настоящее время и вплоть до окончания реконструкции (2018 г.) Политехнический музей работает на временных и партнерских площадках, как в России, так и за рубежом.
О Музее Массачусетского технологического института (Музей МТИ)
Музей МТИ видит свою миссию в том, чтобы знакомить широкую аудиторию с научными, технологическими и другими направлениями исследовательской мысли. Для этого спользует для этого методики, наилучшим образом служащие национальным и глобальным интересам в XXI веке. На двух этажах, занимаемых музеем, располагается постоянная экспозиция и временные выставки. В своей выставочной программе музей особое внимание уделяет роботехнике, фотографии, голографии, истории Института и его текущим исследовательским проектам. Музей организует месячные программы, адресованные школьникам средних классов и старше, ежегодно в апреле проводит Кембриджский научный фестиваль.
Искусство в Массачусетском технологическом институте
Искусство в Институте призвано объединять творческих людей, работающих в разных дисциплинах, позволяет человеку оставаться исследователем на протяжении всей своей жизни и открывать в себе новые способности. Искусство неразрывно связано с готовностью экспериментировать, находить неожиданные и творческие способы решения проблем. Присутствие искусства на территории Института отвечает его ориентированности на эстетическое, гуманитарное и социальное измерение исследовательской работы и инноваций. Девиз института — mens et manus (головой и руками) — служит отражением этого принципа. Искусство существенно необходимо для выполнения миссии Института, которая состоит в построении более совершенного общества и в том, чтобы достойно встречать вызовы XXI века.