ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
МАССАЧУСЕТСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

представляют выставку

БЕРЕНИС ЭББОТ. ФОТОГРАФИЯ И НАУКА

Главный куратор: Гэри Ван  Занте

Помощник главного куратора: Джулия Ван Хаафтен

При поддержке Посольства США в Российской Федерации 

Стратегический партнер  МАММ:

Ahmad Tea

Выставка пройдет  в Мультимедиа Арт Музее, Москва (ул. Остоженка, 16)

с 21 ноября по 22 декабря 2013 года

Политехнический музей и  Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые представляют российскому зрителю фотографии научных опытов, сделанные звездой американской фотографии Беренис Эббот.

Беренис Эббот была неутомимым экспериментатором. Слава пришла к ней еще в 1920-е годы, в Париже, где она прославилась своими фотографическими портретами.  Затем была знаменитая фотосерия о Нью-Йорке 1930-х годов (МАММ показывал ее в 2004 году). Однако сама  Беренис Эббот считала своим главным профессиональным достижением именно научные фотографии, балансирующие на грани абстрактности и крайней реалистичности. Она занималась научной фотографией на протяжении всей своей профессиональной карьеры и внесла существенный вклад в ее развитие.

В фотографии Эббот видела колоссальные и во многом нереализованные возможности, связанные с визуализацией науки и с выстраиванием коммуникации между наукой и широкой публикой. В 1939 году Эббот писала о том, что фотография должна стать «дружественным переводчиком между наукой и обывателем». «Фотография, дитя науки, сущностно связана с наукой, которая ее породила».  

Самые важные работы Эббот в области научной фотографии относятся к концу 1950-х годов. В эти годы США крайне обеспокоены своим отставанием в научном развитии и особенно — в подготовке молодых людей к научной карьере. Начинается реформирование школьных учебных программ. В 1956 году при Массачусетском технологическом институте (МТИ) создается Комитет по изучению физических наук. В марте 1958 года Комитет предлагает Эббот подготовить серию фотоматериалов для своего флагманского проекта — нового школьного учебника по физике. За следующие два с половиной года Эббот, работая в МТИ, делает свои лучшие фотографии, фиксирующие волновое движение и другие физические явления. В этот период Эббот разработала специальные приборы для фотографирования физических явлений, часть из которых представлена на выставке.

Избранные фотографии, сделанные  Эббот для МТИ, были показаны в Смитсоновском институте. Выставка получила название «Образ физики» и в 1960 году отправилась в тур по США, который продолжался шесть лет. Для многих американцев она стала первым знакомством со смелой модернистской фотографией Эббот и новыми методами преподавания физики.

32 авторских отпечатка  из серии «Образ физики» составят  основу выставки, которая будет  показана в МАММ.  Они сопровождаются  текстами Элизабет Мак-Кауслэнд (арт-критика и активиста Фотографической лиги), написанными совместно с учеными института. Центральная серия «Образ физики» будет представлена в контексте других работ Эббот, сделанных в разные годы. В состав выставки также войдут альбомы Эббот с фотоархивами, ее письма, рукописи и публикации.

Эта выставка изначально стала  возможной благодаря щедрой поддержке  Рональда А. и Кэрол Кёрц и была создана Музеем Массачусетского Технологического института (Кембридж, штат Массачусетс, США)  для постоянного экспонирования в Залах имени Кёрца при Музее МТИ. 

Все фотографии и оригиналы  документов предоставлены Музеем МТИ.

О Беренис Эббот

Беренис Эббот (1898—1991) росла в неблагополучной семье в штате Огайо и с детства привыкла к самостоятельности. Отучившись два семестра в колледже, она ненадолго перебралась в Нью-Йорк, а в 1921 году эмигрировала в Париж. В Париже она собиралась учиться на скульптора, но открыла для себя искусство фотографии и дадаиста Ман Рэя, который стал ее наставником. В 1926 году Эббот начинает самостоятельную творческую карьеру, и ее портреты получают не меньшее признание критиков, чем работы Ман Рэя.

В 1929 году Эббот возвращается в Нью-Йорк. При поддержке Федерального художественного проекта она на протяжении десяти лет работает над серией «Меняющийся Нью-Йорк». В серию, получившую впоследствии высокую оценку критиков, вошло около 300 фотографий.

В 1940-е годы Беренис Эббот работает фоторедактором в журнале Science Illustrated. Успешный запуск первого искусственного спутника, произведенный Советский Союзом в конце 1957 года, подтолкнул МТИ к учебной реформе Комитета по изучению естественных наук. В реформированном Комитете Эббот получает должность штатного фотографа.

С марта 1958 года по сентябрь 1960 года Эббот принимает участие в проекте Комитета по созданию нового учебника физики для старших классов. В 1960-х годах она публикует некоторые из сделанных для Комитета фотографий, а также новые снимки в трех книгах о науке для юных читателей.

В 1950-е годы Беренис Эббот впервые приезжает в штат Мэн. Вскоре она переводит сюда свою студию и в 1968 году издает свою последнюю книгу «Потрет Мэна».

Сегодня Эббот заслуженно считается одним из самых ярких мастеров фотографии и занимает самое достойное место в истории фотоискусства.

О кураторах

Гэри Ван Занте — куратор Музея MIT по направлениями «архитектура» и «дизайн», в настоящее время также исполняет обязанности руководителя выставочной программы и планирования. В качестве куратора подготовил более 50 выставок (от архитектурной графики Ренессанса до современного дизайна и фотографии). Фотографические выставки, которые Ван Занте курировал в Музее MIT, в частности, представляли работы Габриэлле Базилико, Маргарет Мортон, Кервина Робинсона и др. Недавно опубликовал исследование об урбанистической фотографии XIX века.

Джулия Ван Хаафтен — первый куратор фотографического собрания Нью-йоркской Публичной библиотеки, впоследствии — руководитель коллекции Музея города Нью-Йорк. Признанный специалист по творчеству Эббот, в 1989 курировала ее первую ретроспективную выставку. В настоящее время заканчивает подробную биографию фотографа.

О Политехническом  музее

Национальный музей истории  науки и техники, один из старейших  и крупнейших научно-технических  музеев мира.

Политехнический музей —  популяризатор научных и технических  знаний, идей и решений, определивших путь научно-технического прогресса; собиратель и хранитель уникальных достижений человечества, воплощенных в устройствах  и предметах, определивших направление  развития цивилизации на разных этапах.

С 2010 года музей начал  процесс модернизации - в русле  мирового тренда актуализации деятельности музеев и культурных организаций  реализуется масштабный проект создания современного национального и международного многофункционального музейно-просветительского  центра, объединяющего высшие достижения науки, техники и общества.

С 2013 года историческое здание Политехнического музея закрыто  на реконструкцию. В настоящее время  и вплоть до окончания реконструкции (2018 г.) Политехнический музей работает на временных и партнерских площадках, как в России, так и за рубежом.

О Музее Массачусетского  технологического института (Музей  МТИ)

Музей МТИ видит свою миссию в том, чтобы знакомить широкую  аудиторию с научными, технологическими и другими направлениями исследовательской  мысли. Для этого спользует для этого методики,  наилучшим образом служащие национальным и глобальным интересам в XXI веке. На двух этажах, занимаемых музеем, располагается постоянная экспозиция и временные выставки. В своей выставочной программе музей особое внимание уделяет роботехнике, фотографии, голографии, истории Института и его текущим исследовательским проектам. Музей организует месячные программы, адресованные школьникам средних классов и старше, ежегодно в апреле проводит Кембриджский научный фестиваль.

Искусство в Массачусетском технологическом институте

arts.mit.edu

Искусство в Институте  призвано объединять творческих людей, работающих в разных дисциплинах, позволяет  человеку оставаться исследователем на протяжении всей своей жизни и  открывать в себе новые способности. Искусство неразрывно связано с  готовностью экспериментировать, находить неожиданные и творческие способы  решения проблем. Присутствие искусства  на территории Института отвечает его  ориентированности на эстетическое, гуманитарное и социальное измерение  исследовательской работы и инноваций. Девиз института — mens et manus (головой и руками) — служит отражением этого принципа. Искусство существенно необходимо для выполнения миссии Института, которая состоит в построении более совершенного общества и в том, чтобы достойно встречать вызовы XXI века.