«Работы Борисова не нуждаются в комментариях. Их можно скорее продолжить в иных измерениях: стихами, музыкой, живописью».
Виктор Ерофеев
18 ноября фонд содействия развитию современного искусства и галерея RuArts при поддержке Harper’s Bazaar Art, Mondoro и консьерж-службы Prime представит персональную выставку, приуроченную к презентации альбома классика фотографии Сергея Борисова.
Борисов – один из самых известных и заслуженных российских фотографов.
Проект «Студия 50 А» собирает вместе фотографии, которые ярко показывают уникальное место Сергея Борисова на российской художественной сцене. На выставке можно будет увидеть как классические работы автора, так и совсем новые.
Сергей Борисов обосновался в Студии 50 А на Знаменке с 1979 года. Там его застал заказ от французского Le Monde на иллюстрацию статьи о советском роке, слухи о котором докатились до Запада. Борисов предложил им сделать центральной фигурой «царя русского рока» Бориса Гребенщикова и его «Аквариум», только что записавший альбом «Радио Африка», и именно с этого момента началось погружение в мир ленинградского андеграунда. На волне новой музыки и эстетики Студия 50 A вскоре стала коммуникативным центром между Москвой и Ленинградом и стартовой площадкой для целого пласта новой культуры и искусства.
Борисов показывал другую сторону советской жизни — богемный андеграунд, который участвовал и в жизни студии, и в фотоисториях, придуманных Сергеем. Первая рок-дива Советского Союза Жанна Агузарова, «Чемпионы мира», Роман Виктюк, Цой, Владислав Монро, Георгий Гурьянов, Тимур Новиков — всем им было легко позировать и участвовать в его перформансах, сохраняя непосредственность и дерзость выходок, забираясь на памятники или раскрепощенно оголяясь в студии и на улицах города. Другому фотографу вряд ли удалось бы снять советскую богему так, как Сергею, хотя бы из-за существовавшего доверия и одного уровня понимания современности между фотографом и моделью — неписаных установок андеграунда того периода, частью которого стала студия на Знаменке.
В разное время героями Борисова становились София Ротару, Андрей Вознесенский, Юрий Антонов, Владимир Высоцкий, Эдита Пьеха, Михаил Боярский. По словам фотографа, тот, кто просто снял в те времена Аллу Пугачеву, хотя бы из толпы, уже мог считать себя успешным фотографом. А Борисов оформил для нее две пластинки.
Фотографии Сергея Борисова закономерно появились на страницах культовых журналов Face, Tempo, Actuel, Interview и Photo задолго до того, как набирающее темп и популярность новое движение на локомотиве «Популярной механики» Сергея Курехина въехало в кино и телеиндустрию, оставив после себя десяток фильмов — включая знаковую для целого поколения «Ассу». Когда же это случилось в 1988 году, накануне проведения московского «Сотбис», можно было уверенно констатировать, что андеграунд 80-х, достаточно оторванный от советских реалий, эмоциональный и яркий, некогда пугающий обывателя и власть, стал по-настоящему новым популярным искусством, визитной карточкой перестройки.
Михаил Бастер
Сергей Борисов родился в Москве в 1947 году. В 1970-80х годах занимается съемками звезд советской эстрады и поп-рок коллективов на плакаты и пластинки фирмы «Мелодия», которых вышло более 60-ти. Сергей Борисов активно работает, по сей день выставляясь в музеях и престижных галереях, как в России, так и за рубежом. Работы автора продаются на ведущих аукционах мира.
Коллекции: Московский музей современного искусства; Государственная Третьяковская галерея, Отдел Новейших течений; Музей истории Москвы; Московский Дом Фотографии; Музей фотографических коллекций; Музей гонимого искусства, Иерусалим; Kunsthaus, Цюрих; Musee d’Elisee, Лозанна; MIT-Museum, Кэмбридж; Museum University State of Texas, Остин; The Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers, Нью-Брансуик; частные коллекции.