РОССИЯ. RESEARCH
В рамках параллельной программы «Мода и стиль в фотографии» 2015
ЦСИ ВИНЗАВОД
Цех Белого
Открытие выставки состоится 10 февраля в 19.00
«Россия. Research» — первый в России междисциплинарный проект, объединяющий художников, фотографов, географов, антропологов, социологов, архитекторов и урбанистов. Цель проекта — исследовать современные антропологические и географические процессы, происходящие в России, используя современные художественные практики.
Проект «Россия. Research» начался в сентябре 2013 года с групповой выставки, посвященной Удмуртии, за которой последовали проект Игоря Старкова и Дарьи Андреевой про поселок Калевала в Карелии (январь 2014) и групповой проект, исследующий Подмосковье (июнь 2014) – территорию бывшего Московского княжества.
В 2015 году проект «Россия. Research» получил грантовую поддержку Министерства культуры Российской Федерации.
Галерея «Триумф» и Центр современного искусства ВИНЗАВОД представляют новые выставки проекта «Research», которые посвящены двум соседним республикам Поволжья — Марий Эл и Чувашии. Несмотря на географическую близость и устоявшиеся культурные связи, народы, проживающие в этих регионах, очень разные: этнически марийцы принадлежат к финно-уграм, чуваши относятся к тюркской группе и восходят к древним булгарам. Первые и в настоящее время придерживаются традиционных языческих верований, вторые подверглись христианизации в большей степени. Выставка представит фотодокументацию современной жизни марийцев и чувашей, что станет попыткой определения идентичности и особенностей уклада этих народов сегодня.
Архитектура выставки отталкивается от географического соседства регионов, представляя Волгу в качестве важного ландшафтного барьера, определяющего взаимодействие между марийцами и чувашами. В выставку войдут фото- и видеоработы художников, исследовавших Марий Эл и Чувашию в 2010—2014 годах, предметы быта мари и чувашей из частных коллекций, артефакты современной городской культуры, фотографии из семейных архивов, экспедиционные фотодневники Дмитрия Доронина (сотрудника ИАЭ РАН).
Во время выставки пройдет круглый стол и экскурсия с привлечением ведущих урбанистов, социологов, антропологов и фотохудожников, принявших участие в проекте.
«МАРИ. RESEARCH»
Кураторы выставки: Софья Гаврилова, Кристина Романова, Николай Ссорин-Чайков
Фотографы: Икуру Куваджима, Федор Телков, Альбина Шаймуратова, Максим Шер
Научные консультанты: Николай Ссорин-Чайков (Кембриджский университет, профессор кафедры социальной антропологии), Дмитрий Доронин (Институт антропологии РАН)
Предметы традиционной культуры предоставлены «Землячеством Марий Эл» в Москве и Дмитрием Дорониным, Вячеславом Теркиным.
Марийцы относятся к средним по численности народам России. По данным переписи населения 2010 года в России их насчитывалось чуть менее 550 тысяч человек. Современные мари, помимо республики Марий Эл, также проживают на юге Свердловской области и севере Нижегородской. Несмотря на ассимиляцию коренного населения и смешение с русским, татарским, башкирским и удмуртским этносами, в некоторых марийский поселениях сохраняется исконная культура: языческие обряды, традиционные праздники, утварь и одежда.
В работах фотографов Икуру Куваджима и Альбины Шаймуратовой представлены обряды мари: ежегодное Мировое моление приверженцев марийской религии и празднование Нового года — «Шорык-йол» (по-марийски — «овечья нога»), когда взрослые и дети ищут в темной овчарне белого ягненка, который знаменует удачу в грядущем году. При этом лица колядующих всегда закрыты — чтобы не вылетело плохое слово.
Серия работ фотографа Федора Телкова «Сокрытый народ. Урал-мари» посвящена Серия работ фотографа Федора Телкова «Сокрытый народ. Урал-мари» посвящена небольшой группе марийцев, проживающей на Урале. Предки урал-мари эмигрировали в эти места, спасаясь от насильственной христианизации. Хотя здешние жители и были язычниками, на данный момент большинство священных рощ заброшены, а старинные ритуалы встречаются редко. Упадок сформированной столетиями культуры выражается и в том, что язык уже сильно перемешан с русским, а искусство пошива традиционного костюма утеряно. Тем не менее в настоящее время урал-мари пытаются возродить былое и вернуться к истокам, несмотря на значительный отток молодежи из сельской местности в города.
В крупнейших городах республики Марий Эл также заметно желание марийцев, этого древнего поволжского народа, сохранить свою идентичность. Однако обычно это сводятся лишь к тому, что жители адаптируют прежние традиции к современным условиям жизни. Одновременно прослеживается и тенденция подражать в архитектуре и образе жизни столичным городам.
В 2007 году было принято решение изменить облик столицы — Йошкар-Олы, в просторечии — Йошки. Этот небольшой город до 1919 года назывался Царёвококшайском, население перед революцией составляло 2,5 тысячи жителей, на январь прошлого года — 253 тысячи. Его облик сложился в основном после войны, в центре несколько улиц застроены уютными, хотя и обшарпанными двух- и четырехэтажными сталинками, все остальное — привычная российская городская среда: пяти- и девятиэтажки, безликие утилитарные сооружения и промзоны.
В серии фоторабот Максима Шера показано, как сильно изменился город за последние пять лет. Йошкар-Ола напоминает декорации к диснеевским мультфильмам или заснеженный парк аттракционов. Венецианские палаццо, Спасская башня, набережная Брюгге и другие элементы всемирно известных архитектурных памятников стали зрительной доминантой в центральной части города.
«ЧУВАШИ. RESEARCH»
Кураторы выставки: Софья Гаврилова, Кристина Романова, Николай Ссорин-Чайков
Фотографы: Владислав Михайлов, Иван Михайлов, Сергей Новиков
Научные консультанты: Николай Ссорин-Чайков (Кембриджский университет, профессор кафедры социальной антропологии), Геннадий Иванов-Орков (Чувашский государственный художественный музей, заведующий отделом декоративно-прикладного искусства)
Чуваши — народ тюркского происхождения, коренное население Чувашской Республики. Численность около 1,5 млн, из них в России —1 млн. 435 тысяч (согласно результатам переписи 2010 года). В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, а небольшая часть — в Казахстане, Узбекистане и на Украине. Традиционные чувашские верования представляли собой сложную систему, для которой характерны многобожие и анимизм. В настоящее время чуваши являются самым многочисленным тюркским народом, большинство верующих которого — христиане.
Иван Михайлов в своем фотопроекте затрагивает вопросы столкновения мифологического языческого прошлого чувашей и современной повседневности — трансформации, происходящие в городе и деревне. В архитектуре новых торговых комплексов и бизнес-центров воспроизводится традиционный орнамент, на фасадах типовых советских многоэтажек можно заметить прикреплённые жителями стволы деревьев, которые являются древним символом мироздания. Портреты молодежи, пустынные берега Волги, проходящей через весь регион, парки и дворы домов на работах Михайлова описывают окружающий современных чувашей визуальный ландшафт.
В Чувашии Иван Михайлов снимал народный праздник акатуй, приуроченный к завершению посевных работ, а также знаменитую Цивильскую ярмарку. На выставке эти серии будут представлены вместе с архивными фото 1980-х годов, снятыми в тех же местах отцом художника, Владиславом Михайловым.
Фотограф Сергей Новиков показывает изменение облика столицы Чувашии — города Чебоксары — за последние 10 лет. Среди местного населения Чебоксары, где проживает около полумиллиона человек, известны как «город на семи оврагах». Огромные продолговатые котловины — это одновременно и неудобство, и своего рода достопримечательность для местного населения. Однако эволюционирует город — эволюционируют и его легендарные овраги. Сегодня доступность ипотечных кредитов и желание новоиспеченных горожан обзавестись собственным жильем подстегнули девелоперов к массовой застройке. Прежде всего, это коснулось окраинных территорий, граничащих с оврагами, которые теперь засыпают для строительства блочных многоэтажек и новой транспортной развязки. Постепенно сектор частного жилья исчезает и многие люди вынуждены переехать с земли, которую обрабатывали их предшественники, чтобы освободить место новостройкам.
Участники выставок
Мари. Research
Икуру Куваджима родился в 1984 году в Японии. Окончил Миссурийский университет (г. Колумбия, США). Жил и работал в Румынии, Украине, Кыргызстане и Казахстане. В настоящее время стажируется в Казанском федеральном университете в городе Казань и дистанционно обучается в институте «Фотодепартамент» в Санкт-Петербурге. С 2011 по 2013 год участвовал в фото-мастер-классе Reflexions Masterclass в Европе.
В 2013 году принимал участие в 55-ой Венецианской биеннале (Павильон Центральной Азии, проект Astana Winter Urbanscapes), в Фестивале молодой фотожурналистики (Ганновер, Германия, 2010—2012), в международном фотофестивале в Нидерландах «Noorderlicht» (Metropolis — City Life in the Urban Age, 2011), групповой выставке Reflexions Masterclass (Франция, Арль, 2012).
Публиковал свои проекты в журналах Le Monde, Newsweek Japan, японском и румынском National Geographic, Guardian, «Русский репортер», Forbes, Colta.ru и др.
Живет и работает в Казани.
Федор Телков родился в 1986 году в Нижнем Тагиле. Окончил художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Член Союза фотохудожников России с 2008 года. В 2013 году стал финалистом конкурса «Молодые фотографы России — 2013» (Плес), в 2012-ом принимал участие в биеннале фотографии «FotoFest 12» (США, Хьюстон). Участвовал в многочисленных фестивалях и конкурсах фотографии в России (PhotoVisa, конкурс репортажной фотографии им. А. Ефремова, «Молодая фотография» — 2010, 2011, 2013, «Лучший фотограф — 2010»), Италии (Festival di Cortona), Словакии (YoungArtShow), Китае (Pingyao International Photography Festival), Литве (Young Man in the 21st Century), Голландии (Open Border Festival), Великобритании (The Syngenta Photography Award) и других странах.
Живет и работает в Екатеринбурге.
Альбина Шаймуратова родилась в 1988 году в Москве. C 2012 года учится в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, в мастерской документальной фотографии Игоря Мухина. В 2013 году принимала участие в групповой выставке в Ижевске по итогам семинара в Удмуртии, в 2014 — в групповой выставке «Radar» (Galerie Ernst Hilger, Вена).
Живет и работает в Москве.
Максим Шер родился в 1975 году в Ленинграде, с 1986 по 1998 год жил в Сибири. Изучал лингвистику в Кемеровском и Страсбургском университетах, в 2006 году занялся фотографией, сначала как фотожурналист, затем как художник. В 2008 году был выдвинут на премию KLM Paul Huf Award, в 2013 году стал финалистом фотографической премии Cord Prize. Персональные выставки Шера были представлены в Петербурге (2008, 2010) и Москве («Карта и территория», галерея «Триумф», 2014; «Происхождение видов: топографика России», Музей архитектуры им. Щусева, 2014—2015). Шер также участвовал в нескольких групповых выставках в России и за ее пределами, в том числе в выставочном проекте «Московия. Research» галереи «Триумф» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и в выставке «Close and Far. Russian Photography Now» в лондонской галерее «Calvert22». Книга художника «Отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс» вышла в издательстве Treemedia в 2013 году.
Чуваши. Research
Иван Михайлов родился в 1981 году в городе Новочебоксарске. В 2003 году окончил Чувашский государственный педагогический университет по специальности «учитель изобразительного искусства и черчения». С 2003 по 2007 год работал внештатным дизайнером и рекламным фотографом, с 2008 года работает над персональными проектами.
В 2012—2013 годах проходил практику в арт-резиденциях в Дюссельдорфе и Париже. Персональные выставки Михайлова были представлены в Чебоксарах (2008), Новосибирске (2013), Москве («Мегаполис», галерея Зураба Церетели, 2009; «Детская площадка», галерея «Глаз», 2012), во Франции («Мегаполис», аббатство Монмажур, Арль, 2010), в Германии («Детская площадка», галерея Atelier am Eck, 2011).
Михайлов также участвовал в групповых выставках в России и за ее пределами, в том числе в выставке «К полету готов?» (Московский музей современного искусства, Москва, 2014), «Бесценный город» (Мультимедиа-арт-музей, Москва, 2014), «Аллегории забвения» (Центр Жоржа Помпиду, Париж, 2014), «Современная российская фотография» (ТЕА, Санта-Крус, Испания, 2014), «Современная российская фотография» (Хьюстон, США, 2012), Фотофестиваль LianzhouFOTO (Китай, 2011). Живет и работает в Чебоксарах и Москве.
Сергей Новиков родился в 1979 году в Чебоксарах. В 2007 году окончил курс фоторедактуры в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. С 2008 года занимается проектной фотографией. Участвовал в групповых выставках в России и за ее пределами, в том числе в выставке «Серебряная камера» (Москва, 2010, 2012), «Балтийская биеннале», (Калининград, 2013), «Волжская биеннале» (Нижний Новгород, 2014), Warsaw Photo Days (Польша, 2014), PhotoVisa (Краснодар, 2014).
Публиковал свои проекты в журналах «Esquire», «Большой город», «Русский репортер», «Афиша-Мир», «PROспорт», «Rolling Stone» и др., фотоблогах DVA Foto, Landscape Stories, Lenscratch, Calvert Journal, Flaworwire, The Atlantic Cities, Oitarizme, New Landscape Photography, F-Stop Magazine, Openspace.ru, «Русская планета», Colta.ru и др.
Живет и работает в Москве.
ВЫСТАВКА ОСУЩЕСТВЛЕНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
Министерство культуры РФ
ПАРТНЕР ВЫСТАВКИ
Центр современного искусства ВИНЗАВОД
Галерея «Триумф»
Галерея «Триумф» основана Емельяном Захаровым и Дмитрием Ханкиным в 2006 году. Галерея занимается современным искусством и работает с крупными российскими и зарубежными художниками. Самые известные российские художники галереи — AES+F, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алексей Беляев-Гинтовт, Recycle. Помимо проектов в собственном пространстве, «Триумф» также курирует большие выставки в России и за рубежом и поддерживает молодое искусство в рамках собственного проекта Launchpad. С 2013 года совместно с «Манеж/МедиаАртЛаб» галерея организует выставки молодых художников в рамках проекта «Большие надежды». В 2013 году галерея запустила проект «Россия. Research», посвященный исследованию российских регионов.
Центр современного искусства ВИНЗАВОД
ВИНЗАВОД – первый и самый большой Центр современного искусства в России. Миссия ВИНЗАВОДа – поддержка и развитие современного искусства. ВИНЗАВОД открылся в 2007 году в цехах бывшего завода «Московская Бавария». История места определила название и концепцию: пространства называются Цех Белого, Цех Красного, Большое Винохранилище, Бродильный цех. ВИНЗАВОД соединяет все направления современной культуры: выставки, фестивали, лекционные программы, кинопоказы, концерты, театральные премьеры. ВИНЗАВОД поддерживает инициативы в области современного искусства и талантливых молодых людей. Яркие масштабные проекты и насыщенная выставочная программа сделали ЦСИ ВИНЗАВОД одним из самых посещаемых и обсуждаемых культурных центров.