Уважаемые коллеги!
Издательство «Клаудберри» с гордостью представляет книгу и фильм Джона Бергера «Искусство видеть» («Ways of Seeing» by John Berger).
Мы предлагаем вниманию читателей первое русскоязычное издание классической книги о природе искусства, во многом изменившей отношение западного общества к визуальному — будь то живописный шедевр из Лувра или растиражированная рекламная фотография.
Как изменилось восприятие классической масляной живописи за последние 100 лет? Что лежит в основе традиции изображения обнаженной женской натуры? Как и почему современная рекламная индустрия усвоила вековые традиции изобразительного искусства? В чьих интересах работает визуальный аппарат, прославляющий потребление? Бергер задает множество вопросов, приводит множество иллюстраций, заставляет читателя приходить к множеству нетривиальных выводов.
Наряду с такими работами, как «О фотографии» Сьюзан Зонтаг и «Camera Lucida» Ролана Барта, «Искусство видеть» Джона Бергера является книгой, фундаментальной для понимания современной культуры.
Кроме того, мы получили права на перевод и показ в России знаменитого одноименного фильма BBC, по мотивам которого написана книга.
Премьерный российский показ состоится 1 ноября в Красноярске в рамках параллельной программы КРЯККа.
Московский показ состоится ориентировочно 24 ноября в ЦСИ «Гараж» в рамках совместной презентации двух издательских проектов — книги «Искусство видеть» и русскоязычного издания последней на сегодняшний день книги того же автора — «Блокнот Бенто», выпущенной в рамках издательской программы ЦСИ «Гараж».
Джон Бергер родился в 1926 году. Английский писатель, критик, художник. За роман «G." в 1972 году удостоен Букеровской премии. Автор множества художественных и документальных текстов.
Подробнее о книге и фильме
«Искусство видеть» — первая русскоязычная публикация знаменитой книги британского провокатора от искусства Джона Бергера.
Книга оприроде искусства, во многом изменившая отношение западного общества к визуальному: будь то живописный шедевр из Лувра или растиражированная рекламная фотография. На примере общеизвестных произведений изобразительного искусства и типичных рекламных изображений Бергер показывает, что наряду с непосредственным сообщением практически каждая картина, каждый визуальный объект массовой культуры несет в себе идеологический заряд, обусловленный интересами доминирующего класса или же — доминирующего пола.
Книга состоит из семи эссе, из которых четыре посвящены отдельным аспектам оригинальной бергерской концепции, а три представляют собой подборки изображений без комментариев, цель которых — заострить внимание читателя на затрагиваемых проблемах.
Британские реалии начала 70-х удивительным образом коррелируют с российской реальностью 2010-х. Рекламная сфера не так давно прошла этап становления и определила основные векторы своего развития. Наметилось распределение социальных ролей и экономических классов вобществе. Сформировался узкий круг корпораций, во многом задающих тон в сфере отношения к потреблению. Таким образом, через 40 лет в России оказались актуальны те самые проблемы, про которые Бергер говорил в 1972 году.
Эта книга написана по мотивам одноименного четырехсерийного фильма, который вышел на BBC в 1972 году. Формат и концепция проекта были настолько новаторскими, что телекомпания побоялась ставить его в «приличное» время и включила в сетку ночного эфира. Однако эффект от фильма и его последующее влияние как на подходы к интерпретации визуальных произведений, так и на способы подачи информации о них по ТВ, заставили всех признать значимость этого телеэссе, которое и сегодня регулярно фигурирует в сетках ведущих европейских телеканалов.
Издательство «Клаудберри» получило права на перевод фильма на русский и его публичные показы. В рамках программы по продвижению издания планируется проведение серии показовв различных городах России.
Фильм состоит из четырех серий по 30 минут каждая. Демонстрируется на оригинальном языке с русскими субтитрам.
Краткое содержание фильма «Искусство видеть»
В первой серии автор развивает идеи Вальтера Бенджамина о том, что современный нам контекст искажает наше восприятие классических произведений искусства, в которых мы видим многое, о чем и не догадывались их авторы, и наоборот — не улавливаем целый спектр сообщений, очевидных для современников работы.
Вторая серия посвящена женской наготе в искусстве. Прослеживая историю изображения обнаженной женской натуры, Бергер приходит к выводу, что в абсолютном большинстве случаев автор изображает обнаженную женщину не как ее саму, а как объект идеализации или желания, утверждая тем самым социальный примат мужского пола.
В третьей серии Бергер изучает природу масляной живописи, излагая мысль о том, что ее задачей исходно было отражение и утверждение статуса заказчика.
Четвертая серия суммирует заключения трех предыдущих и переносит их на современный контекст. Комментируя типичные примеры рекламных изображений и концептов, Бергер описывает механизмы воздействия рекламы на зрителя и схемы манипуляции общественным сознанием посредством изображений.
Если Вас заинтересовала книга — или проект в целом, пожалуйста, пишите на адрес at@klaudberri.ru
Если Вы хотите быть в курсе наших событий, присоединяйтесь к нам на FB www.facebook.com/klaudberri
Ваше,
Издательство «Клаудберри»