9 сентября 2010 | Свежая кровь Абстрактный субъект в абстрактном пространстве
Евгения Абрамова
Анна Антонова
Moteru pliazas
2009
Цифровая печать
Женский пляж существует в Паланге с 1930-х годов. В советское время все ехали в Палангу на женский пляж, знаменитый своим черным рынком. Здесь продавали привезенные моряками заграничные вещи, спекулянтки раздевались и прятались в толпе таких же голых от одетых женщин-милиционеров. Местные власти «закрывали глаза» на пляж, зато многие мужчины ходили в дюны с биноклями. Традиция сохранялась, и он стал частью литовского эпоса. Прийти на этот пир телесности с фотоаппаратом, с одной стороны, мечта фотографа, с другой – бестактность. Как передать вольность и праздничность, не разрушив ее своим объективом, направленным, как дуло, на беззащитные тела... Как не стать источником неловкости там, где ее нет и не должно быть...
Анна Антонова
Запретный плод
2008
Цифровая печать
Когда мы видим дырку в заборе, то либо подглядываем, либо проходим мимо. Забор защищает от посторонних глаз, но именно его наличие и привлекает внимание к тому, что происходит за его оградой. И даже у стен Кремля можно найти такие загадочные «шкатулки», содержимое которых не предназначается для общего обозрения.
Евгения Демина
Слепое пятно
2010
Цифровая печать
Эстетическое восприятие человеческого тела ограниченно. Прекрасное или милое примерно одинаково для всех – пяточки ребенка, руки старухи. Высшая точка – обнаженное женское тело, идеально гладкое, молодое. Грудь, изгиб спины, намек на что-то еще, но не больше. Чистое и правдивое «мужское» обычно вынесено за пределы прекрасного, оно находит себя скорее в области физиологического отвращения или болезненного возбуждения. Так принято чувствовать, реагировать на изображения обнаженного тела. Эстетическое восприятие отключается, уступая место рефлексам. Светская и религиозная мораль привели к фрагментарному восприятию человеческого тела. Границы между «можно» и «нельзя» делят тело на части, создавая искусственные табу не только для взгляда, но и для возможной эстетической оценки.
Евгения Демина
Слепое пятно
2010
Цифровая печать
Софья Гаврилова
Исчезающие объекты
2010
Цифровая печать
В данном проекте я изымаю из реальных городских панорам объекты, профессиональная съемка которых сопряжена с определенными трудностями и ограничениями. В итоге представляющие наибольший интерес и историческое значение объекты «покидают» свои привычные места, оставляя пустое пространство в узнаваемом, но периферийном окружении.
Софья Гаврилова
Исчезающие объекты
2010
Цифровая печать
Елена Гусева
В пределах детства
2010
Цифровая печать
Негосударственное образовательное учреждение «Школа-интернат им. Преподобного Сергия» деревня Топорково, Сергиево-Посадский район, Московская область. Учреждена в ноябре 2000 года Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с целью православного образования и воспитания мальчиков, оставшихся без попечения родителей. Возраст от 5 до 17 лет». Прячусь у стены возле распятия, оттуда снимаю. Ко мне подходит конопатый мальчишка из четвероклассников. Смотрит многозначительно на распятие:
– От Иисуса, так сказать, дух отошел.
– Да уж, – говорю, – и правда.
– Тебя как зовут?
– Данила.
– А меня Лена.
– Как мою маму.
Подходит второй, повыше, встает рядом с нами.
– А меня Максим зовут.
– Меня Лена.
– Как мою маму...
Елена Гусева
В пределах детства
2010
Цифровая печать
Аня Жукова
Парк
2008
Цифровая печать
Проект воспроизводит механику рассеянного взгляда. Совершая прогулку по периметру парка, герои не смотрят по сторонам, друг на друга или на фотографа. Это привычное движение, и расфокусированное зрение, погруженность в себя тоже привычны. Пристальный же взгляд нарушает принятую дистанцию. Сколько ни всматривайся в эти фотографии, никакие детали не дадут дополнительной информации. Это картина, увиденная краем глаза и оставшаяся на краю сознания.
Галя Каменская
Личное пространство
2010
Цифровая печать
Рассматривая окружающий мир через видоискатель фотоаппарата, я знакомлюсь, изучаю, сохраняю и передаю свой опыт. Фотоаппарат – как очки минус две диоптрии, без них я вижу нормально, но, только надев их, получаю возможность всмотреться, различить детали и получить объемную картину окружающего мира. Сужение «зон видимости», запрет на фотосъемку центральных улиц города – попытка лишения свободы установления тесного контакта с пространством, в котором я живу. Но фотография – одно из самых демократичных визуальных искусств, и ее невозможно ограничить административными мерами.
Евгений Краснов
Выход в город
2009
Авторская ч/б печать
Я снимал эту серию в конце декабря 2008 года. Мне интересна тема взаимодействия человека и городской среды в широком смысле, и проявление характера, неконтролируемое выплескивание эмоций - в более узком. Москва – очень интересный в этом отношении город. Громкий смех можно услышать только от приезжих. Они мгновенно раскрывают себя в переполненном вагоне метро, попадая под перекрестные взгляды "аутентичных" жителей столицы. Со временем появляется капсула, такая непроницаемая оболочка, в которой можно быть одному даже в плотном уличном потоке. Но и в этом панцире можно найти брешь. Можно сказать, что я ищу эти бреши.
Евгений Краснов
Выход в город
2009
Авторская ч/б печат
Екатерина Лазарева
Запрещенная фотография
2010
Цифровая печать
Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Но кто тот другой, кому мешает моя съемка вокзалов, супермаркетов и других публичных пространств? Город ежедневно перекармливает нас визуальными образами, продавая рекламные площади, и хочет продать даже право на взгляд через видоискатель. Не напоминают ли подобные запреты абсурдный налог на воздух в прогрессивных детских сказках? Разве они не подсказаны ужасом, что снимающий обнаружит «голого короля»? Что стало с нашим чувством реальности, если мы настолько боимся несанкционированной фотографии? И почему в ограничении свободы фотографа кому-то еще мерещатся чьи-то свободы?
Екатерина Лазарева
Запрещенная фотография
2010
Цифровая печать
Екатерина Лазарева
Запрещенная фотография
2010
Цифровая печать
Екатерина Лазарева
Запрещенная фотография
2010
Цифровая печать
Андрей Луфт
За минуту до славы
2009
Ручная печать
«Минута славы» — телешоу, где любой человек может показать свои уникальные способности. Победитель получает большой денежный приз. Основные участники программы – люди из глубинки, жаждущие появиться в эфире на главном телеканале страны. Впервые, когда я увидел эту передачу, поймал себя на мысли, что мне просто необходимо оказаться за кулисами. Позже в новостях появилась информация, что один из участников покончил с собой, не попав в финал. Тогда я принял окончательное решение. Серия фотографий снималась в течение полугода в дни отборочных туров и записей эфиров. Мне были интересны герои, которые не появятся на экране телевизора. Здесь я вижу человека на перекрёстке двух эпох – развалившегося СССР и нарождающегося «общества потребления».
Андрей Луфт
За минуту до славы
2009
Ручная печать
Андрей Луфт
За минуту до славы
2009
Ручная печать
Наталья Табакова
Предчувствие отказа
2010
Цифровая печать
Фотосерия «Предчувствие отказа» рассказывает кафкианскую историю переживаний художника, связанную с мучительными ожиданиями в коридорах государственных учреждений. Вестибюли, двери, лестницы, часы приема, обед, очередь… Каждый из нас хоть раз сталкивался с современными бюрократическими монстрами, ощущал свою беспомощность перед этим «высшим порядком» и давал себе зарок, что никогда больше…
Наталья Табакова
Предчувствие отказа
2010
Цифровая печать
Наталья Табакова
Предчувствие отказа
2010
Цифровая печать
Наталья Ульянова
WC
2009
Цифровая печать
Серия фотографий была сделана в общественном туалете Ленинградского вокзала. В проекте автор стремился увидеть прекрасное в том месте, где его, казалось бы, нет. Пространство профанного валоризуется и превращается в таинственный мир отражений. Такие технические эффекты, как отблески и полутени, закреплены за традиционной фотографией, обслуживающей индустрию красоты и гламура.
Наталья Ульянова
WC
2009
Цифровая печать
Наталья Ульянова
WC
2009
Цифровая печать
Дмитрий Володин
Стрит-шот
2010
Цифровая печать
Работа представляет собой серию фотографий, где с помощью театра теней раскрывается несоответствие между реальным человеком с фотоаппаратом и его образом в общественном сознании. Свет прожектора выхватывает фигуру фотографа, занятого съемкой, но тень на стене рисует за его спиной образ террориста, вооруженного винтовкой, бомбой, гранатой и другими видами оружия.
Дмитрий Володин
Стрит-шот
2010
Цифровая печать
Екатерина Явенкова
Дыра
2010
Цифровая печать
Взгляд автора проникает в темные, закрытые, запрещенные и защищенные от людей пространства – подвалы бессознательного: вентиляционные дыры, водосточные трубы и щели фундамента. Перефразируя Ницше, из темноты, черной пустоты, не несущей ничего, возникает ощущение, что не мы смотрим в бездну, а бездна смотрит на нас. В невозможности проникновения на территорию этих пространств, которые принадлежат человеку, автор видит аналогию с происходящим в стране произволом властей – запрет на свободу перемещения, видео и фотосъемку, установление жесткой цензуры.
Горячие клавиши:
← Предыдущее фото
→ Следующее фото
В Москве в рамках второй международной молодежной биеннале «Стой! Кто идет?» студенты Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко представили работы на тему «Границы», заявленную биеннале. Выставка, которую курировали Екатерина Лазарева и Владислав Ефимов, состоялась в выставочном пространстве «Проект — Фабрика». http://www.proektfabrika.ru/events.php?id=112
По словам Екатерины Лазаревой на обсуждении, посвященном итогам выставки, первоначально концепция выставки предполагала политическое высказывание, то есть речь бы шла о недопустимости внешних запретов, которые налагаются на право фотографировать. Однако в ходе подготовки работ выяснилось, что запреты по факту отсутствуют. Фотографировать можно и в аэропортах, и в супермаркетах, и на железнодорожных мостах, и даже в цирке. Работы Екатерины Лазаревой, фиксирующие эти локальные пространства — подтверждение отсутствия запретов: все владельцы указанных мест, кроме цирка, дали разрешение на съемку.
Но кто, кому и что в России запрещает? На это есть отчетливый ответ профильного сайта. На Photographer.ru Павел Протасов http://www.photographer.ru/cult/practice/4664.htm по пунктам разъясняет право на фотографирование различных объектов с точки зрения российского законодательства. Вкратце речь о том, что большинство запретов незаконно, а те места и объекты, которые действительно запрещено фотографировать без разрешения, перечислены. Это суды и исправительные учреждения. А в отношении еще ряда объектов и территорий в основном регламентируется доступ к ним: это объекты Федеральной таможенной службы, Минтопэнерго, Ространснадзора, пограничные наряды и объекты пограничных органов. Этот ликбез был проведен на сайте 2 февраля 2010 года. Протасов предлагает распечатать памятку на листе А4 и носить с собой.
Тем не менее, на дату открытия выставки ответ на вопрос, кто кому и что запрещает для участников выставки все еще оставался актуальным. Более того, судя по перечню, указанному в тексте концепции выставки, в нем отсутствует различение между объектами и территориями, которые можно снимать без разрешения, и теми, на съемку которых разрешение все-таки требуется. Перечень таков: «Кремль, Останкинская телебашня, аэропорты, вокзалы, железные дороги, мосты, залы суда, тюрьмы, церкви, музеи, кинозалы, магазины».
Работы, таким образом, повторяют логику налагаемых запретов, а не критикуют ее, или противостоят ей. Ведь столкновение с запретом при отсутствии понимания его правомерности порождает сомнение — может быть, действительно, здесь нельзя снимать? Эта заминка рождается из незнания и порождает нерешительность. Работы лишь фиксируют законные и незаконные запреты, не делая разницы между ними.
Галя Каменская в серии «Личное пространство» работает с запретом на съемку некоторых центральных улиц города, Дмитрий Москвичев в серии «Полигон» — с запретом на съемку военных гарнизонов. Даниил Зинченко — с запретом на съемку на Красной площади («Мавзолей»). Софья Гаврилова в серии «Исчезающие объекты» говорит о запрете на съемку некоторых административных и исторических зданий.
Однако сделано это так, как будто никакой другой работы, кроме чтения перечня «запрещенных» объектов, выезда на место и фиксации этого места на пленку, не проведено. Зрителю предъявляются изображения различных пространств, доступ к которым ограничен, но дело не идет дальше констатации этого факта.
Некоторая потенциальная отчетливость представлена только в работе Дмитрия Москвичева, где в экспликации разъясняется: «Здесь представлены оригинальные слайды, снятые в Чебаркульском военном гарнизоне в Челябинской области, куда автора допустили на 15 минут во время обеденного перерыва благодаря личным связям». Здесь известно, что доступ в военные гарнизоны законодательно регламентируется, равно как и съемка их объектов. И автор, а также тот, кто допустил его на охраняемую территорию, нарушили законодательно установленный запрет. Представление этих фотографий в общественном пространстве должно по идее также иметь судебные последствия. Однако, никаких санкций в отношении автора, кураторов или владельцев выставочного помещения, очевидно, не последует.
И здесь произвольное установление незаконных запретов, составляющих выставочный контекст «Полигона», смыкается с произвольностью нарушения законных запретов. В части последствий они выглядят совершенно одинаково. Причем речь идет не о правомерности установления законодательных тех или иных запретов и попыток средствами искусства их изменить. Речь идет о путанице в понимании субъекта для подобной апелляции. Субъекты, которые устанавливают запреты, слипаются до неразличения, и обозначаются словом «власть», единственное действие которой — «творить произвол». Столь архаичное понимание природы власти предъявлено наглядно в работе «Дыра» Екатерины Явенковой. То есть, конкретный субъект, наложивший законный или незаконный запрет — ускользает из зоны видимости. Перед нами разворачивается абстрактный субъект, который нелегитимен, потому что невидим, и поэтому не может быть предъявлен.
Причем фотограф, отстоя от этой абстракции на пару шагов — за счет медиальности и процедуры стирания и сокрытия — тем самым только повторяет, дублирует действия этого абстрактного субъекта. Так, Софья Гаврилова (рис. 1) стирает «запрещенные» объекты на изображении — здание Администрации президента, например, или здание ФСБ — что рифмуется с действиями московских властей и девелоперов по действительному уничтожению зданий в Москве, имеющих историческую ценность. Галя Каменская включает в изображение улиц ладонь, скрывающую часть фиксируемых объектов, и тем самым повторяет жест тех, кто требует «прекратить съемку, убрать фотоаппарат».
Жест стирания применяется и к изображениям людей. Петр Жуков в серии «(In-)absence» (рис. 2) «посредством компьютерной манипуляции» удалил их из любительских фотографий, отобранных в Интернете. «В результате остается только фон, пространство, репрезентирующее человека», — указано в экспликации. Однако о каком пространстве идет речь? Вероятно, мы имеем дело со столь же абстрактным пространством, как и в случае с субъектом. Такое пространство, как его определял французский социолог и философ Анри Лефевр в работе «Производство пространства» (1977), устроено как математическая абстракция. Человек в таком пространстве — вещь среди других вещей.
Фотографии — это, согласно Лефевру, — пространства репрезентации. Такие пространства, которые проживаются людьми, в том числе, посредством фотографии. В абстрактном пространстве такое проживание лишено телесности и чувственности. И работа Жукова здесь функционирует уже отнюдь не как повторение жеста художника Раушенберга в отношении картины де Кунинга в 1953 году, т. е. как позитивный жест, утверждающий «Белую живопись» против живописного изображения. Теперь стирание обладает только одной функцией — репрезентировать абстрактное пространство. Прием, переставший быть жестом, убирает из изображения человека, т. е. работает уже не как вытеснение, оставляющее следы, а как уничтожение, тотальное отрицание.
На выставке изображения людей в целом мало представлены. В основном это фотографии и видео городских пространств. Там, где отмечено присутствие человека, тот выглядит социально репрессированным, подавленным.
Галя Жукова показывает размытые изображения человеческих фигур, лишенных взгляда, но все еще остающиеся на кромке видимого («Парк»). Наталья Табакова представляет фигуру фотографа, обращенного спиной к зрителям, и расположенного в узких темно-зеленых коридорах присутственных мест («Предчувствие отказа»). В серии Натальи Ульяновой «WC» люди присутствуют только посредством отражений в зеркалах туалета Ленинградского вокзала. Человеческое тело в работах Евгении Деминой («Слепое пятно») сведено к изображениям расстегнутых мужских ширинок, а женское тело в работах Анны Антоновой («Moteru pliazas») — это обнаженное постаревшее тело в окружении более молодых.
Те, кто не прошел отборочные туры на телевизионном проекте «Минута славы» интересуют Андрея Луфта (рис. 3). Собаки вместо людей — главные фигуры в серии Глеба Леонова (рис. 4). «В пределах детства» Елены Гусевой присутствуют мальчики, оставшиеся без попечения родителей в школе-интернате им. Преподобного Сергия. Дмитрий Володин («Стрит шот») выстраивает образ фотографа в общественном сознании как тень террориста (рис. 5). И, наконец, Евгений Краснов («Выход в город») представляет людей, пролезающих или перепрыгивающих турникет метрополитена.
В этом длинном перечне перед нами предстает одинокий, уставший, не улыбающийся человек, нарядно одетый только для телевизионного шоу. И если возвращаться к Лефевру, который утверждал, что пространство нам не предзадано, а производится социально, то на этой выставке мы имеем дело с разобщенным, отчужденным субъектом социального производства, которое застыло в своей абстрактности.
Оказалось, что конкретный коллективный субъект, который все же присутствует в городском пространстве, как-то худо-бедно организуется на митинги и пикеты протеста, нарушая законные и незаконные запреты, и отстаивая свои права перед различными, также конкретными государственными или частными субъектами, — этот субъект как раз оказался вне зоны видимости участников выставки.
Сайты портфолио для фотографов
Создайте персональный сайт вместе с Photographer.ru
НАЧАТЬ СОЗДАНИЕ САЙТА
14-дней бесплатно без лимитов и ограничений. Затем 1200 рублей в год
|
|
|