В Мультимедиа Арт музее открылась выставка фотографий «Крымск. Свидетели. Прямая речь». Фотографий, пробирающих до мурашек. Фотографий, зафиксировавших пережитую боль и потерянные чувства. Фотографий, как следов смерти, после которых ясно осознаешь, как хрупка и бесценна может быть человеческая жизнь.
Этих снимков могло бы и не быть. Если бы небольшой городок Крымск в 87-ми километрах от Краснодара не накрыло бы потоком безудержной воды. Если бы неожиданное наводнение пришло бы не той темной ночью с 6 на 7 июля 2012 года, когда весь город спал. Если бы…
На фотографиях, сделанных фотографом Кириллом Овчинниковым спустя несколько дней после стихийного бедствия, — дома и люди. Дома, не ставшие для жителей спасительным кругом. И люди, пережившие своих родных и видевшие их конец. Перевернутые внутренности квартир, зияющие дыры окон, проеденная водой штукатурка и обвалившиеся потолки. Поникшая сидящая женщина, как будто потерявшийся в разбитой квартире мужчина и полуголая девочка в таком же полуголом прямоугольнике стен, успевших выцвести всего за одну ночь. Совершенно разные дома — с диванами, куклами, кухонными банками. И совершенно разные люди, далекие друг от друга по возрасту и жизненным интересам, но словно связанные теперь друг с другом тем ни с чем не соединимым одиночеством, которое фотографии смогли передать. Возможно, именно это видимо-горькое одиночество и пробирает до тех самых холодных мурашек.
Эти фотографии из Крымска сначала появились в журнале «Русский Репортер», по заданию которого Кирилл Овчинников и снимал этот город. Вернее, то, что от него осталось. Автор пробыл там четыре дня, сделав, по оценкам специалистов, фотографии в лучших традициях репортажного жанра. Теперь снимки можно увидеть в выставочном формате большого музейного пространства.
Оказавшись среди реальных свидетелей произошедшего, фотограф как будто сам стал очевидцем событий, дав понять в полном объеме масштабы катастрофы и то, что за каждым снимком стоит своя, неподдельная, история беды. Изображение дополняется комментарием пострадавших людей, их прямой речью. Фотография женщины, стоящей на фоне полуободранных семейных снимков имеет, например, такую подпись: «Светлана Александровна, вдова погибшего Петра Остапенко: «Он хотел машину отогнать, она в кредите у нас… Но вода так быстро прибывала… Бросил машину недалеко, меня с детьми наверх поднял… Потом в соседнем подъезде Татьяна и Дима, сын ее, кричали так сильно, в форточку, он бросился вплавь спасать их. Он плавал прекрасно, сам с Тамани… Вытащил на себе их по очереди, против течения. Когда вернулся, переодевался — такой холодный был… И тут еще соседи звонят, что тонут… Он говорит: «Давай мне мокрое». Переоделся снова и ушел… Так долго его не было… Я все кричала: «Петя, Петя!..» Потом она увидела, как он утонул в ста метрах от дома. Ул. Олимпийская, 13».
О чужой беде рассказывать не легко. Смотреть на это трудно. А фотографировать — так, чтобы это было уважительно по отношению к сфотографированным людям, — наверное, еще сложнее. Кириллу Овчинникову это удалось, что еще раз доказало уровень мастерства этого профессионала, который является членом Союза художников России, автором множества отечественных и зарубежных выставок, обладателем престижных международных фотонаград. Но, наверное, в таких неординарных делах, как создание репортажной фотосерии из разрушенного наводнением Крымска, профессиональные качества работают в тесной связке с качествами человеческими, позволяющими журналисту заснять не просто зрелище, притягивающее в своей страшности и неприглядности зрительское внимание, но и отнестись к происходящему с пониманием и сочувствием, на какие способен только настоящий человек. «Я не пытался расследовать причины наводнения, — объяснял Кирилл Овчинников. — Я не искал виновных и не считал количество погибших. Я просто шел по улице от дома к дому, и история этой ночи вставала перед моими глазами в каждом рассказе. Каждая стена, окно, часы говорили то, что не в силах были сказать очевидцы. На каждой стене я видел линию, уровень, где остановилась вода, грязная жижа, в которой плавали беззащитные люди. Эта линия разделяла жизнь и смерть. Десять чистых сантиметров до потолка — десять сантиметров жизни, воздуха. Я проходил улицу за улицей и понимал, как шла вода, и в ее пути не было человеческой логики, только какая-то безжалостная логика смерти. Трагедии и истории счастливого спасения не всегда зависели от прочности дома, но каждый рассказ начинался со слов „нас никто не предупредил“ или „мы проснулись в воде“ и вопросом ко мне „Почему?“. Некоторые истории были как отдельный рассказ, достойный большего, чем я мог сделать. Возможно, переполненный этим горем и безысходностью, я что-то забыл или перепутал, пусть простят меня за это те, с кем я общался»…
Увидеть Крымск глазами Кирилла Овчинникова можно в Мульмедиа Арт Музее по адресу: Москва, ул. Остоженка, д.16. Выставка работает до 25 ноября все дни, кроме понедельника, с 12:00 до 21:00. Цена билета — 300 руб., студентам — 150 руб., пенсионерам и школьникам — по 50 руб., инвалидам бесплатно. Тел. для справок: +7 (495) 637-11-00.