Когда-то сюрреалисты совершили маленькую революцию и вывели фотографию из области утилитарного применения в область искусства. Эксперименты с регистрируемой реальностью, называемые современными художниками новых медиа фотографией, все больше и безвозвратно смещают контекст ее существования из привычного восприятия. Самые близкие примеры – это выставки текущего года: «Нематериальная материя», в секции Photo50 на лондонской ярмарке искусства, и выставка в нью-йоркском Международном центре фотографии ICP «Что такое фотография?», только-только закрывшаяся в начале мая. Оба события одновременно поставили вопросы о пределах значения фотографии, в частности, в эпоху постинтернета, когда изображения начинают существовать в необъятном спектре альтернативных проявлений. И симптоматично не нашли на них ответ.
Самостоятельное высказывание фотоаппарата, как впрочем и аппарата в целом, рассматривалось немецким философом Вилемом Флюссером как возможность ухода от привычного языка в язык образов, более того, в возможность философствовать образами. Флюссеровский аппаратоцентризм в схеме взаимодействия «аппарат-оператор» наделял аппарат главенствующей ролью. Австралийский художник Стеларк выступил радикальнее. Он ставил эксперименты над собственным телом, дополняя его электронными схемами или искуственно выращенными биологическими тканями, всерьез заявляя о гипотетическом сращивании человека и аппарата, к примеру, компьютера, предрекая наступление постгуманистической эпохи. Зигмар Польке (чьи работы правомерно включены в выставку «Что такое фотография?») наделял аппаратностью самого себя, позиционируя свою деятельность как ретрансляцию идей.
Направление современного искусства glitch art или эстетика ошибки наделяет аппарат не только возможностью самостоятельного высказывания, но и функцией критики закрытых систем, кроющейся в самой концепции ошибки. К этому направлению относится инсталляция московского художника Дмитрия ::vtol:: Морозова «Опережая свет», запущенная на один день в неожиданном для себя пространстве петербургского Нового Музея.
Медиа-художник Дмитрий Морозов начинал как саунд-художник, эксперементируя с электронной музыкой и созданием авторских музыкальных инструментов, применяя технологию circuit bending – внедрение в микросхемы приборов и перевод их на нестандартные режимы работы. С течением времени неизбежно пришел к необходимости использования визуализации. «Опережая свет» – сложная мультимедийная конструкция, использующая звук, свет, видео и фотографию, замкнутые программой в хаотическое взаимодействие друг с другом и пространством вокруг. Продуктом деятельности машины становятся вполне осязаемые отпечатки абстрактного содержания с портативных фотопринтеров. Что в конечном итоге фиксирует фотоавтомат: реальность пространства вокруг; реальность, созданную на уровне программ и микросхем? В конечном итоге, как выяснилось, фотоавтомат иллюстрирует ошибочные ожидания зрителей, буквально воспринимающих себя объектами съемки. Легкая манипуляция... и как награда – расширение представлений о фотографии.
Поскольку альтернативное поведение зрителя, который хочет избежать обвинения в ошибочности – не вступать в контакт с инсталляцией вообще, было решено регистрировать ее работу при полном отсутствии аудитории. Это лишает нас удовольствия понаблюдать за поведенческими паттернами homo ludens, но лишний раз дает нам право восхититься философским замахом концепции и не списывать ее реализацию в разряд усложненной ломографии.