На рубеже между ушедшим и наступившим годами фотографические и нефотографические (но непременно имеющие среди своих рубрикаторов «Фотографию») издания не только подводили итоги, оглашая рейтинги лучших фотографий, но и прогнозировали будущее всей сферы фотографического искусства.
Так в итальянской версии американского новостного портала The Huffington Post в начале года была опубликована статья с многообещающим названием «31 фотография, которые покажут вам будущее фотографии». И хотя при ближайшем рассмотрении выяснилось, что автор статьи выбрал все снимки из последнего на сегодняшний день выпуска самого главного искателя новых имен – знаменитого Foam Magazine Talent 2014, текст достигает своей цели – читатель получает представление о ближайшем фотографическом будущем. А читатель российский, быть может, проникнется вкладом в него нашего соотечественника Андрея Богуша / Andrey Bogush, который, между тем, уже несколько лет живет и учится визуальным искусствам в Хельсинки.
Прогрессивные работы Андрея Богуша ассоциируются с авангардным искусством начала прошлого столетия. Подобно тому как супрематисты рефлексировали над кризисным состоянием эпохи, репрезентируя на своих полотнах развал мира на первоэлементы, Богуш фиксирует развал на простейшие формы и атрибуты само дигитальное изображение. А одномерность этих качеств и предметов намекает на потенциальное потоковое их воспроизведение в пространстве цифрового копирования, и то и дело всплывающие фотошопные паттерны – еще одно тому доказательство. Подобно авангардистам он как бы маркирует некий переломный момент в понимании образа, способа его создания и функционирования. В отмеченном Foam Talent проекте «Предложения» / Proposals фотограф приглашает по-новому взглянуть на немногосложные цвета, вроде мадженты или серого, и предметы – шар, пирамиду и т.д., встраивая далее в этот же ряд изобразительные клише – пейзаж, портрет, натюрморт.
Некоторые западные критики обозначили жанр фотошопных коллажей Богуша как «Новый формализм», а фоторедактор журнала Vice Мэтью Лайфхайт / Matthew Leifheit, написавший сопроводительную критическую статью «Разрушение полное любви» / A loving destruction, отметил, что секрет притягательности этих работ в том, что беспощадная деконструкция медиума здесь окутана романтическим флером.
Описывая свой метод в одном из недавних интервью, Богуш констатирует, что в качестве основы использует сделанные им самим снимки, уже отлежавшиеся в архиве. Помещенные в фотошоп они обрастают дополнительными слоями, их дубликатами и другими элементами, созданными различными инструментами программы. Весь процесс происходит на высокой скорости и не терпит отмены уже произведенных операций, являясь еще одной искусствоведческой аллюзией – на сей раз на автоматическое письмо.
Наличие слоев, содержащих как растровые, так и векторные элементы, для фотографа имеет особый смысл – они конструируют различные типы пространственных и временных отношений, которые в свою очередь приводят к возникновению ряда вопросов: что вообще можно сделать с фотографическим образом? Где граница между реальной и виртуальной реальностями? Как диссоциировать эти слои и что происходит на их краях? «Поверхности слоев становятся как бы ловушками друг для друга. Это похоже на неудавшийся нарратив, составленный из них, некую историю того, как что-то было сделано. Это абсолютно контрпродуктивно для изображения самого по себе, но в конечном итоге все элементы смешиваются в финальном однослойном файле или отпечатке, способствуя возникновению в нем ощутимого напряжения», – говорит автор.
Неполную версию журнала Foam Magazine Talent 2014 можно посмотреть здесь.