Что такое фотография? В последние годы современные («актуальные», я бы сказал – АК) фотографы включают в свою практику скульптуру, перформанс, видео, аналоговые и цифровые технологии, вызывая подчас горячие споры о том, где фотография как медиум начинается и заканчивается. Но для Кэтрин Ясс (Catherine Yass), в этих экспериментах нет ничего нового.
В беседе с Британским Фотографическим Журналом и Авторским Обществом Художников и Дизайнеров (DACS), Ясс объяснила, что, фактически, считает себя не фотографом, а художником, работающим с фотографией.
Кэтрин Ясс родилась в 1963 году. Она была замечена за свои яркие, светящиеся фотографии, сделанные против лайтбоксов (в контровом свете), а также за свои фильмы и инсталляции. Её частые объекты – пустые городские пространства, стройки, монументы нашего индустриального века. Занимается она и заказными работами.
«То, как мы позиционируем себя и как позиционируют нас в нашем окружении, отражает и усиливает наш образ мыслей и восприятие нами своего места в мире, – говорит она. – Построенная среда обитания есть средство коммуникации и самовыражения общества».
В своей серии «Списанные» (Decommissioned) (2011) Ясс фотографирует автомобильный салон и танцевальную студию перед их сносом. Когда здания были разобраны, она поместила фотографии вокруг места их разборки и забрала обратно через несколько недель, когда на них воздействовала окружающая среда, включая идущие строительные работы. В «Маяке» (Lighthouse) (2012) она фотографирует солнце, движущееся за северо-восточным фасадом маяка постройки 1970-х годов. Одновременно кажущиеся знакомыми и незнакомыми, эти эфирные работы созданы с помощью комбинирования негативного и позитивного изображения.
«Я использую цветную плёнку, иногда заряжая её в фотоаппарат «не той» стороной, и проявляю её как положено или по кросс-процессу, чтобы получить неожиданные цвета или инвертированное изображение, – говорит Ясс. – При наложении результата на обычное изображение получается эффект соляризации. Пространство оказывается искажено цветами, не подчиняющимися законам тональной перспективы, становящимися интенсивнее по мере увеличения расстояния. Пространство и время искажаются до создания эффекта дезориентации, одновременно затягивая зрителя в картинку и отталкивая от неё, создавая различные психологические, пространственные и временные измерения». (Вообще-то, когда в европейской культуре появилась психоделика, эта девушка на четвереньках на горшок ползала – АК).
Первые набеги на фотографию Ясс совершила во время обучения в Slade School of Fine Art в 1980-х. В начале её картинки были чисто фактографическими – она использовала 35-мм «зеркалку» для съёмок её перформансов и инсталляций на чёрно-белую плёнку – но она заинтересовалась возможностями фотографии как медиума.
«Я наслаждалась, работая в тёмной комнате и открывая, какое разное значение может приобрести изображения благодаря иному кадрированию или изменению экспозиции. Это заставило меня усомниться в фотографии, но в то же время помогло понять, что это язык. Он добавляет перформансу ещё один слой».
Со временем перформансы стали чем-то, что она делала на камеру. «Я делала фотографии небольших перформансов. Например, я снимала себя, проходящую мимо каких-то перил очень официального вида. Я делала их не столь «официально чужеродными», повязывая вокруг штамповки розовый платочек и фотографируя это. Я старалась, чтобы это выглядело реалистично, как если бы вы повязали там шнурок от обуви, было всё равно, сделали это вы, я или ещё кто-то. Я не пыталась что-то замаскировать».
Это неуклонно вело в сторону видео. «Время в фотографии, движение внутри и между двумя фотографиями, концептуально отличается от видео, и в то же время оно совсем близко, в каком-то миллиметре. Я начала снимать фильмы, но замедляла их настолько, что всё там было почти неподвижным. Это был маленький прыжок в сторону движущихся образов, и это впечатлило меня ещё больше».
Фильм Ясс «Спуск (Descent), снятый путём опускания камеры до земли со строительного крана в Кэнери-Уорф (Canary Wharf), был показан на одноимённой сольной выставке в галерее Asprey Jacques Gallery в Лондоне в 2002 году и принёс ей номинацию на Премию Тёрнера.
Для Ясс жизненно важна свобода пробовать новое, поэтому она ценит копирайт, как способ финансовой поддержки. С 2014 года она получает ройялти за повторное использование своих работ через ежегодные выплаты DACS. «Как я могу платить за чью-либо видеооператорскую работу или за еду в кафе, так и DACS позволяет мне получать деньги за мою работу», говорит Ясс.
Этот вид ройялти может использовать каждый фотограф или визуальный артист, чьи работы были использованы в книгах, журналах или показаны по ТВ в Соединённом Королевстве. В последний год эти выплаты получили более 35 000 художников.
«Я получаю эти деньги несколько лет – они могут помочь оплачивать пре-продакшн и эксперименты, не включая их в стоимость будущей работы», говорит Ясс. «Мне очень нравится возвращение к неподвижному изображению и эксперименты с фотографированием через пинхол, без объектива», добавляет она. «Это только первые эксперименты, совершенно не представляю, приведут ли они меня к чему-то».