Наверх
НачалоСообщество Форум Профессиональные аспекты фотографии Тема: Объективная калибровка монитора - есть решение.

Тема: Объективная калибровка монитора - есть решение.

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
облачный край
Объективная калибровка монитора - есть решение.
Друзья! На бескрайних просторах интернета я, наконец, нашел то, что давно искал - способ построения профиля монитора по его аппаратным характеристикам.

Так что спешу поделиться находкой со всеми страждущими: Калибровка монитора

Способ работает со всеми мониторами, поддерживающими DDC, и позволяет построить ICM или ICC профиль в соответствии с особенностями данного монитора.

Не секрет, что со многими мониторами цветовой профиль не поставлялся или, как в случае с моим Samsung959NF, поставлялся какой-то совершенно несусветный профиль, так что проще было его отключить (весь цветовой охват был где-то в розовой области). Хорошо хоть то, что на нем трубка Мицубиси и он с цветами (явно) не врёт.

Личные наблюдения:

1. Мне показалось более удобным строить не ICM, а ICC профиль через Adobe Gamma в режиме "мастера", взяв за основу профиль sRGB и построив к нему соответствующий корректирующий профиль. Всё как обычно, только не забудьте в конце процедуры сохранить результат не в исходный sRGB.icm, а в новый Monitor.icc, названный в честь вашего монитора. :)

2. Программа PowerStrip на мониторах Samsung под WinXP(только???) ПРАВИЛЬНО читает координаты Chromaticity из DDC только в первый раз после перезагрузки операционки. Если не успели записать или ошиблись - перезагрузитесь, иначе выводятся неверные значения. Проверено на нескольких разных моделях Samsung. Также проверено на нескольких Nec\Mitsubish - такой проблемы нет.

3. Более тонкая юстировка, например под конкретное освещение, может быть произведена соответствующими программами на основе первично построенного ICM профиля.

PS. Кто чего не понял - спрашивайте.

PPS. Хочу добавить вот что:
Наиболее ценным в вышеозначенной статье мне показался именно метод установки цветовых координат(Chromaticity), поскольку цвета на разных мониторах весьма разнятся. Сравнивая одну и туже картинку это можно заметить. А вот после этой калибровки всё становится идентично практически.

Гамму я предпочитаю под 2.2 именно откалибровать, не доверяя гипотетическим значениям.
То же и с цветовой температурой - предпочитаю её визуально откалибровать, не полагаясь на предустановки.
А пользуюсь для этого всё той же Adobe Gamma, которая позволяет калибровать гамму и цветовую температуру "на глаз", что, собственно, не так плохо, имхо, поскольку автоматически учитывает параметры освещения, при котором вы работаете.

Помимо Adobe Gamma есть ещё несколько программ, позволяющих выполнить калибровку монитора. Можно, в принципе, пользоваться любой. Однако общей рекомендацией является не использовать на одном компьютере одновременно более одной программы колибровки.

PPPS. Методичка "Делай раз, делай два"

  • Загружаем и устанавливаем программу MonitorInfo (качать здесь)
  • Запускаем MonitorInfo
  • Щёлкаем правой кнопкой мышки по его значку в трее и выбираем "Опции\Информация о мониторе"
  • В появившемся окне для верности выбираем "Чтение данных прямо из монитора", но можно посмотреть и остальные варианты для проверки на непротиворечивость.
  • Записываем (на бумажку или куда-то ещё:)) информацию о гамме и координаты для цветов R, G, B, W - красного, зелёного, синего и белого, соответственно.
  • Всё, MonitorInfo нам больше не нужен и его, в принципе, можно деинсталлировать.
  • Запускаем Adobe Gamma. Если у вас ФШ версии 6 и выше, то эта штука находится в Панели Управления, а если версия 5.х, то она запускается из меню, пункт Управление цветом (Color Management)
  • Выбираем режим Step By Step (Wizard), нажимаем кнопку "Далее"
  • Теперь необходимо убедиться, что в окошке Description написано sRGB IEC61966-2.1. Если это не так, то нажимаем кнопку "Load" и выбираем файл sRGB Color Space Profile.icm
  • Следующий шаг - настройка яркости и контрастности. Программа рекомендует установить максимальный контраст и минимальную яркость, при которой центральный квадратик всё ещё будет отличаться от своего полностью чёрного ободка. На мой же вкус - лучше настроить яркость и контраст с помощью известной программы Nokia Test (качать здесь).
  • Теперь самый интересный шаг - настройка Phosphors. Выбираем Custom и в появившемся окне вводим полученные ранее координаты R, G и B. Нажимаем ОК и переходим к следующему шагу.
  • Далее идёт настройка "гаммы". Вывираем Windows Default (2.20), расфокусируем глаза и двигаем ползунок так, чтобы центральное серое поле сливалось с полосатой рамочкой. Расфокусировать глаза очень важно! - попробуйте отодвинуться подальше, скосить глаза или что-то подобное. :)
  • Следующий шаг - настройка цветовой температуры. Нажимаем Measure... и тыкаем по цветным квадратикам, пока в середине не окажется такой, который кажется вам нейтрально серым. Забавно, но по моим наблюдениям у большинства мониторов (CRT), настроенных, как обычно, на 9300К температура замеряется где-то в районе 6500-7500К. Ну и ладно.
  • Далее "Adjusted White Point" выбираем "Same as Hardware"
  • На следующем шаге нам предоставляется возможность пощелкать по значениям Before и After и сравнить картинку до и после калибровки.
  • Нажимаем кнопку "Готово" и обязательно вводим имя для вновь сохраняемого файла (My_Monitor.icc). Не затирайте стандартный sRGB Color Space Profile.icm !!! Введите что-нибудь типа My_Monitor и нажмите "Сохранить".
  • Теперь запускаем программу Adobe Photoshop
  • Меню Edit \ Color Settings
  • Ставим галочку на параметре Advanced Mode, если её там ещё нет.
  • Среди Working Spaces нажимаем на "стрелочку вниз" против параметра RGB и в открывшемся списке выбираем sRGB, если он ещё не выбран. Сохраненный же ранее корректирующий модуль My_Monitor.icc будет загружаться автоматически при старте системы посредством AdobeGammaLoader (в папке "Автозагрузака").
  • Среди Color Management Policies для RGB выбираем:
    • Для простой работы с файлами Jpeg (sRGB) включаем Convert to Working RGB
    • Для работы с RAW и др. файлами, цветовое пространство которых может быть отлично от sRGB (например AdobeRGB или WideGamutRGB), включаем Preserve Embedded Profiles. Всю работу производим в исходном пространстве и только для публикации в internet или для печати делаем Edit\Convert to Profile\sRGB
  • Говорим ОК
  • Уфф! Всё! Настроили! Теперь если при открытии какого-то файла RAW ваш ФШ ругнётся о несоответствии профилей (Profile Mismatch), говорим ему, что ничего трогать не надо (don't color manage) и всё будет хорошо. (Файлов в пространстве sRGB это, конечно, не коснется.)
14 сообщений в этой теме
 
Marat Khalili
Уже непонятно
Какой у вас Gamma получился? Просто в экране по вашей ссылке написано 2,98, что сильно расходится со встречавшемися мне до сих пор значениями. Почти 3 - это будет ОЧЕНЬ светло. Либо имеется в виду не та Gamma, либо где-то программа сильно лажает.

Далее - цветовая калибровка действительно критична для предпечатной подготовки, но не для фотографера, поскольку изображение готовится для показа в браузере на мониторе без (скорее всего) цветового профайла.
 
облачный край
Re: Уже непонятно
1. С гаммой, действительно, не совсем понятно. Но факт остаётся фактом - на многих мониторах она зачем-то "прошита". Зачем - к производителям. На моем MitsubishiDPro750 в ICM записана гамма 2.34 и это же значение он выдает по DDC.

2. Зачем автор упомянул про гамму и что с нею делать я от автора статьи пока не добился.
Так что ставлю стандартную виндусовую гамму 2.2
Кстати, при значении 3 будет ТЕМНО, а не светло. Тут вы, Марат, ошиблись. Светлее становится при меньших значениях, например при маковской 1.8

3.
==========
Далее - цветовая калибровка действительно критична для предпечатной подготовки, но не для фотографера, поскольку изображение готовится для показа в браузере на мониторе без (скорее всего) цветового профайла.
==========
Вот тут я совсем не согласен!
Во-первых, я готовлю фото не специально для Фотографера, а поросто придаю ему желаемый вид, в т.ч. и для печати, возможно. А подготовка для Фотографера происходит уже потом и заключается только в масштабировании, возможно - рисовании рамочки, и сжатии до нужных размеров.
Так что я хочу просто видеть правильные, адекватно передаваемые цвета, не зависимо от того, что будет с фото дальше.
А во-вторых, если я готовлю изображение на некалиброванном мониторе, а вы смотрите его не другом некалиброванном мониторе, то мои погрешности и ваши погрешности могут наложиться таким образом, что картинка примет какой-то невообразимый вид. При чём тут будет уже не понять, "кто виноват и что делать".

Так что лучше, думаю, готовить правильную картинку на правильном мониторе, а уж если кто-то смотрит всё это великолепие на телевизоре "Горизонт" выпуска 1980 года (ну дорог он ему, как память) то это уже его, зрителя проблемы и предпочтения.
:)))))))))))

ЗЫ. А не предложить ли снимать только в монохроме, ведь среди зрителей есть дальтоники, которые просто не могут видеть все или некоторые цвета?
 
Marat Khalili
Re: Уже непонятно
> 1. С гаммой, действительно, не совсем понятно. Но факт остаётся фактом - на многих мониторах она зачем-то "прошита". Зачем - к производителям. На моем MitsubishiDPro750 в ICM записана гамма 2.34 и это же значение он выдает по DDC.
Это уже ближе к реальности, видимо экран в примере был снят с телевизора горизонт.

> 2. Зачем автор упомянул про гамму и что с нею делать я от автора статьи пока не добился.
Так что ставлю стандартную виндусовую гамму 2.2

Что такое гамма я тут как-то выяснил и написал. Думаю вам стоит поставить ту гамму, которую советуют, чтобы привести свой монитор в соответствие с "обычными", у которых гамма якобы равна 2,2.

> Кстати, при значении 3 будет ТЕМНО, а не светло. Тут вы, Марат, ошиблись. Светлее становится при меньших значениях, например при маковской 1.8
Для этого надо было сначал догадаться, что я хотел сказать. Я имел в виду, что если готовить изображения для гаммы 3, то оно на "обычном" мониторе будет очень светлым.

> Вот тут я совсем не согласен!
> Во-первых, я готовлю фото не для специально для Фотографера, а поросто придаю ему желаемый вид. Подготовка для Фотографера заключается в масштабировании, возможно - рисовании рамочки, и сжатии до нужных размеров.
+ Очень зря, как раз с гаммой тут очень у многих есть проблемы - много фотографий слишком темные, потому что яркость у авторов задрана вверх.

> Так что я хочу просто видеть правильные, адекватно передаваемые цвета, не зависимо от того, что будет с фото дальше.
+ А вот с цветами я проблем не замечал, за исключением владельцев LCD-мониторов.

> А во-вторых, если я готовлю изображение на некалиброванном мониторе, а вы смотрите его не другом некалиброванном мониторе, то мои погрешности и ваши погрешности могут наложиться таким образом, что картинка примет какой-то невообразимый вид.
+ По моему опыту все мониторы с одинаковой цветовой температурой и правильно настроенными яркостью и контрастом приблизительно одинаковы. Возможно, это свидетельствует о том, что калибровка меняет цветопередачу не так уж сильно. Собственно гамма и цветовая температура - это практически и есть калибровка. В любом случае продолжаю утверждать, что для фотографий это некритично.

> ЗЫ. А не предложить ли снимать только в монохроме, ведь среди зрителей есть дальтоники, которые просто не могут видеть все или некоторые цвета?
+ Ценю ваш юмор. Надеюсь что он не помешал вам понять смысл моих слов.
 
облачный край
Re: Уже непонятно

В ответ на...
===
Думаю вам стоит поставить ту гамму, которую советуют, чтобы привести свой монитор в соответствие с "обычными", у которых гамма якобы равна 2,2.
===
У меня на домашнем рекомендовано 1.94, на рабочем 2.34
И что это будет?
Может све же лучше поставить "правильную" 2.2 ???
Мы же гамму не просто ставим 2.2, а калибруем её, чтобы достичь значения 2.2. Посредством Adobe Gamma, например. Сравнивал потом по нескольким вариантам тестовых таблиц - на разных тестах колеблется плюс/минус одна десятая. Значит дело в тестах.

В ответ на...
===
Для этого надо было сначал догадаться, что я хотел сказать.
===
:)))

В ответ на...
===
Я имел в виду, что если готовить изображения для гаммы 3, то оно на "обычном" мониторе будет очень светлым.
===
Это понятно, с такой постановкой согласен.


В ответ на...
===
Очень зря, как раз с гаммой тут очень у многих есть проблемы - много фотографий слишком темные, потому что яркость у авторов задрана вверх.
===
Дык, что делать-то, Марат, никак не пойму???
Ежели я сведу картинку на правильной гамме, то у всех, у кого, по вашим словам, она задрана, оно будет светлее. С другой стороны, сводя под задранную гамму, я делаю файл реально темнее.
Нет уж, лучше откалиброваться сделать нормально, имхо.


В ответ на...
===
+ А вот с цветами я проблем не замечал, за исключением владельцев LCD-мониторов.
===
На LCD врут и цвета, и гамма, зачастую, но и на трубках цвета пляшут весьма серьёзно.

В ответ на...
===
+ По моему опыту все мониторы с одинаковой цветовой температурой и правильно настроенными яркостью и контрастом приблизительно одинаковы.
===
Ничего подобного. Личный опыт: у меня на работе была Нокия, которую никак не удавалось привести в человеческий вид - бьёшся, бьёшься, а она всё равно "холоднее", пришлось пристрелить. Это вам, Марат, видно с мониторами повезло. Не на Радиусах работаете, часом? :)))


В ответ на...
===
+ Ценю ваш юмор. Надеюсь что он не помешал вам понять смысл моих слов.
===
Посыпаю голову пеплом, но, каюсь, не могу понять, к чему вы клоните.
Не калибровать вообще? Калибровать "под средний кривой монитор"?

А может тем, кто серьёзно "подсел" на фото, просто привести свои мониторы в порядок?
 
Marat Khalili
Re: Уже непонятно
> Так мы же гамму не просто ставим 2.2, а калибруем её, чтобы достичь значения 2.2. Посредством Adobe Gamma, например. Сравнивал потом по нескольким вариантам тестовых таблиц - на разных тестах колеблется плюс/минус одна десятая. Значит дело в тестах.
Вот тут мы точно запутаемся сейчас. Если у вашей трубки действительно гамма 2.3, то по идее надо это фотошопу сказать, чтобы он изображения, которые вы готовите с гаммой 2.2, показывал правильно. Но я согласен, что разницу в одну десятую клетчатыми картинками не определишь, а то что в монитор зашито непонятно к какому режиму работы относится.

> Дык, что делать-то, Марат, никак не пойму???
> Ежели я сведу картинку на правильной гамме, то у всех, у кого, по вашим словам, она задрана, оно будет светлее. С другой стороны, сводя под задранную гамму, я делаю файл реально темнее.
Нет уж, лучше откалиброваться сделать нормально, имхо.

Нет, за установку яркости я всеми руками за, поскольку сделать это легко и каждый может. Просто ваша процедура не про то совсем.

> Личный опыт: у меня на работе была Нокия, которую никак не удавалось привести в человеческий вид - бьёшся, бьёшься, а она всё равно "холоднее", пришлось пристрелить.
Что же она так? Уж казалось бы даже если железо не дает температуру менять, всегда можно видеокарточке или программам мозги накрутить.

> Это вам, Марат, видно с мониторами повезло. Не на Радиусах работаете, часом? :)))
Нет, но мне и не нужно - все цвета как приходят, так и уходят. Наверное я действительно мало мониторов видел, просто в основном имею дело с тремя типами: IBM-овский тринитрон, NEC-овский ChromaClear и NEC-овский тринитрон. Samsung-и и прочие LG за мониторы не считаю :)

> Посыпаю голову пеплом, но, каюсь, не могу понять, к чему вы клоните.
> Не калибровать вообще? Калибровать "под средний кривой монитор"?
> А может тем, кто серьёзно "подсел" на фото, просто привести свои мониторы в порядок?
Видите ли в чем дело, те кто серьезно подсел на фото часто в компьютерах тем не менее в той или иной степени чайники. Вы им предлагаете процедуру, которую легко выполнить, но то что мы не навредим никто не гарантирует. Во-первых потому что в DDC часто чушь полная прописана, про частоты по крайней мере, а кто сказал что про цвета лучше. Во-вторых потому что видеокарта здесь никак не учитывается, а должна учитываться обязательно, особенно если у нее есть свои регулировки, которые неизвестно в каких положениях стоят. В-третьих калибровка не должна ограничиваться одним фотошопом, иначе наша же собственная фотография будет в браузере выглядеть иначе, чем в фотошопе, и вообще будет непонятно кому верить. А параметры по умолчанию, они будут по крайней мере не очень плохи. Вас же я от калибровки отговаривать конечно не буду, тем более если вы не только фотографиями занимаетесь.
 
облачный край
Re: Уже непонятно
>Вот тут мы точно запутаемся сейчас. Если у вашей трубки действительно гамма 2.3, то по идее надо это фотошопу сказать, чтобы он изображения, которые вы готовите с гаммой 2.2, показывал правильно.
А Шоп-то откуда знает про гамму? Только из профиля. Вот он и покажет то, что мы ему указали в профиле. Так что вся надежда не тесты. Ежели у пяти, скажем, разных, показания сходятся, значит ОК.

>Нет, за установку яркости я всеми руками за, поскольку сделать это легко и каждый может. Просто ваша процедура не про то совсем.
Я уже оговорился, что меня более всего интересовали цвета, вернее их соответствия. Результат меня удовлетворил.

>Что же она так? Уж казалось бы даже если железо не дает температуру менять, всегда можно видеокарточке или программам мозги накрутить.
Да не знаю, дурная была. Как LCDшка: начинаешь крутить - всё в разные стороны разезжается

> просто в основном имею дело с тремя типами: IBM-овский тринитрон, NEC-овский ChromaClear и NEC-овский тринитрон. Samsung-и и прочие LG за мониторы не считаю :)
Это правильно :) Просто ежели на трубке Nec|Mitsubishi, то тут хоть Samsung, хоть Iijama - цвета те же.

>Во-первых потому что в DDC часто чушь полная прописана, про частоты по крайней мере, а кто сказал что про цвета лучше.
Хм, мой опыт обратный - в инфах лажа, а ставишь "Стандартный PnP монитор", и всё на месте.
:)

>Во-вторых потому что видеокарта здесь никак не учитывается, а должна учитываться обязательно, особенно если у нее есть свои регулировки, которые неизвестно в каких положениях стоят.
По умолчанию у видяхи гамма линейная. Один (=1) то есть.

>В-третьих калибровка не должна ограничиваться одним фотошопом, иначе наша же собственная фотография будет в браузере выглядеть иначе, чем в фотошопе, и вообще будет непонятно кому верить.
Не-а! После калибровки ФШ ставит в автозагрузку AdobeGammaLoader, который на входе с систему подцепляет наш профиль и "подминает" им все программы, не поддерживающие ICM, так что даже стандартная виндусовая смотрелка начинает показывать калиброванную картинку - проверено!
 
Marat Khalili
Ну вот, а я в пролете.
Зря оказывается спорил: у меня эта приблуда разумеется нигде не работает, потому что и дома, и на работе поголовная победа BNC. Так что удачно откалиброваться, а мне придется некалиброванным ходить. В принципе со всеми последними тезисами согласен.
 
облачный край
Re: Уже непонятно

В ответ на...
===========================
Какой у вас Gamma получился? Просто в экране по вашей ссылке написано 2,98, что сильно расходится со встречавшемися мне до сих пор значениями.
===========================
Да не важно, какая гамма там в примере! Это же тот монитор, а у вас этот, так что у вас значения будут другими, это же понятно! :)

Возможно, что "рекомендованное" производителем значение вытягивает этот конкретный монитор на некий средний уровень, например на тот же 2.2.

Но я предпочитаю под 2.2 именно откалибровать, не доверяя гипотетическим значениям.

То же и с цветовой температурой - предпочитаю её визуально откалибровать, не полагаясь на предустановки.

Ценным в вышеозначенной статье мне показался именно раздел о цветовых координатах, поскольку цвета на разных мониторах весьма разнятся. Сравнивая одну и туже картинку это можно заметить. А вот после этой калибровки всё становится идентично практически.
 
Marat Khalili
Re: Уже непонятно
> Да не важно, какая гамма там в примере! Это же тот монитор, а у вас этот, так что у вас значения будут другими, это же понятно! :)
Просто таких мониторов IMHO не бывает, поэтому и возникает вопрос не лажает ли программа

> Но я предпочитаю под 2.2 именно откалибровать, не доверяя гипотетическим значениям.
Все бы предпочли, если бы был простой и однозначный способ.

> То же и с цветовой температурой - предпочитаю её визуально откалибровать, не полагаясь на предустановки.
Как же вы это делаете?

> Ценным в вышеозначенной статье мне показался именно раздел о цветовых координатах, поскольку цвета на разных мониторах весьма разнятся. Сравнивая одну и туже картинку это можно заметить. А вот после этой калибровки всё становится идентично практически.
Тот же вопрос - поделитесь секретом.
 
облачный край
Re: Уже непонятно
Да всё "на глаз", Марат.
Температуру - по серому полю.
Идентичность цветов - сравнением одной картинки на батарее различных мониторов :)))

Короче, я говорил уже - если раньше у меня на пяти разных мониторах было пять разных картинок, то теперь одна.

"Это ли не цель?" (с) Гамлет, принц Датский.
 
Олег Беседин
Re: Объективная калибровка монитора - есть решение. = Есть вопрос!
Спасибо, господа специалисты, за полезную информацию (несмотря на ваши разногласия), а то у меня никак "руки не доходили" в этом досконально разобраться. А что если теперь также подробно для людей с "не инженерным мышлением" вы растолкуете:
1) как это всё для печати на принтере пристроить (я, кроме нескольких "ручных" проб ничего лучше не придумал),
2) как работает и как настраивать систему управления цветом в Кореле (11) и в Пайнтере (8)? И является ли сама эта система настраивающей монитор (альтернативой АдобГамма) или она только внутри Корела своё хозяйство корректирует?
 
Romelena
Re: Объективная калибровка монитора - есть решение. = Есть вопрос!
Спасибо! Сама бы так и не додумалась что "затирать" собственный профиль не нужно.
Я так понимаю, что таким образом можно сохранять настройки по разные принтеры? Или я совсем запуталась?
 
облачный край
Re: Объективная калибровка монитора - есть решение. = Есть вопрос!

В ответ на...
===========================
Я так понимаю, что таким образом можно сохранять настройки по разные принтеры? Или я совсем запуталась?
===========================

Здесь, вообще-то, речь шла о калибровке цветов на мониторе, но принцип, о котором вы говорите, думаю, можно распространить и на другие устройства. В любом случае, затирать исходный профиль .icm не нужно - лучше построить к нему дополнительный корректирующий профиль .icc ; это хорошо уже тем, что стерев его, можно просто вернуться к исходным параметрам.

 
облачный край
Re: Нет ответа :(
1) О профилировании принтеров информация у меня только из третьих рук. И насколько я знаю, даже имея "родной" профайл от производителя принтера в цвет "попасть" без ручных проб трудно.
2) С Корелом и Пайнтером, увы, не знаком.
:(((
Но ежели что-то новенькое узнаю, то расскажу, конечно.
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.


Execution time 0.072244 sec