Вадим Раскладушкин фильмы Тео Ангелопулоса на Фестивале Фестивалей (СПб) |
|
Тео Ангелопулос БИОГРАФИЯ Греческий режиссер Тео Ангелопулос (родился в 1936 году) поначалу не думал связывать свое будущее с кинематографом, изучая юриспруденцию в Афинском университете. Его жизнь изменило пребывание в Париже, где Ангелопулос закончил IDHEC - престижную французскую киношколу, начинал как критик. С 1963 года он начинает снимать короткометражки. В своих ранних работах режиссёр обращался к истории Греции, как например, в трилогии "Дни 1936 года" (1970), "Комедианты" (1975), "Охотники" (1977), создав яркую панораму новейшей истории Греции, начиная с тридцатых годов. Более поздние работы Ангелопулоса, принесшие ему мировую известность, разрабатывают тему мифологии Древней Греции, оставаясь при этом политически актуальными. Призы: Главная премия Венецианского кинофестиваля за экспериментальный фильм ("Александр Великий", 1988); Серебряный приз Венецианского фестиваля ("Пейзаж в тумане", 1988); Большая премия жюри Каннского фестиваля ("Взгляд Улисса", 1995); наконец, "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля ("Вечность и один день", 1998). В последние годы сотрудничает с известным итальянским поэтом и сценаристом Тонино Гуэрра - соавтором таких режиссеров, как Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и Андрей Тарковский. РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ: Дом Кино (Караванная, 12) 29 июня МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА! 18.30 "Трилогия: Плачущий луг" Франция-Греция, 2004, цв., 185 мин. Сценарий: Тео Ангелопулос В ролях: Alexandra Aidini, Giorgos Armenis, Vassilis Kolovos, Eva Kotamanidou, Nikos Poursanidis Первый фильм трилогии. 1919 год. Среди приехавших из революционной Одессы греческих беженцев - мальчик и девочка, которым по мере их взросления предстоят суровые испытания. Киноцентр "Родина" (Караванная, 12) 30 июня 17.30 "Вечность и один день" Греция-Франция-Италия, 1998, цв, 132 мин. Сценарий: Тео Ангелопулос, Тонино Гуэрра В ролях: Bruno Ganz, Isabelle Renauld, Fabrizio Bentivoglio, Despina Bebedelli, Achileas Skevis, Alexandra Ladikou Знаменитый писатель (Бруно Ганс) узнаёт, что тяжело болен и проживёт лишь один день. Он встречает мальчика-албанца и решает посвятить маленькому нелегалу этот день - то время, что ему отпущено. 19.40 "Трилогия: Плачущий луг" Франция-Греция, 2004, цв., 185 мин. Сценарий: Тео Ангелопулос В ролях: Alexandra Aidini, Giorgos Armenis, Vassilis Kolovos, Eva Kotamanidou, Nikos Poursanidis Мировая премьера. Первый фильм трилогии. 1919 год. Среди приехавших из революционной Одессы греческих беженцев - мальчик и девочка, которым по мере их взросления предстоят суровые испытания. 1 июля 18.00 "Пейзаж в тумане" Франция-Греция-Италия, 1988, цв, 127 мин. Сценарий: Тео Ангелопулос, Тонино Гуэрра В ролях: Tania Palaiologou, Aliki Georgouli, Dimitris Kaberidis, Vassilis Kolovos "Роуд муви" об одиннадцатилетней девочке и её пятилетнем брате, которые отправляются на поиски отца, живущего, как они думают, в Германии. А вдруг никакого отца нет? 20.30 Творческая встреча с Тео Ангелопулосом 2 июля 20.30 "Взгляд Улисса" Греция-Франция-Италия, 1995, ч/б, цв, 176 мин. Сценарий: Тео Ангелопулос, Тонино Гуэрра В ролях: Harvey Keitel, Maia Morgenstern, Erland Josephson, Thanassis Vengos, Yorgos Michalakopoulos, Dora Volanaki "Наступает момент, когда режиссёр начинает сомневаться в своей способности видеть мир таким, какой он есть, когда он уже не знает, насколько чист и объективен его взгляд" (Тео Ангелопулос) 3 июля 17.00 "Вечность и один день" Греция-Франция-Италия, 1998, цв, 132 мин. Сценарий: Тео Ангелопулос, Тонино Гуэрра В ролях: Bruno Ganz, Isabelle Renauld, Fabrizio Bentivoglio, Despina Bebedelli, Achileas Skevis, Alexandra Ladikou Знаменитый писатель (Бруно Ганс) узнаёт, что тяжело болен и проживёт лишь один день. Он встречает мальчика-албанца и решает посвятить маленькому нелегалу этот день - то время, что ему отпущено. 19.30 "Прерванный шаг аиста" Франция-Греция-Италия-Швейцария, 1991, цв, 143 мин. Сценарий: Тео Ангелопулос, Тонино Гуэрра В ролях: Marcello Mastroianni, Jeanne Moreau, Gregory Karr, Dora Chrysikou, Ilias Logothetis, Vassilis Bouyiouklakis Телерепортёр находит в лагере беженцев пропавшего греческого политика (Марчелло Мастроянни). Вернувшись в Афины, журналист просит его жену (Жанна Моро) поехать с ним в этот лагерь, чтобы отпали все сомнения. 4 июля 19.00 "Комедианты" Греция, 1975, цв, 230 мин. Сценарий: Тео Ангелопулос В ролях: Eva Kotamanidou, Aliki Georgouli, Stratos Pahis, Maria Vassiliou, Petros Zarkadis, Kiriakos Katrivanos Действие фильма разворачивается в конце 1930-х - начале 1950-х годов. В картине глазами странствующих актёров показана драматичная борьба фашистов и коммунистов на сломе исторических эпох. ИНТЕРВЬЮ Тео Ангелопулос: "Мы остаемся доисторическими людьми" 16.02.2004. Источник: www.gzt.ru Гордость греческого кинематографа, лауреат множества международных наград Тео Ангелопулос представил в Берлине свой новый фильм - "Трилогия: Плачущий луг". С режиссером встретился Антон Долин. - Вы уже получали "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах и "Золотого льва" в Венеции. Признайтесь, вы приехали в Берлин за "Золотым медведем"? - Я не планировал никого и ничего завоевывать. Я приехал сюда по важной причине: я завершил новый фильм и должен был представить его на одном из основных кинофестивалей. Берлинале был самым близким по времени к завершению моей картины, поэтому я отправил фильм сюда. Это совпадение. И счастливый случай - я впервые участвую в конкурсе Берлинского фестиваля. А призы зависят от жюри - это я знаю наверняка, так как был членом и даже президентом жюри на многочисленных фестивалях. В том числе в Москве. Жюри - любопытный феномен: много мнений, приходящих из разных стран, разных концепций кинематографа. Я уверен, что "Золотую пальмовую ветвь" я получил, потому что мне симпатизировал Мартин Скорцезе, бывший в Каннах президентом жюри. - В "Трилогии" вы возвращаетесь от абстракций к исторической конкретике? - "История" - не вполне верное слово. Я бы сказал, это не история, а абсолютная трагедия. Конечно, в моем фильме есть исторические события, я проделал немалую подготовительную работу, знакомясь с источниками: однако фильм получился не об истории. В "Трилогии" я возвращаюсь к истокам - к стилю своих ранних фильмов. Только на сей раз в картине нет никакой политики - лишь человеческая судьба. - Однако в фильме есть простой, вполне линейный сюжет? - Все зависит от предмета, который я затрагиваю. В первой картине "Трилогии" он таков, что требует линейного сюжета. Когда я начинал задумывать все три фильма, сюжет был значительно сложнее. Только фильм получался немыслимо длинным - шесть часов по меньшей мере. Это было невозможно. Пришлось вместо одной картины делать трилогию. Новая структура привела к линейному сюжету. Будет ли он таким же во второй части? Сомневаюсь. - Как вы думаете, почему сейчас буквально все бросились снимать трилогиями? Даже здесь, в Берлине, вторую часть своей трилогии показал Питер Гринуэй. - Однажды в Риме я ужинал с Андреем Тарковским. Это был период, когда он делал "Ностальгию". И мы говорили о слове "ностальгия". Тарковский утверждал, что это русское слово, а я возражал, что оно греческое. Долго спорили. Хотя, ясное дело, прав был я. Так вот, слово "трилогия" - тоже греческое. Остается посочувствовать мистеру Гринуэю! - Ваша стилистика вообще очень близка Тарковскому. Как вы относитесь к этому режиссеру? - Я люблю Тарковского. Больше всего мне нравится "Сталкер". Меньше - "Ностальгия", и еще меньше - "Жертвоприношение". Но в любом случае, он был настоящим художником, даже когда снимал не слишком удачные фильмы. В некоторых из них поставленная задача не была решена до конца┘ Но невозможно создавать шедевр за шедевром. Даже Орсон Уэллс, мой любимый режиссер, не был способен снять подряд несколько шедевров. - Из многих знаменитых кинематографистов, с которыми вам доводилось работать, вы остаетесь верны одному человеку: сценаристу Тонино Гуэрра. Расскажете подробнее о работе с ним. - Помню, я задумывал "Пейзаж в тумане", и мы беседовали об этом с Тонино. Точнее, я беседовал: он просто слушал и иногда меня перебивал. Потом я вернулся в Грецию, чтобы писать сценарий. Сценарии я обычно пишу в одиночестве, закрывшись в моем доме. Так я писал, пока два дня спустя мне не позвонил Тонино. "Тео, - закричал он, - Ты обязан вставить в сценарий курицу!" Я подумал, что он спятил, что я его не расслышал, и переспросил. Но он имел в виду именно курицу, ничего другого. Я сказал: "Тонино, успокойся" - и повесил трубку, и забыл об этом разговоре. Но через несколько дней я дописал сценарий до одной очень важной сцены. Я не знал, как ее начать и чем закончить. Было необходимо найти что-то странное, необычное. И тогда я вспомнил о курице! Теперь эта сцена вошла в историю кино. Знаете, эта история не смешная, а показательная, я запомнил ее на всю жизнь. Иногда Тонино почти не участвует в фильме, но его вклад неизменно важен. В "Трилогии" он написал лишь несколько строчек письма мужа, об истоках реки. И пролог принадлежит ему - я позаимствовал его из книги, написанной им о моем кинематографе. А еще он придумал название "Плачущий луг". - Для вас важно, чтобы зритель понимал те символы, которыми переполнены ваши картины? - В одном из моих предыдущих фильмов был эпизод, в котором трое мужчин в ярко-желтых дождевиках проезжали на велосипедах. Меня спрашивали: "Что значит этот желтый цвет?" Я ответил: "Это не более чем цвет". Такие вещи словами не объяснишь. Спросили бы у Андре Бретона, что его так привлекает в швейных машинках! Многим вещам западный рационализм приучился давать имена. Поэзия делает нечто противоположное. Она не дает имен, она влияет на чувства. А каждое слово здесь имеет двойное значение. Поэзия имеет дело с музыкой, с иллюзиями. В поэзии второй смысл всегда важнее первого. Слова возвращаются к своему смыслу лишь сейчас, во время интервью. Вам что, необходимо интерпретировать увиденное, обязательно понять, что это значит? Пусть фильм остается необъясненным. Как музыка, звучащая в тишине. - Во всех ваших фильмах - огромное количество цитат из древнегреческой мифологии. Достаточно вспомнить "нить Ариадны", которая сопровождает в изгнании мужа главной героини "Трилогии": нить, которую он увозит с собой, распуская недовязанный свитер. Насколько для вас важно использование мифов? - Очень важно. Некоторые мифологические мотивы я вставляю в фильмы нарочно, другие попадают туда сами собой. Это вопрос классического воспитания, которое я получил в детстве. Мифы вписаны в современную жизнь. Мифы - это не только мифы! В деревне на Крите, откуда родом моя мать, тем, кто эмигрировал в Америку, давали с собой в путь что-то, чтобы не исчезала память об оставленных. Эта вещь должна быть непременно рукотворной. Вы помните, что Пенелопа еженощно распускала свое вязание, ожидая Одиссея. Мифы пришли из человеческой предыстории, потому они так важны. И потому постоянно возвращаются. Одни и те же элементы определяют нашу жизнь, так что мы остаемся доисторическими людьми. Стихии пребывают неизменными в путешествии, труде, смерти, рождении и любви. |
попроси лучше ссылку в наносы нонстопа поместить :)))
жаль, что так рано фестиваль - не успеть :(