Наверх
НачалоСообщество Форум Фотография как мировоззрение Тема: Должна ли фотография нравиться?

Тема: Должна ли фотография нравиться?

[txt]  Есть оффтопики. Показать?
Хулиганствующий элементъ
Должна ли фотография нравиться?

Индивидум, задумавшийся над вопросом, почему вот эта, отдельно взятая,
фотография нравится зрителю, а другая - не нравится, неизбежно приходит к
размышлениям над смыслом самого понятия - "Нравиться". Поблуждав в поисках
ответа, можно прийти к несложному выводу, что "нравиться" - значит находить
отклик в сердцах и душах людей, отвечая эстетическим запросам, или к более
глубокому выводу о "пробуждении" и реализации в подсознании прошедших [былых]
состояний и прошлого опыта, независимо от его качества.

Однако, есть и другой подход, который даёт неожиданный результат. Должна ли
фотография нравиться вообще? Я не говорю сейчас о бездарно выполненных непродуманных
работах, речь идёт о серьёзных работах серьёзных авторов, непонимаемые и
непринимаемые широким кругом зрительской аудитории. Студентам-первокурсникам, в целях
эксперимента, предложили принять экзамен у профессора математики, задав ему взять
интеграл. Ответ НЕ ПОНРАВИЛСЯ. Ровным счётом ничего не поняв из старательных
выкладок профессора, на всякий случай, поставили ему троечку. Вместо того, что бы
слушать, понимать и развиваться.

Вспоминаю своё прошлое. [Это действие, кстати, подсознательно производится каждым,
кто знакомится с той или иной фотографией]. Когда мне было 14 лет, ко мне приехал
мой двадцатилетний двоюродный брат Лёшка, и привёз ЗАПИСИ. На одной катушке было собрано
созвездие ведущих рок-групп того времени - Deep Purple, Queen, King Crimson,Pink Floyd,
Rolling Stones, Doors и другие. Я их прослушал и получил полное отвращение от подобной
"музыки", честно и ясно изложив свои ощущения брату. Мой мудрый брат только укоризненно
покачал головой, сказав "Потом поймёшь". Через 7 лет до меня дошло.... До сих пор стыдно,
хотя рановато для меня тогда было, но зачем же давать оценку тому, что не понимаешь?
Одновременно с этим замечу, что та музыка, что мне очень нравилась в то время, давно
мной забыта, да и названия тех ВИА уже даже припомнить трудновато. А с этими продолжаешь
жить.

Другой пример. У кого - как, а у меня самые долгие жизни и добрые воспоминания связаны
не с теми девушками [опять о курах!], кто в первую же минуту сразил наповал, а наоборот,
с теми, кто был некрасив и непривлекателен на первый взгляд. Как сейчас помню, в девятом
классе к нам пришла новая девочка. Из нас никто её до того ещё не видел, и помню, сидели
мы с Костиком и спорили, кто из нас будет гулять с новенькой. Тут вошла она! Она была
настолько НЕОБЫЧНО некрасива собой, что я тут же встал и крикнул Костику через весь класс -
"Бери её, она - твоя!". Через полгода в неё был влюблён весь класс. И я в том числе. Вот так-то...
Она была просто необычной, не такой, к чему мы все привыкли. С тех пор я считаю, что шкала с
красотой на одном конце и с отвратительностью на другом, на самом деле, представляет собой замкнутое кольцо, и есть место, где красота граничит с некрасивостью [в этом месте часто рождаются шедевры]. Просто всё дело в нашей психологии -
мы всё оцениваем с позиций ожидаемого восприятия, основываясь на прежнем визуальном опыте, и не хотим замечать ничего нового, что необычно для нас.

Таким образом, всё то, что нам нравится, к чему мы привыкли, не развивает нас. То, что
необычно, необщепринято и некрасиво на наш взгляд - призвано развивать пытливые умы как авторов и наше чувство восприятия прекрасного как зрителя. Прав Константинов, который как-то сказал, что гениальная фотография должна иметь весь спектр оценок - от единицы до десятки. Ставя ту или иную оценку за такую работу, зритель тем самым сам определяет свой класс в школе восприятия искусства. Кто-то только идёт в первый класс, держа молчаливо "кол" в руках, кто-то уже научен всему необходимому, готовый развиваться самостоятельно и понимает речь профессора на экзамене, проставляя "Отлично".

Мир гораздо шире нашего понимания. Так что давайте принимать это во внимание.


Хулиганствующий элементъ


Примечание: другие статьи о фотографии этого и других авторов можно найти тут.
35 сообщений в этой теме
 
Boni Bonev
Я абсолютно согласен. Тьй етого интересно написал и я задумался.Мне трудно вьйражатся на русском язьйке иначе я могу дополнит твои разсуждения,но может бьть не надо.Тьй сказал почти все. Я тоже вспомнил мои первьйе любовньйе приключения ....
 
Вадим [ja]
В ответ на...
===========================
Я не говорю сейчас о бездарно выполненных непродуманных
работах, речь идёт о серьёзных работах серьёзных авторов, непонимаемые и
непринимаемые широким кругом зрительской аудитории.
===========================
Очень интересное противопоставление. От сюда начинается тернистый путь к конфуцианскому "В мои года не должно сметь свои суждения иметь".

Далее слежует последовательное применение этого спорного тезиса последовательно к математике, музыке, девушкам... Затем под девизом психологии проскакивает очевидный наезд на публику -
===========================
и не хотим замечать ничего нового, что необычно для нас.
===========================

В финальной части имеет место быть интересное явление, впрочем характерное для публицистики, квантор всеобщности корректно употреблён только в одной части противопоставления, но у реципиента создаётся ощущение, что в обоих -
===========================
Таким образом, _всё_ то, что нам нравится, к чему мы привыкли, не развивает нас. То, что
необычно, необщепринято и некрасиво на наш взгляд - призвано развивать пытливые умы как авторов
и наше чувство восприятия прекрасного как зрителя.
(выделение моё)===========================

А в целом я пожалуй согласен. Для развития темы отсылаю заинтересованных к любопытной статье Переслегина "Обязана ли "фэнтэзи" быть глупой?"
 
Олеся
Я,пожалуй,согласна с автором,но немного смягчила бы формулировку:
фотография должна цеплять,останавливать взгляд,заинтересовывать и заставлять думать( и,следовательно,развиваться), а нравиться-вовсе не обязательно.
Да и не только фотография.
 
Андрей Каюков
Работа должна нравится в первую очередь АВТОРУ если он считает себя творцом, все остальное это от лукавого, техническое исполнение может вызывать нарекания, и то если автор действительно не знает теорию(не важно фото , живопись или надувание мыльных пузырей), а если он знает теорию и имеет практику , то и техника исполнения не должна вызывать нареканий . Можно просто сказать, понимаю или не понимаю , а все советы и предложения по улучшению работы могут привести к шаблону как в исполнении так и по идее. Вчера показывали отбор на конкурс "Стань звездой" или вроде того , так там Сева Новгородцев сказал про одного парня, который пел не по правлам вообще , он пел против всех правил , - этот молодой человек возможно станет родоначальником нового стиля пения . Эт я к чему , это я к тому что автор он сам себе критик и думаю что самый придирчивый из всех которые будут в дальнейшем критиковать его работы. Да еще мне понравилось как члены жюри подыскивают слова для тех кто не прошел на конкурс , дабы не убивать творческое начало в молодых людях . Вот и я призываю , всех , в своих отзывах проявлять терпимость и снисходительность к авторам чьи работы не понятны или сделаны плохо в техническом плане , легче всего сказать - это фуфло я такое в корзину кидаю , не у всех есть или были учителя , не у всех есть возможности пользоваться хорошей техникой , но у многих есть тяга к прекрасному и нефиг эту тягу убивать на корню.

 
Дядя Федор
хорошая фотография должна создавать у зрителя неизведанные им чувства, ощущение, что он видит это впервые, ментальный шок
никаких чувств превосходства и т.п. - это от ограниченности самого зрителя
 
Eugeny Kreewosheyew
Гм. А почему неизведанные?
 
alpauk
Потому что культура созерцания изведанного - это уже следующая ступень, и далеко не все заинтересованы в этом.
 
Eugeny Kreewosheyew
А когда кошечек-детишек фотографируют, это явно к чему-то неизведанному взывают :) И именно в этом не все заинтересованы :)
 
Дядя Федор
что-то я тебя Саша не понял
 
alpauk
^:-))))
 
Эдуард Свинолобов
Человеку сидящему на электростуле, никакая фотография не понравится.
Если же я хорошо поел и меня никто не достал, то мне все нравится.
 
В М
============================================================
С тех пор я считаю, что шкала с
красотой на одном конце и с отвратительностью на другом, на самом деле, представляет собой замкнутое кольцо, и есть место, где красота граничит с некрасивостью
============================================================
Здравая мысль, между прочим! А Вы Михаила Веллера, часом, не читали - из последних, философских, работ? И из математики, помнится что-то такое, что на самом деле, и "+бесконечность", и "-бесконечность", и вообще - бесконечность в любом комплексном "направлении" - это на самом деле - одна и та же точка. С обратной стороны числовой сферы...
А что до - "Должна ли нравиться"... Взагали - наверное, не должна. Конкретно мне - обязательно должна или "нравиться", или - "не нравиться", желательно - подальше от нулевого, безразличного состояния.
 
Вадим Раскладушкин
1.такой бред какой пишет Веллер я не читаю<BR> 2. оперировать такими терминами как некрасивость и красивость - наживать себе язву желудка<BR> 3. полуразрушенный завод может быть поводом для фотоснимка www.masters-of-photography.com
 
Вадим Раскладушкин
ой извините! перепутал форумы!!! :-)
 
Хулиганствующий элементъ
Так можно и жену с другой дамой перепутать - а это, как у сапёров, может быть последней ошибкой.
Лопатка от сапёра недалеко падает...
 
В М
В ответ на...
===========================
1.такой бред какой пишет Веллер я не читаю<BR>
===========================
Кгм... ЧЕЙ бред Вы читаете, мне, конечно, тоже интересно, но - не до такой же степени!.. Кстати, не слишком ли... категорично: не читая-то?..

В ответ на...
===========================
2. оперировать такими терминами как некрасивость и красивость - наживать себе язву желудка<BR>
===========================
Спасибо за предупреждение. На всякий случай - завтра пойду застрахую свой желудок...

В ответ на...
===========================
3. полуразрушенный завод может быть поводом для фотоснимка
www.masters-of-photography.com
===========================
Да кто ж спорит - что "не может"?! Ну и что?..

И последнее. В ответ на Ваш_ответ_на_мой_не_Вам_заданный_вопрос:
А Вы и вправду - клон Х.Э., или - действительно влезли по ошибке? ;-)

 
Хулиганствующий элементъ
Боже упаси мне иметь такого клона. :-)
 
Хулиганствующий элементъ
Нет, Веллера я не читал, но теперь попробую ознакомиться. Я вообще стараюсь читать меньше - а то чужие мысли вытеснят свои собственные. :-) Читаю только информацию и только "сухую", свободную от мнения подателя её.

 
В М
Ну - я то "фильровать" привык: что-то мне не попадалось пока книг, чтоб уж совсем без личного мнения Автора ;-)
Надо будет "Розу Мира" Андреева, на которую Вы так часто ссылаетесь, поискать...
 
Хулиганствующий элементъ
"что-то мне не попадалось пока книг, чтоб уж совсем без личного мнения Автора " - у меня есть такая. "Философский Энциклопедический словарь" называется... Хотя тоже - переводной из различных западных источников.
 
В М
Не могу похвастаться тем же: у меня такого нет.
Хотя ссылку на похожее название - встречал, возможно - Вашу.
Ну а, не имея возможности ознакомиться лично, не могу
(в отличие от некоторых других Ваших опонентов) судить:
сумели ли Авторы компиляции остаться "беспристрастными",
или, кроме мыслей многочисленных Авторов, чьи труды ими
использованы, в книге есть и Мнение Составителей, выраженное
подбором как трактуемых понятий, так и источников, выбранных для трактования.
Впрочем, обычно я в такие тонкости и не вникаю - ну их!
 
Вадим [ja]
В ответ на...
===========================
Я вообще стараюсь читать меньше - а то чужие мысли вытеснят свои собственные. :-) Читаю только информацию и только "сухую", свободную от мнения подателя её.
===========================
И чуть ниже у того же автора:
===========================
Вот ещё любопытная цитата по теме. Л.Н.Толстой, "Что такое искусство?"
===========================
Не успел знать увернуться. Ибо у Толстого информация настолько несвободна от мнения подателя, что ажно оторопь берёт.

 
Хулиганствующий элементъ
Кто ещё скажет, что его поведение и миро воззрение свободно от противоречий, пусть вторым кинет в меня камень. :-))
 
Олеся
;-)
 
В М
В ответ на...
===========================
Кто ещё скажет, что его поведение и миро воззрение свободно от противоречий,
пусть вторым кинет в меня камень. :-))
===========================

"миро воззрение" - сиречь разглядывание миры перед её фотографированием?
;-)
:-))
 
Хулиганствующий элементъ
:-)))) Это я специально написал это слово неправильно, с тем, чтобы усилить его смысловую часть. :-))
 
Олеся
Приставку,корень,суффикс,окончание-знаю, а "смысловая часть слова"-для меня открытие.Спасибо,ХЭ. :-)
 
В М
IMHO, правильное написание Вас бы тут не спасло... Т.е. - не помешало бы мне позубоскалить ;-)
 
Вадим [ja]
Какой ещё камень? Ясно же, что старался человек, но вот не получилось. Эт бывает.
 
Хулиганствующий элементъ
Вот ещё любопытная цитата по теме. Л.Н.Толстой, "Что такое искусство?"

"На днях я шел домой с прогулки в подавленном состоянии духа. Подходя к дому, я услыхал громкое пение большого хоровода баб. Они приветствовали, величали вышедшую замуж и приехавшую мою дочь. В пении этом с криками и битьем в косу выражалось такое определенное чувство радости, бодрости, энергии, что я сам не заметил, как заразился этим чувством, и бодрее пошел к дому и подошел к нему совсем бодрый и веселый. В таком же возбужденном состоянии я нашел и всех домашних, слушавших это пение. В этот же вечер заехавший к нам прекрасный музыкант, славящийся своим исполнением классических, в особенности бетховенских, вещей, сыграл нам opus 101 сонату Бетховена.


Считаю нужным заметить для тех, которые отнесли бы мое суждение об этой сонате Бетховена к непониманию ее, что все то, что понимают другие в этой сонате и других вещах последнего периода Бетховена, я, будучи очень восприимчив к музыке, понимал точно так же, как и они. Я долгое время настраивал себя так, что любовался этими бесформенными импровизациями, которые составляют содержание сочинений бетховенского последнего периода, но стоило мне только серьезно отнестись к делу искусства, сравнив получаемое впечатление от произведений последнего периода Бетховена с тем приятным, ясным и сильным музыкальным впечатлением, как, например, то, которое получается от мелодий Баха (его арии), Гайдна, Моцарта, Шопена — там, где их мелодии не загромождены усложнениями и украшениями, и того же Бетховена первого периода, а главное — с впечатлением, получаемым от народной песни — итальянской, норвежской, русской, от венгерского чардаша и т. п. простых, ясных и сильных вещей, и тотчас же уничтожилось искусственно вызываемое мною, некоторое неясное и почти болезненное раздражение от произведений последнего периода Бетховена.


По окончании исполнения присутствующие, хотя и видно было, что всем сделалось скучно, как и полагается, усердно хвалили глубокомысленное произведение Бетховена, не забыв помянуть о том, что вот прежде не понимали этого последнего периода, а он-то самый лучший. Когда же я позволил себе сравнить впечатление, произведенное на меня пением баб, впечатление, испытанное и всеми слышавшими это пение, с этой сонатой, то любители Бетховена только презрительно улыбнулись, не считая нужным отвечать на такие странные речи.


А между тем песня баб была настоящее искусство, передававшее определенное и сильное чувство. 101-я же соната Бетховена была только неудачная попытка искусства, не содержащая никакого определенного чувства и поэтому ничем не заражающая."

 
Григорий
Спасибо за статью. Лювлю себя на мысли, что верю в то как Вы здесь правы. Печально признаться в том, что красота в моём понимании это то, что привлекает многих, если не всех. А ведь действительно есть "обратная сорона этой медали" и туда мало кто заглядывает:(
 
Лошадка
Если следовать Вашей логике - то на первых местах в рейтинге авторов должны стоять не те, у кого средний балл 8, а те - у кого 5,5. Это во-первых.
А во-вторых, у каждой работы - свое назначение. Некоторые должны именно что - просто нравиться - всякие котики-цветочки, некоторые должны давать эстетическое наслаждение - ню, например. Некоторые могут даже ужас вызывать - служить неким ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ (допустим, военная хроника) - и оттого они ничуть не менее ценны.
Любое искусство (и фотография - в том числе) должно вызывать эмоции у зрителя, причем вне зависимости от того, что это за эмоции (грусть, смех, эстетическое удовольствие, страх - что угодно), искусство должно подталкивать к ДОБРУ. Грубо говоря, если изображение вызывает ужас - то зритель должен подумать: нельзя такого допускать! А вот если зритель подумал "фигня" - и больше ничего - то это плохая фотография, сколько не разводи вокруг нее философии.
А то, что с годами наши вкусы меняются - верно, но лишь отчасти. Основное остается - либо у человека есть художественный (литературный, музыкальный) вкус, либо его нет. Конечно, можно кое-чему научиться - но главному - умению видеть - не научишь. Тот, кому от природы этого не дано, может научиться делать "как дугие" (великие мастера ;)), но индивидуальности он все равно будет лишен.
Простой "бытовой пример": купить модную вещь может каждый, но купить такую вещь, которая тебе действительно к лицу - под силу далеко не всем.
 
В М
Должна ли фотография нравиться? - окончательный ответ.
Обязательно должна! Хотя бы одному-единственному человеку: своему Автору.
Причём нравиться может и отвращение, которое вызывает фотография у зрителей, и даже то, что никто (даже он сам) не понимает того, ЧТО, и главное - ЗАЧЕМ на ней изображено.
 
Александр Курлович
"Действительность - не бред собачий. Она сильнее и богаче" (с)

А ваще, меня всегда занимало, когда это фотография успела столько задолжать такой куче народа? ;-))))))))))
 
В М
:-))

Фотография сама по себе, конечно, никому ничего не должна, как ничего никому не должны, скажем, Везувий, сельди-иваси или нефтяные месторождения. Но что есть фотография БЕЗ людей?..

...А вот люди, не признающие (не помнящие) своих долгов, на проверку оказываются (как правило!) либо сволочами, либо с памятью у них - того! - плохо ;-))...
Участвовать в обсуждении могут только авторизованные пользователи.
Войти или использовать для авторизации аккаунт
ВниманиеВниманию зарегистрированных участников Nonstop Photos!
Во избежание создания аккаунта-клона, следите за тем, чтобы ваш социальный аккаунт имел тот же email, что и Nonstop-аккаунт.
Случайно созданный аккаунт-клон будет удален.


Execution time 0.087275 sec