Хулиганствующий элементъ Отцовские могилы. Этюд N 1. |
|
Через два дня мой отец уезжает к родному брату на Украину. Что мы знаем теперь про эту страну? Вроде бы, что-то слышал про скандал с ихним президентом, не помню уже как его там... Вот, телевизор подсказывает - Леонид Кучма. Да ерунда всё это - вот если бы я туда поехал бы, я бы наснимал бы крымских пейзажей, да глухих фасадов дворов поселений крымских татар! Мой отец родился в январе 1942 года. Любой мыслящий человек сразу поймёт, что моего папку "сообразили" совсем незадолго до начала Войны. Вспоминаются кадры хроники последних предвоенных деньков - залитая солнцем Москва. Трамваи. Метро и фонтаны. Дамы прогуливаются с франтоватыми кавалерами, семьи с детьми. И духовой оркестр в парке... Никакой тревоги. Предчувствие. Моя бабушка с дедушкой, тогда ещё молодые, с двумя пацанёнками - Толиком и Вовкой. И третий в животе - мой будущий папка... Жили бедно, хоть и работали много. И вот пришло страшное слово - Война. Еда быстро кончилась, хлеба хватало только на то, что бы кормить беременную. Еле-еле дотянув беременность до зимы, мать родила ещё одного мальчугана. Но он уже был не нужен... Того, что получал отец на заводе ЛМЗ в Люблино, не хватало на всех пятерых. Начался голод. Молока не было, да и откуда ему было взяться? И вот, в середине холодного февраля 42-го года отец принял решение отправить семью в Мордовию, где в то время жили какие-то дальние родственники, а самому остаться работать на заводе. На последние деньги он купил гречневой сечки, и решил устроить последний ужин. С голода, старшие братья, не устояв, так объелись той каши, что чуть не умерли - соседка вовремя подсказала, что надо два пальца в рот, а то погибнут. Давно уж ничего во рту небыло.. Ехали в товарном вагоне в ледяном холоде. Ехали не одни - ещё несколько таких семей - горемык. И случилось то, что по-видимому, должно было случиться: мать решила избавиться от новорожденного. Он мешал выжить другим двоим. Пользуясь отсутствием мужа, она решила перестать кормить своего трёхнедельного сына и ухаживать за ним! Просто, мол, несчастный случай в дороге... Он лежал в углу, весь насквозь обписавшийся, так, что даже примёрз к полу того вагона! Братьям мать строго-настрого запретила к нему подходить. Наконец уснула. Вовка, которому тогда было уже десять лет, отодрал младшого от пола. Кто-то снял с себя тулуп, прижали к тёплому телу, какая-то чужая молодая мать, не выдержав, покормила молоком сосущий воздух ротик. Он выжил... Позже, Вовка жевал ему хлеб - и он его кушал. А потом, когда после Войны, вернулись в Москву, папка ловил штанами мальков в Люблинском пруду, рядом с которым жили, и вносил свой маленький вклад в кормление семьи. Правда, один раз так увлёкся, что оставил штаны на берегу, и его сильно ругали - штаны были, хоть и рваные, но одни. Еды всё равно не хватало - хлеб по карточкам. "Ужинали" ровно в 7. Незадолго до времени, каждый из сыновей, в нетерпении, тайком, залезал на комод и подводил часы на пять минут вперёд. "Что-то часы стали спешить" - недовольно сердился отец. Потом жизнь стала потихоньку налаживаться... Ешё через двадцать пять лет Бог свёл свои счёты с моей бабушкой. Так вышло, что жизнь территориально разлучила братьев - мы живём в Москве, дядя Володя женился и уехал на Украину. Сейчас он плохо себя чувствует, семьдесят лет всё-таки, иногда мочится под себя. Через пару дней мой отец поедет к нему. Поедет, наверное, в мягком вагоне, где тепло и уютно. Как водится, выпьют они по маленькой, помянут отца и мать, которую отец никогда не упрекал и не осуждал. Будут вести философские беседы про ядерную физику и суть Энергии. "Хохол" и "москаль", как сейчас сказали бы... А я бы сказал проще - Владимир и Иван. Это один из миллионов кусочков нашей Истории. Это - наши корни. На месте этих людей можно представить людей с любыми имнами. Даже с китайскими. Это наднационально. Общность духа - вот что нас объединяет. Духа, заложенного ещё Платоном. Правда, почему-то не могу представить себе Джона и Майка. Хотя и наши двоюродные братья во Христе. У них - свои Истории. Мне не понять драматургии их историй, им не понять драматургию нашей жизни. У нас различные культуры, сходные, правда, по форме, но различающиеся по переживанию. Что такое драма? Это просто пустой сосуд, предназначенный для наполнения нашим чувственным восприятием. Корова. Какая может быть драма в этом добром и миролюбивом животном? Так и снимаю: К.О.Р.О.В.А. Свет - отсюда, тени - сюда, горизонт - тута, небо с поляризатором. Полюбуйтесь на неё! Публике должно понравится! Уси-пуси нравится всем. В 42-м году моя другая бабушка жила в деревне под Смоленском. Смоленск стоял под каждой оккупацией. Пришёл немец: "Мать, корову давай!". Тут же вывела бурёнку, подумала немножко... Позвала пятерых детей - мал мала меньше. "Бери Корову. Только вот с ними. Сдохнут оне без Коровы-то...". Не взяли! Так, cценка из жизни "одной знакомой девочки" - моей мамы. Разве мало драматических моментов нас окружает сейчас? Разве нас окружают только камни и утилитарные постройки? Беременная, думающая с тревогой о своём будущем - а не просто гармоничные формы живота; скрытый драматизм свадьбы, а не просто цветочная нежность невесты и шифонерная элегантность жениха; школьник, думающий не о своём счастливом будущем, а о завтрашней контрольной по математике и этой злой училке; раздумья отца о будущем своей семьи, а не о красивых ножках девушек в метро; планы крестьянина на новый урожай, а не о том, что пора вымирать; наш малыш наконец-то встал на ножки; вечная тема переживаний любви да мало ли ещё ситуаций? В наследии наших художников всё эти переживания хорошо прописаны, создавая НАШ пласт в мировой культуре - "Неравный брак", "Опять двойка", "Бурлаки на Волге", "Грачи прилетели", "Евгений Онегин", "Му-му", "ВишнЕвый сад", "Служебный роман" ... А сколько песен сложено! Только фотография стоит особняком вместе со скульптурой. Они развивались в другую эпоху, в эпоху западничества. Однодневная эстетика превалирует над переживанием собственной истории, носителями которой не учебники истории являются, а мы сами. Гены наших предков сидят в нас не для просто так. Уходя от драматургии жизни мы уходим от проблем нашего социума. Изображением камней не выразишь нашу эпоху; эпоха - это прежде всего переживания. Изображение переживания вызывает сочувствие, симпатию, единение, единый Общий Дух. Нас объединит сопереживание. А не созерцание бездушных предметов. Горит лес, горит. Тлеет торф. Горит однолетняя трава, подбираясь к корням сорокалетних деревьев. Тихонько иду к Отцовским могилам. В гробовой тишине то тут, то там торжественно падают мощные, в расцвете сил, сосны. Потому что у них нет больше корней. Хулиганствующий элементъ |
Лягушка видит только движущиеся предметы. Т.е. её мозг воспринимает не величину, но градиент. Изменения. Действие. Подвижный в подвижном. Кто сказал - "сад камней"? ЭТО НЕ НАШ ПУТЬ. Конечно не наш, это вообще дао, а адекватно перевести то, о чём сказано "то что можно произнести не есть это"...
И я не согласен считать, что объект есть нечто косное и неодушевлённое, а вот событие - о да! (ода событию).
Предмет не выше события, событие не лучше ощущения, ощущение не затмит чувство, чувство не отменит мысль. Но и обратное так же не верно! Пусть на фотографиях отразятся все грани мира. Но почему эстетика однодневная? Зачем Духу быть общим? Откуда эта торопливость?
Ну и не могу удержаться:
"Тiльки Фiлiн продовжує iстерично битися лобом в стовбури на своїй лiсосецi, iстерично повторюя: "Прийшли! Прийшли! Та тiльки конi де?! Де конi, ;№%:?, де конi?!"
В жахливiй тишi страшно падають вiковiчнi дерева."
Взять хоть тех троих, что вон высоковольтный тянут кабель
Первый ликом Авель вылитый, другой подобен зверю,
Третий даже негр, и каждый разложим на сотни мелких капель
Эй! Кому там тесно
В траншее? Вон ты!
Мне про тебя все известно:
Ты состоишь из воды!
Мне известно все-все-все, не ислючая смысла жизни.
Видно, оттого-то я и не могу заняться делом.
Пнем торчу в гостях, ворчу о модернизме и фашизме,
Словно двадцать пятый год, а не двухтысячный на свете белом.
Эй, глава семейства!
Сын ваш вам не сын!
Нам про него все известно:
Он резидент и румын.
Дочь главы семейства - прелесть, а не дочь, но вот что плохо:
Я по ней томлюсь и вынужден любезничать с папашей.
Тот вполне учтив, но будучи психолог и пройдоха,
Зрит меня как есть насквозь - а я недобрый, праздный, нищий, падший...
Так - но чем невеста
Рискует? А ничем!
Тут уж давно все известно:
Я это яблоко сьем.
В форточку метну огрызок, не боясь попасть в Сократа.
Всем известно все про всех, а кто забыл - заглянет в ведомость.
Токи, что связуют нас, объединяя с братом брата,
Суть любовь и смерть, но также и сиротство, косность, гордость, бедность...
М.Щербаков
===========================
Токи, что связуют нас, объединяя с братом брата,
Суть любовь и смерть, но также и сиротство, косность, гордость, бедность...
===========================
Дык и я о том же.
А во вторых у Вас вовсе не о том! Ваши призывы к драматичности уходят корнями к греческому понятию катарсиса. Катарсис - есть ощущение кайфа которое испытывает зритель обнаружив, что весь тот облом, которому он только что сопереживал (и уже начал забывать кто он собственно сам такой) оказывается произошел вовсе не с ним. Хотя мне в этой радости видится нечто не вполне здоровое.
А в данных строчках наоборот предостерегают, что движение энергии суть не только кайф но и облом.
===========================
И я не согласен считать, что объект есть нечто косное и неодушевлённое, а вот событие - о да! (ода событию).
===========================
Вадим, мне кажется, что даже если в предмете или в их комбинации есть одушевлённость, а следовательно и драматургия, рождённая конфликтом между Душой и Телом, то такую драматургию выразить средствами фотографии гораздо сложнее, чем естественный конфликт, свойственный живым существам, к примеру, людям. Фотографу ещё очень далеко до понимания и реализации этого.
честно говоря обсуждаемые здесь проблемы находятся на мой взгляд вне компетенции эстетики, точнее имеющиеся ситуации обсуждаются не с эстетических позиций
Идёшь, смотришь. Интересное есть, но оно для ума или для глаз, проходишь мимо. И вдруг!!!! Видишь ОНО! Цепляет как незнаю что. Адреналин. Как кошка, оперируешь одним инстинктом, как ЕГО ухватить за хвост и достаёшь камеру.
Для начала снимаешь в лоб, на автомате! Просто, что бы было хотя бы что-то. На этом путь простого фотолюбителя заканчивается. Потом, стоишь как дурак с посредственной карточкой в кармане, и не спеша начинаешь соображать, как снять лучше. Лучше. Ещё лучше. После кадров 10-15, да всех разных, может что и выйдет на семёрочку... Вот путь продвинутого фотолюбителя, IMHO.
А профи, IMHO, должен думать дома.
- И прослезился!"
===========================
Брошу я это дело к чёртовой матери, не понимают. :-(
===========================
"Продолжайте ибо Вы должны..." вот не знаю чей копитрайт поставить, мне это написал alpauk утверждая, что сие цитата из Гёте.
И кстати прошу прощения! Из-за плохой связи пытался я отослать этот коммент неоднократно, запутался и влепил его сюда. На самом деле это относится к обсуждению под №0. А здесь и филина достаточно для разрядки атмосферы.
===========================
Брошу я это дело к чёртовой матери, не понимают. :-(
===========================
Почему? Понимают! Правда каждый в меру своей испорченности. Не хотите же Вы привести всех к итогу своей испорченности?
Или все таки хотите? :-)
Чего вообще вы хотите добиться своими текстами?
Непонятно...
===========================
Да в общем-то ничего. Это просто мысли вслух. Впрочем могу размещать их на другом сайте, где за это платят деньги.
===========================
Ага. Вот и про денежная составляющая проявилась... :-)Я страшно испугался этого "впрочем"... На коленочки встать поумалять чтоб и дальше нас радовали за бесплатно? :-)))))
===========================
Фотография, по-видимому, была удалена автором. :-)
===========================
Зря Вы так...Хотя, конечно, не мне судить.
===========================
Фотография, по-видимому, была удалена автором. :-)
===========================
Да Вы никак обиделись?