Хулиганствующий элементъ О фотографической идее. |
|
В некоторых из своих статей я говорил, что фотография, с технической точки зрения, представляет собой гармонию Света, Цвета и Формы, разложив, тем самым, её на эти три независимые друг от друга, но неразрывно связанные, составляющие. Теперь можно поговорить о четвёртой, и несомненно, самой главной составляющей, которая уже не относится к техническим аспектам и делает фотографию произведением искусства. Этой составляющей является фотографическая идея. Когда я комментирую фотографии начинающих авторов, я часто пишу о том, что, похоже, тут нет никакой идеи, по-крайней мере, она тут незаметна. В ответ иногда следуют объяснения других зрителей, что мол, вот "восходящая диагональ символизирует тут оптимистическое развитие", "лужа символизирует март", а идея заключается в том, что "пустыня обозначает вечность, а травинка - жизнь отдельного индивидуума". Всё эти умозаключения происходят от деятельности мыслительной части мозга отдельных индивидуумов, и с таким же успехом могли бы быть инициализированы даже путём созерцания ими чистого листа бумаги. В самой фотографии нет никакого другого смысла, кроме заложенной в неё автором фотографической идеи; а все рождающиеся в голове зрителя альтернативные ассоциации принадлежат опыту восприятия самого зрителя и конкретная фотография тут имеет такое же отношение к возникающим ассоциациям, как катализатор к скорости химической реакции независящих от него реактивов. Например, в фотографии лужи кому-то видится март, другому - дождь, третий зритель наслаждается отражением неба, а четвёртый, наоборот, сегодня хочет видеть только грязное дно этой самой лужи. Что же хотел сказать этим снимком сам автор, известно только самому автору и Господу Богу. Но раз снимок создан, значит что-то заставило фотографа достать фотоаппарат, навести его куда надо и нажать на кнопку спуска затвора. Так вот, это "что-то" и назовём фотографической идеей. Как мы видим, фотографическую идею не следует путать со смыслом снимка. Дело в том, что смысловое содержание фотография получает в процессе акта просмотра её зрителем, где он ставит её в соответствие со своим микрокосмосом. Достижение наиболее полного соответствия смысла фотографии её фотографической идее и является признаком высокого профессионализма фотографа. Также не следует смешивать фотографическую идею с замыслом автора. Обратимся к истокам. Собственно говоря, на этом можно было бы и остановиться, сделав очевидное для каждого фотографа заключение, что в каждом снимке должна быть какая-то идея. Но принятие этого термина создаёт огромные возможности для анализа фотографии как явления в жизни отдельной творческой души и в жизни социума. Остановимся на этом поподробнее.
Можно сказать, что фотография представляет собой фотографическую идею, творчески реализованную автором в гармонии Света, Цвета и Формы. Наличие фотографической идеи являет собой единственно истинную суть фотографии. Фотография может не иметь цвета, света и не образовывать форму, но нет ни одной фотографии, которая была бы рождена в отсутствие фотографической идеи. Это понятие является ключевым, поскольку связывает дуновение божественного эфира с его конкретной реализацией. Весь прогресс в развитии технических средств фотографии подчинён только одному - чуть-чуть уменьшить пропасть между фотографической идеей и возможностями её реализации. Те авторы, фотографическая идея которых рождается "ногами вперёд", то есть от возможностей средств её реализации (к примеру большинство Макро, ФотоШопные изыски) делают неосознанную ошибку и сами ставят себя на тупиковую ветку пути развития. Фотографическая идея происходит только как результат достижения внутренней гармонии автора, какого бы качества она ни была. А технические возможности могут только сдерживать её реализацию, и никак иначе. Считают, что фотография - это ответ, содержащий в себе вопрос. Так вот, этот самый вопрос, поставленный перед автором в поиске мгновенного ответа и есть сама фотографическая идея, которую уверенно можно назвать философским камнем фотографии. В зависимости от жанра, идея может вынашиваться фотографом в течение длительного времени, обрастая способами её реализации, а может возникнуть за мгновение до нажатия на кнопку спуска затвора, в тот самый момент, когда, к примеру, вечно меняющаяся уличная ситуация поставила перед автором свой вопрос, и тут же дала на него один из своих верных вариантов решения. Тут стоит заметить также, что профессиональный фотограф всегда имеет конкретную фотографическую идею, сформулированную заказчиком словесно, равно как и любой самый начинающий любитель, который точно знает, что именно он снимает в данный момент. Интересно заметить, что в промежутке между этими крайними группами фотографов имеется большая прослойка продвинутых фотографов, которые зачастую фотографируют просто так и абы что, поскольку уже не экономят плёнку, но и не имеют ни чётко поставленной задачи от заказчика, ни самого заказчика. Поэтому в этой среде так популярны тематические конкурсы, суть которых как раз и состоит в реализации конкретно сформулированой фотографической идеи.
Фотографическая идея неразрывно связана с конкретным автором, с его эмоционально-психическим состоянием в данный момент, а также с его духовно философским опытом. Следует заметить также, что она никак не связана с уровнем его профессионализма. Фотографическая идея - это продолжительное или кратковременное отражение личности в нематериальном мире, которое называют самовыражением личности. Поэтому украсть фотографическую идею невозможно, повторить можно только форму её реализации, но не её саму, как нельзя повторить ход мыслей другого человека в Классики фотографии, сказавшие своё слово в этом виде искусства и поэтому определившие его ключевые направления, прежде всего имели в голове чётко сформулированную и профессионально реализованную свою собственную фотографическую идею, разгадать которую не очень-то и сложно, изучая их снимки в серии. Фотолюбители не часто проводят подобный анализ, и совершенно напрасно - тут можно много весьма полезного почерпнуть для себя. Ранее мы сказали, что фотографическая идея связана с конкретным автором. Совокупность авторов образует фотографический социум с его общей Фотографической Идеей. Какими же свойствами обладает эта общая Идея? Самое главное свойство общей Фотографической Идеи является то обстоятельство, что она не меняется во времени с момента изобретения фотографии как вида искусства. Фотографические идеи вечны, и их не так много, как кажется на первый взгляд. Отличие можно наблюдать только лишь в различии форм реализации этих немногих фотографических идей. Общая идея не зависит ни от социального строя, ни от указов президента и от других, менее значимых социальных вариаций. Происходит это по вечной причине превалирования идеи личности над социальной идеей, какой бы хорошей она не была. Может быть именно поэтому искусство вечно, а социальный строй меняется каждое столетие. Кстати, раз уж мы вспомнили тут про серии фотографий, то размышляя над содержанием фотографической идеи отдельно взятого снимка из серии и идеи серии целиком, то приходим к весьма интересному и глубокому выводу: фотографическая идея серии не только не соответствует идее отдельных снимков, её составляющих, но и выражает гораздо более значимое понятие и несёт более высокое предназначение; в свою очередь, Общая Идея Фотографии, как целого вида искусства, ещё более высока, выражает Высший замысел и полностью совпадает с Общей Идеей любого другого вида искусства. "-Как же так?!" - скажете вы. Да-да - Общая Идея всех искусств едина, лишь только средства её выражения отличаются между собой, с тем, чтобы каждый мог найти и выразить себя наиболее удобным ему способом. Поскольку не каждый из нас может сформулировать, в чём именно состоит фотографическая идея его конкретной фотографии, то с пониманием идеи серии дело обстоит ещё хуже, (к примеру, часто одни и те же предметы или портреты одних и тех же людей ошибочно объединяются в серию), ну а про тотальное непонимание Общей Идеи фотографии я вообще не хочу даже говорить...
|
Поскольку я ничего не понимаю в литературе, в том числе в научно-популярных статьях, попробую ответить так: идея данного постинга в донесении моего собственного мнения до читателя, коим является фотограф, то есть производитель своих собственных фотографий. Как и все остальные мои постинги.
Но по сути, размышление о той же "фотографической идее", которая в статье обозначена термином "как", в противовес визуальному "что".
По крайней мере, я так воспринял.
А мотивы и цель фотографа - это вопрос к психиаторам, IMHO. :-))
ну и что все таки превращает текст в литературу, звуки в музыку, рифмы в поэзию а табуретку в ТАБУРЕТКУ широкие массы продвинутых и не очень фотографов ждут подробных инструкций заняв позицию на старт Хи-Хи-Хи
Об авторской терминологии
Вот Ваши тезисы, поставленные рядом:
1. Но раз снимок создан, значит, что-то заставило фотографа достать фотоаппарат, навести его куда надо и нажать на кнопку спуска затвора. Так вот, это "что-то" и назовём фотографической идеей.
2. Таким образом, фотографическая идея представляет собой как бы предтечу, преддверие образа, вещи, формы...
3. Фотографической идеей конкретного снимка может быть восхищение гармонией, то есть сама гармония, сострадание, восторг, удивление чем-то необычным, создание снимка на память, неприятие чего-то, какое-то мгновенное переживание, восхищение, сопереживание и тому подобные понятия.
4...фотографические идеи снимков являют собой те или иные чувства и эмоции и всегда выражаются именем существительным, не указывающим на предмет, который можно потрогать руками.
5. Классики фотографии, ... прежде всего, имели в голове чётко сформулированную и профессионально реализованную свою собственную фотографическую идею...
6. Фотографическая идея неразрывно связана с конкретным автором...
Если принять (2), т. е. платоново понимание "идеи", то невозможно писать (3,4, 5, 6). Особенно (6) выглядит абсурдным.
Если принять за основу (3), т.е. идея - психическое переживание, то непонятны тезисы (2, 5, 6).
Если верить в (5), то, как интерпретировать (6, 4, 3)?
Прошу прощения, что так много вопросов.
Надеюсь, автор уточнит терминологию.
С уважением,
Юрий Гавриленко
www.2x36.ru
Re: Об авторской терминологии
во-первых, спасибо за внимание к статье.
Теперь по существу поставленного вопроса. Подобные нестыковки (как в самом тексте, так и в голове у читателя :-) ) происходят по причине того, что в данной статье нет определения термина самого "фотографическая идея". Тут описаны предпосылки её существования, приведена попытка доказательства правильности выбранного термина, определены некоторые её свойства и даны некоторые из её возможных значений. Полное и исчерпывающее определение я пока дать не могу, так как чувствую, что недозрел пока. :-)) Это примерно так же, как в определении фотографии, которое я сделал для себя два года назад: "Фотография, с технической точки зрения, представляет собой гармонию Света, Цвета и Формы" произошли необходимые и уточняюще-дополняющие трансформации, так, что оно теперь выглядит так: "Фотография представляет собой фотографическую идею, творчески реализованную автором в гармонии Света, Цвета и Формы". Но, на мой взгляд, и в этом определении отсутствует последний, замыкающий, третий компонент, который "замкнёт круг", связывая гармонию и идею с другой стороны. Посмотрите повнимательней на это определение. Ничто из перечисленных понятий не может быть описано никаким, даже самым гениальным, но единственным определением. Также обстоит дело и с определением фотографической идеи, и мне пока кажется, что "уточнить терминологию", то есть составить достаточно полное определение, невозможно.
Кстати, на форуме имеется тема "Что такое фотография" с уже более 300 определениями этого простого термина. :-))
Теперь по вопросам.
Я, наверное, плохо изложил то, что в Платоновском понимании идеи (вещь является отражением идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней) под словом "вещь" я понимаю не табуретку на фотографии, или, к примеру, чью-то изображённую голову, а сам образ, неразрывно связанный образ, то есть саму фотографию. Идея не является каким-то аналогом пока ещё не сфотографированной вещи, в мозгу у фотографа. Идея, как душа, просто ищет тот образ, в которую ей лучше всего вселиться. (Прошу прощения за такое сравнение.) Поэтому я и написал: "фотографическая идея представляет собой как бы предтечу, предверие образа, вещи, формы." Надо было мне добавить сюда ", то есть самой пока ещё не родившейся, фотографии".
Теперь про идею, как психическое переживание. Тут так бы возникает путаница. С одной стороны, это психическое переживание. С другой стороны - это мысль. Мне кажется, что тут нет противоречий, поскольку одно не приравнивается другому - идея может быть и тем и другим, то есть как эмоциональным переживанием, так и осмысленной эмоцией. Причём мне кажется, что второе - это элемент известного "цинизма" профессионалов. В самом деле, что такое "удивление" - это результат мыслительного процесса, или эмоция?
Я жутко извиняюсь, но противоречий между пунктами 5 (Классики фотографии, ... прежде всего, имели в голове чётко сформулированную и профессионально реализованную свою собственную фотографическую идею) и 6 (фотографическая идея неразрывно связана с конкретным автором, с его эмоционально-психическим состоянием в данный момент, а также с его духовно философским опытом) я не вижу никаких.
Идея - это не замысел, выражаемый предметно, это отношение (или результат отношения) к текущему событию, к моменту времени или к эпохе, в которой пришлось оказаться конкретному человеку.
Ну, не знаю, удалось ли хоть чуть-чуть ответить на Ваш вопрос, но я тоже приведу цитату из статьи, если позволите: "Разрешите .... пока закончить это повествование.. ". Это значит, что я планирую написать в дальнейшем продолжение на эту тему, что может быть разовьёт и дополнит сказанное ранее, а может быть и изменит некоторые положения данной статьи. :-))
Ответ
Я это понимаю и искренне желаю Вам продвинуться в исследовании сущности фотографии.
>>2) Кстати, на форуме имеется тема "Что такое фотография" с уже более 300 определениями этого простого термина. :-))
Не читал, - к сожалению, нет времени.
По моему глубокому убеждению, искать ОПРЕДЕЛЕНИЕ фотографии бессмысленно: некоторые явления, к которым отнесу все области искусства, не нуждаются в определениях, а нуждаются в ИЗУЧЕНИИ. Это – другое!
"Что такое живопись?" - Всякая попытка определения отдает духом школярства.
>>3) Я, наверное, плохо изложил то, что в Платоновском понимании идеи (вещь является отражением идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней) под словом "вещь" я понимаю не табуретку на фотографии, или, к примеру, чью-то изображённую голову, а сам образ, неразрывно связанный образ...
Мне кажется, что это я хорошо понимаю. Фотограф воспринимает какой-то идеальный образ происходящего, как бы вечную сверхматериальную суть виденного, и старается это запечатлеть на пленке. Такое мне знакомо по собственному опыту. Вы это имели в виду? Или я ошибаюсь?
>>4) Мне кажется, что тут нет противоречий, поскольку одно не приравнивается другому - идея может быть и тем и другим, то есть как эмоциональным переживанием, так и осмысленной эмоцией.
Вот этот тезис вызывает у меня протест. Все-таки, философствование предполагает тонкое различение сущностей. Понятно, что идеальный образ должен быть воспринят фотографом, претворен им в собственные мысли, эмоции и т.д. Но этот процесс не приводит к изменению природы идеи как таковой, она не становится эмоцией, хотя может переживаться как психическое состояние. Примерно так.
>>5) Я жутко извиняюсь, но противоречий между пунктами 5 (Классики фотографии, ... прежде всего, имели в голове чётко сформулированную и профессионально реализованную свою собственную фотографическую идею) и 6 (фотографическая идея неразрывно связана с конкретным автором, с его эмоционально-психическим состоянием в данный момент, а также с его духовно философским опытом) я не вижу никаких.
Поясняю свою мысль. Уж сколь идея нашла свое воплощение в мысли (а как иначе она пребывает в голове?), то эта мысль может быть передана (рассказана, объяснена) другому человеку, после чего этот другой станет причастен самой идеи наравне с первым. По-моему, так и происходит в жизни. Следовательно, неправомерно говорить о "неразрывной связи" какой-либо идеи и конкретного человека: идеи, воспринятые индивидом, отчуждаемы. Да так и должно быть, раз идеи имеют идеальное бытие.
>>6) Идея - это не замысел, выражаемый предметно, это отношение (или результат отношения) к текущему событию, к моменту времени или к эпохе, в которой пришлось оказаться конкретному человеку.
Вот тут продолжается смешение смыслов. Сие не есть хорошая философия.
>>7) "Разрешите .... пока закончить это повествование.. ". Это значит, что я планирую написать в дальнейшем продолжение на эту тему, что может быть разовьёт и дополнит сказанное ранее, а может быть и изменит некоторые положения данной статьи. :-))
Желаю творческих успехов!
С уважением,
Юрий Гавриленко,
www.2x36.ru
Re: Ответ
В ближайшие несколько месяцев я планирую наверстать упущенное мной в осознании смысла философских терминов; так как собираюсь за рубеж в длительную командировку и сейчас занят подбором книг, которые возьму с собой. Пара-тройка из них уж точно будет философскими словарями. :-))
Re: Ответ
и ещё такой вопрос: на фига мне, зрителю, фотографии, которые даже самому автору не нужны?
Re: Ответ
Re: Ответ
не могу согласиться с процитированным кусочком.
Передать идею-то можно. Я могу сказать идею, например, о всеобщем равенстве и братстве (или любую другую, не суть важно) - но от того, что я ее выскажу публично - ПРИНЯТА другими как руководство к действию, или просто разделена даже - не будет. Человек должен САМ пережить подобную идею, и только когда он прочувствовал ее на своем опыте - он будет к ней причастен.
Так что человек является носителем своей идеи - как вирус является носителем своей ДНК. До тех пор, пока организм не включит его в себя как часть самого себя - эта ДНК мертва.
Ну, чего, порадовала эта статейка. Она не научная, конечно, но как художественное произведение, как первый опыт приближения к осознанию для себя каких-то основополагающих вещей -- отлично.
Можно цепляться к частностям... но неохота, нет сил и времени. :-)
С возражениями Юрия Гавриленко в большинстве соглашусь (вообще поздравляю, Элемент! такой умнейший человек к Вам заглянул и оставил такие комментарии!), но с этим Вы и сами справитесь, ХЭ.
Спасибо. "Вы пишите, вы пишите, вам зачтется..." (с) почти цитата из Окуджавы. :-)
===========================
Все собиралась написать, да все некогда было, дела совсем заели...
Ну, чего, порадовала эта статейка. Она не научная, конечно, но как художественное произведение, как первый опыт приближения к осознанию для себя каких-то основополагающих вещей -- отлично.
Можно цепляться к частностям... но неохота, нет сил и времени. :-)
С возражениями Юрия Гавриленко в большинстве соглашусь (вообще поздравляю, Элемент! такой умнейший человек к Вам заглянул и оставил такие комментарии!), но с этим Вы и сами справитесь, ХЭ.
Спасибо. "Вы пишите, вы пишите, вам зачтется..." (с) почти цитата из Окуджавы. :-)
===========================
какое там художественное произведение - автор пишет о банальном лексика к тому же убогая рефлексия напрочь отсутствует зато желания утвердить свой тусовочный авторитет более чем достаточно
А Вы, похоже, просто завидуете тусовочному авторитету автора статьи. :-) Но ведь ничто Вам не мешает тоже стать авторитетом в тусовке (этой или любой другой), так что вперед! :-) Если только хватит Вам сил, ума и воли... ;-)
Мысли интересные, точные....
О фотографической идее и графоманском идеале.
Умение размазать на несколько страниц пару-тройку банальностей. Навыки по выдёргиванию из разных мест чужих мыслей и пересказ их собственным слогом. Гибкость мышления при выворачивании чужой идеи наизнанку и подгонке её к своему построению. Всему этому нигде не учат. С этим надо родиться. А этот трогательный подростковый пафос и искренняя убеждёность в своём интелектуальном превосходстве. Такие уютные "профессорские" оброты, вроде, "-Как же так?!" - скажете вы." ...
Опять же рьяное мессианство и похвальное трудолюбие. Всего этого не подделаешь. Всё это от души, а значит от Бога!
«...фотография представляет собой фотографическую идею, творчески реализованную автором в гармонии Света, Цвета и Формы. Наличие фотографической идеи являет собой единственно истинную суть фотографии. Фотография может не иметь цвета, света и не образовывать форму, но нет ни одной фотографии, которая была бы рождена в отсутствие фотографической идеи. Это понятие является ключевым, поскольку связывает дуновение божественного эфира с его конкретной реализацией...»
!!!
:-))