Pedro Meyer © 2002
Я часто удивляюсь тому, что мы не замечаем непрерывного изменения вещей, происходящего вокруг нас.
Это напоминает мне известный эксперимент с лягушкой. Если лягушку поместить в кастрюлю с холодной водой и медленно довести эту воду до кипения, то лягушка, так и не поняв, что происходит, сварится, даже не попытавшись выпрыгнуть из кастрюли. Однако если бросить лягушку в ту же кастрюлю, но наполненную уже кипятком, то лягушка немедленно выскочит, спасая себя от неминуемой смерти.
Вы спросите – что общего у этой истории с цифровой фотографией? Я вам отвечу: большинство людей не понимает, что технологические изменения, происходящие вокруг нас, смахивают на кипящую воду. Естественно мы не погибнем в результате этих изменений, однако они могут серьезно повлиять на наши средства к существованию, если мы так и не обратим на них внимания.
Первое, что нам необходимо знать – это то, что цифровая фотография является только небольшим фрагментом технологической революции, происходящей в мире. Это знание необходимо нам для постижения глубины технологических преобразований, окружающих нас. Некоторые фотографы думают, что изменения, касающиеся фотографии, похожи на опцию, которую можно проигнорировать. Подобно тому, как они привыкли выбирать между типами пленок, бумаг или камер.
Безусловно, вы можете игнорировать все, что захотите, как некоторые люди часто игнорировали войну с весьма рискованными последствиями. Несколько членов моего семейства закончили свою жизнь в концентрационном лагере, потому что во время Второй Мировой войны, жили так, как будто все происходящее не относится лично к ним и поэтому не принимали никаких мер безопасности.
Давайте рассмотрим несколько идей, которые помогут нам разобраться, что к чему. Обратим внимание на то, что цифровые технологии уже полностью захватили телекоммуникационные системы и стали средством передачи телевидения; кинематограф становится цифровым; видео и фотография переходят на цифру; я уже не говорю про автомобили, кухни, игрушки. Цифровые технологии затрагивают то, как мы делаем покупки; как развлекаемся; как учимся и обучаем других; как ведем бизнес; как занимаемся спортом; как лечимся. Не секрет, что цифровые технологии являются неотъемлемой частью современной войны. Если все это так, то предлагаю рассматривать цифровую фотографию, как часть этого глобального технологического преобразования наших обществ.
Так или иначе, мысль, что фотография может оставаться изолированным островом, не подвергнутым всем этим изменениям, представляется мне абсурдной.
Естественно, вы можете отклонить все эти доводы и сказать, что «не так страшен черт, как его малюют». Однако я буду вынужден возразить, что такой подход ни как не влияет на скорость изменений, которые все равно происходят, и никто не знает, в какой момент мир изменится полностью (вспомним лягушку). Но то, что это обязательно произойдет, я не сомневаюсь ни минуты и поэтому предлагаю «взять быка за рога» как можно раньше.
Преимущества очевидны. Те, кто начал действовать с учетом изменений раньше, имеют важное конкурентное преимущество перед теми, кто становится вовлеченным на более поздней стадии.
Почему бы ни облегчить себе жизнь, и принимая необходимые изменения идти в ногу со временем, вместо того, чтобы ждать, когда внешние условия заставят вас переучиваться, что само по себе уже будет чрезвычайно трудно.
Мне уже известны случаи, когда фотографы, отказавшиеся от применения цифровых технологий, вынуждены были уступить существенную долю своего бизнеса другим фотографам, потому что те могли выполнить работу так же качественно, но значительно дешевле, вследствие применения цифровых технологий.
Я видел, как закрылся бизнес, имеющий дело с печатью изображений, только из-за того, что его владельцы не произвели во время необходимых технологических изменений.
Я хочу посоветовать всем, кто хочет обучаться фотографии, выбирать те школы, которые предлагают наиболее продвинутую информацию, связанную с цифровыми технологиями. Потому что обучаться сегодня работе в темной комнате все равно, что учиться работать на машине с паровым двигателем. Наверное, это интересно, но вряд ли сможет прокормить вас в ближайшем будущем.
В недавней беседе мой друг, заведующий учебным заведением, сказал мне, что число студентов, желающих изучать традиционные технологии в кино и в фотографии значительно выше желающих изучать их цифровые эквиваленты. Я не был удивлен этим фактом, так как цифровые технологии находятся пока еще в самом начале своего становления. Но подумайте о том, что в течение четырех лет, которые вы потратите на обучение, цифровые технологии тоже не будут стоять на месте. Разве это не стоит того, чтоб потратить это время именно на их изучение.
Представьте себе, что вы потратили четыре года для того, чтобы приобрести навыки, которые более не требуются на рынке. Например, вы получили профессию фотолаборанта только для того, чтобы узнать, что местная газета, в которую вы пришли наниматься на работу, уже не заинтересована в ваших навыках, потому что полностью перешла на цифру и больше не имеет фотолаборатории. Тогда вы идете в архив местного музея и узнаете, что и там уже работают только с цифровыми технологиями. Вы решаете наняться в отдел внутренних публикаций корпорации в качестве фотографа и узнаете, что и там работают только с цифрой. Вы решаете стать «школьным» фотографом и узнаете, что ваши конкуренты уже давно используют цифровые технологии и поэтому могут продавать свою работу дешевле, чем вы, использующий традиционный подход. Можно продолжать в том же духе и в каждом случае история всегда будет похожа.
Самое ужасное, что в этот переходный период многие преподаватели продолжают защищать «старый режим» из страха потерять свои привилегии и прикрыть свое невежество. В скором времени эта проблема решится сама собой в результате Дарвиновского естественного отбора. Статистика показывает нам, что в Соединенных Штатах 48 миллионов детей от 5 до 17 лет активно пользуются компьютерами, а ведь это 90% от всего населения США этой возрастной группы. Мы видим, что через несколько поколений изменение будет завершено, несмотря на преподавателей, пытающихся его сдерживать.
Многие дети фактически преподают друг другу вместо того, чтобы ждать, когда взрослые придумают подходящее решение. Один из примеров – игры, некоторые из которых весьма сложны для понимания, тем не менее, шести, семилетние дети легко справляются с управлением и обмениваются информацией через сеть настолько хорошо, что даже взрослые завидуют им. Мне хочется, чтобы мои коллеги фотографы учились у детей делиться своими знаниями в пределах сети, и извлекали бы большую выгоду из такого подхода.
Гибель легендарного Титаника могла бы быть предотвращена, если бы его команда действовала соответственно реальности. Капитан Смит оставил без внимания семь предупреждений о приближающемся айсберге. А надо было всего лишь отдать приказ замедлить движение судна. Высокомерие и вера в то, что корабль непотопляем, стали роковыми ошибками, сделанными той ночью.
Нам необходимо понять, что мы не хотим свариться как лягушки. Для этого мы должны своевременно приобрести знание и опыт, необходимые «фотографам цифровой эпохи». Я говорил об этом на многих форумах; это трудно и это требует времени на обучение и практику. Любой серфер скажет вам, что если вы хотите оказаться на гребне волны, и не хотите, чтобы она обрушилась на вас, нужно знать все наперед и смотреть вокруг. Тогда вы поймете, что испытываете потребность в сети.
Предлагаю обсудить эту тему на Форуме. Предложите свои примеры того, как происходящие изменения в технологиях соотносятся или не соотносятся с вашим личным опытом и с вашими планами на будущее.
Вольный перевод Андрея Безукладникова