На прошлой неделе я брала интервью у одного довольно молодого «гламурного» фотографа средней руки. Человек он очень приятный и, как говорится, не без задатков. Снимает для журналов типа «7 дней», но часто делает заказы и для крупного отечественного глянца. Сам себя называет «фотографом попсы» и на свой счет не обольщается да, вот такой вот я, да, есть гении, а я тут просто деньги зарабатываю. Да, я знаю, что ко мне «настоящие фотографы» относятся с презрением, но я на них не в обиде.
Тут можно было бы с места в карьер начать рассуждать про «бездушный глянец» и «ненастоящую фотографию». Тем более, что мне как фотографическому критику есть с чем сравнивать скажем, в плане интервью с великими, не говоря уж о сотнях просматриваемых в год выставок и альбомов. Совсем недавно читала на фотографере яростную полемику мол, ныне фотограф измельчал, продался гламуру, то ли дело в советское время. Были, впрочем, и те, кто клеймили советское время как бездушно-идеологическое хотя, конечно, в то время существовала и «настоящая» андерграундная фотография. Или настоящим можно назвать только репортаж? Не помню, там было как-то сбивчиво и местами невнятно, с переходом на личности и попытками лягнуть оппонентов по разным мягким местам.
Для меня самой все, впрочем, было не так просто. Во-первых, я знаю кое-что о глянце времен Бродовича и Либермана да и о сегодняшних героях вроде Тима Уокера. А во-вторых, передо мной сидел человек, в фотографиях которого действительно что-то было. Это «что-то» и особая мягкость, и легкая степень смелости в противодействии «тенденциям», и действительно интерес к человеку перед камерой. В каком-то смысле и совершенно парадоксальным образом этот фотограф попсы был более «репортажен» и «документален», чем некоторые призеры World Press Photo. Но при этом фотографическое «что-то», о котором так любят рассуждать теоретики и философы, сводилось на нет, нивелировалось, отрицалось самим подходом. Были тут какие-то странные, идущие вразрез с его картинкой пассивность, равнодушие и местечковость. Человек, который много лет подряд вместе с другими несет ответственность за формирование поп-культуры в том виде, в каком она сложилась, мямлил что-то о том, что это просто востребовано, а он, мол, только исполнитель. Да и вообще в нашей стране достижения фотографии простым людям не нужны. Есть великие, есть граждане мира, но мы тут сидим на своей завалинке и ничего-то с этим не поделать, «страна такая». А раз страна такая, то даже при наличии таланта можно временами гнать любую халтуру и откровенное фуфло.
Я намеренно не называю в этой колонке конкретных имен: просто в последнее время я наблюдаю эту тенденцию или, не побоюсь этого слова, «модный тренд» среди отечественных фотографов постоянно, вне зависимости от их жанровой специфики, возраста, убеждений. Особенно среди молодежи. Лет 5 назад я видела портфолио пары 20-летних фотографов. В них, этих ребятах, была божья искра, но конечно, ее еще нужно было развивать. Теперь оба они стали довольно известны и признаны в своих жанрах, получают хорошие гонорары, даже премии но и только. Искра стала пропадать зато при общении или (упаси Боже!) легкой критике появилось ощущение, что разговариваешь с Картье-Брессоном, а все кругом кретины и придурки. Пару лет назад я писала об одной из «Серебряных камер» на ней впервые стало очевидным появление поколения юных дарований в области документальной и репортажной фотографии. Они затрагивали новые, острые темы например, нелегальной эмиграции причем с человеческой теплотой и без этого непонятно на каких таких достижениях основывающегося высокомерия по отношению к объекту съемки. Посмотрев на некоторых из них сейчас, я вижу, что социальная острота ушла, а на ее место пришел угодливый кивок с книксеном «чего изволите» в сторону власти или рекламодателей. Да, конечно, такова наша ситуация: в некоторых областях слишком мало специалистов, даже совсем юные уже нарасхват. И к тому же молодежь не закалена противодействием идеологии, не держит наготове привычную старшим поколениям фигу в кармане. Впрочем, местечковость, «мелкое плавание», стремление покоиться на лаврах и нежелание вписывать себя в русло общемировых тенденций свойственны не только юношам и девам.
Вообще говоря, как-то многовато, на мой вкус, в фотографии развелось в последнее время «просто исполнителей» как и любителей попенять на российскую «ситуацию». Да полноте. А в чем уж наш опыт особенный или такой уж дефектный? Войны и революции, рабство (крепостное право) и концлагеря? Так они бывали и в Америке с Германией, однако тамошние фотографы чувствуют себя гражданами мира. Мы что банановая республика, у которой нет собственных фотографических традиций? Откуда эта страсть к отрицанию своего наследия? Откуда это стремление поливать себя помоями (они же индульгенция)? Прокудин-Горский, хочу напомнить, был у нас «при царизме», а Родченко в эпоху репрессий. Они не вторичны, а вполне самобытны и признаны на Западе. А то, что их, этих великих, так мало можно назвать навскидку так это потому, что большинство предпочитает не высовываться при абсолютно любом строе. Сейчас вот вроде бы уже можно делать свое но как-то боязно, что ли. Политика и история, конечно, важны и ныне, но все-таки они в большинстве случаев, скорее, фон, чем угроза безопасности фотографа, рискнувшего заснять жену, свою или чужую, в голом виде. В последние пару лет в Москве на каждом углу понастроили много таких маленьких, крайне неудобных в быту заборчиков. Складывается ощущение, что заборчики эти поставили прямо у людей в душах.
Вот это и есть, к сожалению, национальная специфика страх собственной креативности и при этом преувеличенное о ней представление. Таланты сохнут и вянут, так и не успев раскрыться. Та самая специфика, следы которой может заметить в себе каждый и для начала, прежде чем выносить весь мусор из головы на люди, поработать внутри себя. Снять 10 хороших серий, выпустить 15 альбомов (да-да, я знаю о трудностях полиграфии «в отечественных условиях»), сделать 20 выставок, поработать 25 лет, изучить историю отечественной и мировой фотографии за последние 50, четко и честно осознать свое место «в контексте» последнего столетия. Гениев от фотографии пока еще слишком мало и сделать нужно слишком многое, а планки слишком высоки, чтобы вступать в бессмысленные дрязги и гасить в себе божьи искры. Новых полей деятельности много и все они нуждаются в кропотливом возделывании.