World Press Photo of the Year 2007
Tim Hetherington, UK, for Vanity Fair
American soldier resting at bunker, Korengal Valley, Afghanistan, 16 September
1st prize Spot News Singles
John Moore, USA, Getty Images
Assassination of Benazir Bhutto, Rawalpindi, Pakistan, 27 December
2nd prize Spot News Stories
Roberto Schmidt, Colombia/Germany, Agence France-Presse
Kenya election unrest, Nairobi, 29-31 December
2nd prize General News Singles
Stanley Greene, USA, Noor
Attack plan drawn in sand, Chad-Sudan border, January
1st prize General News Stories
Balazs Gardi, Hungary, VII Network
The Valley, Operation Rock Avalanche, Afghanistan, October
1st prize People in the News Singles
Yonathan Weitzman, Israel
Dress of an African girl caught in the Israel/Egypt border fence, 20 August
1st prize People in the News Stories
Philippe Dudouit, Switzerland, for Time magazine
PKK fighters, Southern Kurdistan/Northern Iraq
1st prize Sports Action Singles
Ivaylo Velev, Bulgaria, Bul X Vision Photography Agency
Freeride competitor Philippe Meier chased by an avalanche, Flaine, France, 15 March
3rd prize Sports Action Stories
Chris Detrick, USA, The Salt Lake Tribune
Sports portfolio
1st prize Sports Features Singles
Andrew Quilty, Australia, Oculi for Australian Financial Review Magazine
Children watch horses compete at Maxwelton races, Australia
1st prize Sports Features Stories
Erik Refner, Denmark, Berlingske Tidende
Copenhagen Marathon finish line, 18 May
1st prize Contemporary Issues Singles
Brent Stirton, South Africa, Reportage by Getty Images for Newsweek
Evacuation of dead Mountain Gorillas, Virunga National Park, Eastern Congo
1st prize Contemporary Issues Stories
Jean Revillard, Switzerland, Rezo.ch
Makeshift huts of immigrants, Calais, France
1st prize Daily Life Singles
Justin Maxon, USA, Aurora Photos
Mui, a homeless woman with HIV and her son bathe in the Red River, Hanoi, Vietnam
1st prize Daily Life Stories
Pieter ten Hoopen, The Netherlands, Agence Vu
Kitezh, the invisible town, Russia
1st prize Portraits Singles
Platon, UK, for Time magazine
President Putin of Russia
1st prize Portraits Stories
Vanessa Winship, UK, Agence Vu
Rural school girls, Eastern Turkey
1st prize Arts and Entertainment Singles
Ariana Lindquist, USA
Girl in an anime character costume waits backstage before performing in a cosplay competition, Shanghai, China
1st prize Arts and Entertainment Stories
Rafal Milach, Poland, Anzenberger Agency
Retired circus artists, Poland
1st prize Nature Singles
Fang Qianhua, China, Nangfang Dushi Daily/Southern Metropolis Daily
An endangered plant at Wanzhou city garden sanctuary, China
2nd prize Nature Stories
Paul Nicklen, Canada, National Geographic Magazine
Arctic ivory – hunting the narwhal, Nunavut, Canada
Горячие клавиши:
← Предыдущее фото
→ Следующее фото
Несколько раз в год мне приходится писать о репортажной и пресс-фотографии. Честно говоря, мне кажется, я давно уже все высказала — и про большое уважение к репортерам в горячих точках и попыткам остановить кровопролитие, и про войну, ставшую детскими переводными картинками и товаром на продажу купцам-редакторам. Но поводом для этой колонки стала не столько сама проходящая на Винзаводе выставка работ призеров World Press Photo-2008, сколько обозначившаяся на ней новая тенденция, которую уловили многие зрители.
WPP традиционно упрекали в реках лившейся там крови, которые, стремясь включить сострадание, парадоксальным образом окончательно притупили нашу способность к сочувствию (хотя, конечно, с Перпиньяном не сравнить — там страшнее). Но в этом году военных тем вроде поменьше, а снимков обычной, мирной жизни гораздо больше. Тенденцию мне подтвердил один из победителей конкурса Питер Тен Хуупен. Правда, он дал ей совершенно не творческое, а простое финансовое объяснение: в последнее время война приелась, а шок замылил взгляд, его покупают неохотно, газеты и особенно журналы требуют мира. Но если судить по WPP, мир в большинстве случаев тоже выходит какой-то странный, визуально не особенно внятный, отчаянно похожий по вызываемым ощущениям на войну и требующий пространных текстовых комментариев.
Проанализировать проекты всех призеров в одной небольшой колонке невозможно — а поэтому ограничимся наиболее близкой сердцу темой. Российской. Проектов, так или иначе имеющих дело с родным отечеством, на выставке три. Во-первых, лучший фотопортрет года, сделанный для обложки Time Платоном, во-вторых, «Китеж: невидимый город» Питера Тен Хуупена (1 место, «Повседневная жизнь», серии), в-третьих — снимок «Хореограф Игорь Моисеев и его жена Ирина» Владимира Вяткина (3 место, та же категория, одиночное фото). Между прочим, никакой Чечни и вообще кровопролития. И вроде бы — упоительное разнообразие. Тут тебе и иронично-гламурная, на грани легкого издевательства фотография инопланетного Путина — удачное попадание в тему «загадочной русской политики» с легким налетом скандальности. Тут тебе и арт-репортаж о таинственном, ушедшем под воду Китеже, который фотограф снимал «с любовью к России» и для которого провел «огромное исследование». Плод у этой страсти, правда, завязался странноватый — серия фигур на темном фоне с комментарием про «высокий уровень безработицы и алкоголизма». Мне показалось, что чисто визуально, не просто без подписей, но без пространных комментариев, «Китеж», вообще говоря, не очень работает, хотя «настроения» у него не отнять. Мне эта серия напомнила недавно оскандалившийся проект на тему подростковой любви австралийца Хенсона — тоже все темно и непонятно зачем, но «с налетом». Ну и конечно, Россия — это ее великая культура, в основном балет, народные танцы и «Братья Карамазовы».
Поймите меня правильно — я далека от того, чтобы подвергать сомнению профессионализм фотографов-победителей. А еще дальше — от настроений в духе «руки прочь от отечества». По отдельности каждый из упомянутых проектов, безусловно, интересен, но вот все вместе создают ощущение не просто уныния, но какого-то критического отсутствия. Отсутствия той самой простой, ежедневной жизни, которой я и мои сограждане живем каждый день и на которую теперь — якобы — такой спрос у усталых зрителей. Потому что да, в моей стране есть и мертвящий холод политики, и алкоголизм с серостью, и пожилая творческая интеллигенция с ее человечинкой. Но повседневность ведь не сводится к выборам и водке. Ведь есть еще мы — обычные люди, мы не мертвы и не уходим под воду, мы по-прежнему живем, радуемся, печалимся и так или иначе решаем свои проблемы. И ни одной из этих проблем — нелегальных мигрантов и бездомных детей, дышащих на ладан больниц или берущих взятки гаишников — я здесь как-то не заметила. Как не заметила и несуразного счастья обыденности, тонких штрихов в познании чужого мира — хотя снимок патриарха хореографии с женой удивительно человечен и тактичен.
Конечно, здесь можно возразить, что WPP — конкурс западный, а Россия в ее повседневности никому не интересна. Точно так же как никому, собственно, не интересна повседневная — вне войн, резни, революций или «экзотики» — жизнь Конго или Афганистана, Индии или Пакистана. И сама я, анализируя итоги прошлогоднего WPP, писала, что «живинка» (не путать с кровью и скандалом) была только в проектах, мирных или военных, близких по тематике и географии их авторам. Но ведь это, друзья, удивительно! Получается, что из современной пресс-фотографии, вне зависимости от страны ее производства и публикации, действительно как будто испаряется самое главное — реальный, живой, не для стеба, не на продажу интерес к человеку другой культуры. Я уже как-то писала — ощущение, что некоторых фотографов попросту кастрировали: их фотографии неинтересны, банальны, не берут за душу и, в конце концов, попросту неумны. Они либо излишне жестоки — но даже эта жестокость не пробирает до дрожи и негодования, либо мутновато-тускловаты, либо сглаженностью всех острых углов и какой-то трогательной беззащитностью умиляют, как детский праздник на лужайке. По поводу большинства работ на вопрос «Как ты себя сейчас чувствуешь?» можно смело отвечать «Никак». Странно мне вот что: мы связывали это «отключение чувств» с излишним шоком — но и мир, социалка с повседневностью в проектах на WPP очень часто вызывают то же самое тоскливое ощущение, что-то вроде «что уж тут поделать». Это даже не онемение — это полное отсутствие интереса: взглянул мельком и пошел дальше. Но тот ли это результат, который должна вызывать фотография?
Не могу не задуматься о том, насколько иное чувство возникает при взгляде на советские многоэтажки у Картье-Брессона. Да, есть ощущение, что нас снимает чужак, но он тончайшим и тактичнейшим образом подмечает несуразности социалистической родины. Но нет клишированности, высокомерия при взгляде на иные культуры или желания держать нос по ветру, улавливая политические, гламурные или идеологические тенденции и легко под них подстраиваясь. И при этом он не кричит на каждом углу о любви к другим народам или большой исследовательской работе.
Наверное, дело в изменившихся временах. World Press Photo появился в 1955 году; а несколькими годами раньше был основан Magnum. Люди послевоенной эпохи остро помнили ужасы II мировой — Ли Миллер отправила в свою редакцию серию фотографий из лагеря Дахау со словами «Заклинаю вас поверить: это правда». Цели фотожурналиста и их моральная подоплека казались тогда четкими и ясными, чувство послевоенного единения и победы над злом хотелось сохранить. Сегодняшний мир, при всей его глобализации, гораздо более расколот на куски отдельных культур и отсеки слабо связанных между собой «личных жизней», поляризован в своих метаниях между гламуром целлофанового счастья глянца и происходящих «где-то там» голода и войн. Понятно, что пресс-фотография — явление профессиональное, зависящее от «заказов» и «тенденций». Очевидно, что онемение самой человеческой природы не связано именно с фото. Но именно поэтому я сказала бы, что у фото здесь особая, важная, «пробуждающая» миссия, а о смерти репортажа, этого нерва пресс-фотографии, говорить рановато — разве что мы сами его благополучно угробим. Задача «остановленной картинки» осталась все той же, а возможно, и стала более важной. Она все так же может включать наши чувства, давая ощущение контакта с другими людьми, и в этом — ее особое место в мире стремительно развивающихся виртуальной реальности, бегущей строки, движущейся картинки и современного искусства, практически целиком построенного на холодных и рациональных концептах. Просто надо как-то не забывать, что мир — это не отсутствие войны, а все-таки естественное состояние человека, что профессионализация фотографии — это, конечно, хорошо, но никто не отменял отзывчивое сердце, контакт со своими эмоциями и сострадание не только близким, но и далеким как саму основу фотожурналистики. И они, эти прекрасные качества, должны работать не только в горячих точках, но и в самой обычной жизни.
Сайты портфолио для фотографов
Создайте персональный сайт вместе с Photographer.ru
НАЧАТЬ СОЗДАНИЕ САЙТА
14-дней бесплатно без лимитов и ограничений. Затем 1200 рублей в год
|
|
|