В последних числах июня Magnum Photos — прославленный кооператив, агентом которого в России является Photographer.Ru — проводил годовое собрание. В этом году — в Париже. Мероприятия растягиваются на три дня: есть открытая часть, есть абсолютно закрытая даже для менеджмента Magnum (т.к. акционеры, совладельцы — только фотографы). Например, голосование по приему в кооператив новых членов. В
Еще есть закрытые мероприятия, на которых зачем-либо могут присутствовать приглашенные лица. Так вот, на одном таком мероприятии я побывал.
Арендован верхний этаж большущей парковки недалеко от офиса Magnum. Вдоль стен — коллекционные машины Renault (с
У экрана докладчик рассказывает про продажи с разбивкой, например, по регионам: цифры абсолютные и относительные, диаграммы. Можно наблюдать реакцию фотографов на происходящее. Представьте себе фотографов как обычных людей, с чуть большей склонностью к анархии и индивидуализму, чем у большинства, — но с точки зрения восприятия финансовой информации — обычных.
По большому счету, так устроено любое акционерное общество, примерно так выглядит любой годовой доклад. Только здесь докладчики в любом случае не могут относиться к происходящему как к формальности, — они не акционеры, тем более не контрольные акционеры, — фотографы же, из
Таким образом, перед докладчиками стоит задача не столько экономическая, сколько политическая. В реальной экономике сила убеждения редко имеет уж такое большое значение. Там идет разговор между людьми, понимающими свои возможные выгоды и их преследующими. В политическом процессе задача — сагитировать равнодушного или колеблющегося обладателя голоса, избирателя. Заставить его вникнуть в ту или иную платформу. Завоевать его симпатии.
Фотографы «Магнума» представляют собой общество в миниатюре. Они не могут перестать ходить на собственные собрания (выборы), поскольку быть членом «Магнума» — хорошо. Но в большинстве своем эти люди ни в коем случае не специалисты в экономике или в менеджменте. Как и в каждом обществе, здесь есть свои внутренние партии и фракции. (К примеру, Куделка, Пеллегрин — пассионарии, лидеры.) Как и в каждом обществе, здесь есть самоустраняющиеся аполитичные люди (к примеру, Пинхасов). И есть голосующие пенсионеры. И у всех своя позиция относительно того, что такое хорошо и что такое плохо, в отношении фотографии, по крайней мере.
Эффективно ли подобное общество как механизм? Творчески — бесспорно. У «Магнума» такая репутация, что он абсорбирует лучшие творческие силы, причем современную молодежь можно лишь условно отнести к гуманистической традиции отцов-основателей. Возьмите того же Д'Агата. Или вот в свое время Картье-Брессон говорил, что Парр попадет в «Магнум» только через его труп, но тот попал в «Магнум» при жизни мэтра и к настоящему времени стал одним из самых влиятельных членов.
Сам Картье-Брессон, будучи анархистом, наблюдал с некоторой иронией ту круговерть, которую запустил сотоварищи в
А экономически общество «Магнум» (шире — любое общество) — эффективно? Я в этом сомневаюсь. Экономически эффективна бывает бесчеловечная политика. Даже в Японии с ее традицией пожизненных контрактов и абсолютного доверия нанимаемого к нанимателю —
«Магнум» — закрытое объединение, куда принимают по эстетическому принципу, и где бесчеловечность очень даже применяется — в этом году выгнали трех номинантов — но это бесчеловечность демократическая, политическая, если угодно.
Тем интереснее опыт «Магнума».
Его нельзя закрыть, т. к. это было бы решением фотографов о самоликвидации, а их шестьдесят человек, и они все думают