Российский провинциальный город похож на дом, в котором недавно
Наши чувства — это наша защита. Мы все умираем не вдруг — мы медленно теряем то, что с легкостью приобрели в первой половине жизни. Теряю я, теряют меня, и мы уверенно и закономерно стремимся к точке сингулярности, где прошлое, настоящее и будущее сливаются и не имеют смысла. Если верить Богу и Канту, наша душа подобна вечности, и она то и дело наполняется иллюзиями и теряет их через сомнительные артерии любви и ненависти.
Почти любой фотограф сталкивался с проблемой, когда люди категорически отказываются сниматься на фото. Будь то похороны, рождение или повседневная жизнь. Тому может быть множество причин, но одна из них — мистическая вера, что фотограф крадет часть человеческой души.
Фотографии зашивали в различного рода амулеты, носили на груди или, как сейчас, в портмоне, кошельках и дамских сумочках. Все это часть одного поверья, к которому можно
На заре фотографии было совсем жуткое поверье: считалось, что если сделать фотографию умершего человека, то его душа переселится в отпечаток на бумаге. Причем мастерство фотографа заключалось в том, чтобы мертвого сделать на снимке максимально похожим на живого, поэтому было важно снять ушедшего в мир иной чем раньше, тем лучше. Желательно сразу после смерти или за миг до этого, в «точке сингулярности», чтобы душа окончательно не покинула уже ненужное тело. Эту фотографию можно поставить на комод, тумбочку у кровати и быть всегда вместе с умершим человеком. Фотограф же, подобно богу изготавливал новое тело для старой души.
(Из таких фотографий была сделана «Книга мертвых», «Book of the Dead» Victorian Post-Mortem Photography, фрагменты которой можно посмотреть здесь http://ame2.asu.edu/projects/haunted/ISA%20index/book%20of%20the%20dead/book%20of%20the%20dead%20photos.htm)
Люди, в принципе, удивительны. Они настолько чувствительны и проницательны, насколько это, так или иначе, касается их. Простота заключается в том, что смерть касается каждого. Другими словами, они чувствуют, если хотите, бессознательно видят, что душа ваша или аура, как сейчас можно слышать, терпит крушение, готова оторваться от сознания, где зияет такая бездонная черная дыра и засасывает все окружающее в бездну. Это и есть — состояние сингулярности. Его можно наблюдать у солдат, изуродованных войной; у женщин, потерявших своих детей или просто у прохожего, которому случайно взглянешь в глаза и вдруг почувствуешь — смерть
Когда я снимал Андрея Сахарова 14 декабря 1989 года в Кремле, я не знал, что через два часа он умрет. Но обстоятельства сложились таким образом, что камера «видела и чувствовала» больше чем я. Ночью мне сообщили о случившемся. Я проявил негативы в туалете гостиницы «Россия» и был поражен, насколько очевидно следует из фотографий, что человек должен умереть. Я был последний фотограф, кто снимал его, не просто снимал, а с
Прогуливаясь по кладбищу рядом с провинциальным российским городом и рассматривая портреты на могильных крестах, я отчетливо понял, что фотография и есть тот метод, благодаря которому прошлое сливается с настоящим и никогда не будет будущим. Это и есть состояние сингулярности. Вдруг стало
г.Кинешма на Волге