Лучшее представление об этом дают фотографии на обложках ежедневных газет стран «первого мира»: в данном смысле неважно, таблоиды это или более серьезные издания. Максимум телесного хоррора, который может ожидать здесь публику — это откровенный показ неидентифицируемого трупа, который может занимать даже центральное место полосы. Однако предпочтительным все же демонстрировать тело прикрытым. Или же на расстоянии, стирающем детали. К тому же большая часть людей, присутствующей на подобном снимке, либо других снимках, сопровождающих этот первый, должна быть жива и здорова. А самые ужасные из деталей должны даваться в описании. Обычно же сцены преступлений иллюстрируются мирными портретами жертв, пока те еще были живы, а также их родственников, участвующих в ходе следствия; видами мест их проживания и гибели; снимками орудий преступления; фотографиями и иными изображениями подозреваемых, внешним видом судов и тюрем и т.п. Ну а, кроме того, ужасы соседствуют с позитивными историями и рекламой, обещающей разнообразные радости потребления.
Это — стандартные приемы, которые, впрочем, также не дают гарантий. Никакие опросы не способны обеспечить твердых понятий о механизме реакций аудитории, и редактора никогда не могут быть уверены в правильности пропорций сенсации и цензуры в каждом конкретном случае. Вот пример: 24 сентября 1996 лондонская полиция застрелила подозреваемого в преступлении члена Ирландской республиканской армии. А газета Guardian поместила на своих страницах снимок, показывающий фрагмент лестницы и кровавый след, оставленный телом, которое убрали с места убийства. Все правила хорошего тона журналистики были, кажется, соблюдены, и редактора, должно быть, остались довольны элегантным сочетанием триллера и приличий. Однако множество читателей жаловалось на публикацию, называя снимок оскорбительным, неприемлемым для ежедневной газеты.
Медиа, стараясь делать «острые» новости, постоянно играют на нарушении приличий и порядка с их последующим неизменным восстановлением. И это понятно, потому что они и есть, по сути, индустрия дистанции: дают знание, не нагружая ответственностью. Как это формулируют исследователи, «тогда как плохие новости входят в наши головы через парадную дверь, закон и норма возвращаются незамеченными через черный ход». Естественно, что новостная индустрия, чтобы отвечать желаниям публики, старается поддерживать status quo в его бодром и даже несколько возбужденном состоянии. Помня о том, что эти желания состоят скорее не в приобретении новой информации, а в уверенной самоидентификации. Поэтому, в конце концов, все ужасы, вся информация о преступлениях укладывается в фабулу о несчастной судьбе или, наоборот, чудесном избавлении, и лучше всего продается в формате неких персональных историй. А еще лучше, если они посвящены знаменитостям.
И хотя журнализм прошедшего века был пропитан пафосом правды и достоверности, на самом деле они подаются в формате мифологическом или литературно-эстетическом. А новостная фотография удобна в этом смысле тем, что с одной стороны она достоверна, с другой стороны — управляемая текстом и контекстом картинка. Да и вообще — картинка, композиция. Со своей плохой или хорошей, но пластической формулой. Известно ведь, насколько шире и дольше публикуются фотографии, образ которых воспроизводит основные композиции религиозной иконографии типа «Мадонны с младенцем» или «положения во гроб», не говоря о прочих. Не потому ли, что народ, какое б тысячелетие на дворе ни было, жаждет вечных драм, под которые все время требуется свободная и при этом реалистически декорированная сцена.