«Тюмень — столица деревень», — так говорят, но я сам не видел этого, потому что четыре дня подряд смотрел на город глазами двадцати тюменских фотографов. По
Фотосеминар был организован Школой фотографии (Марат Губайдуллин) и тюменским клубом «ФотоРегион» (Игорь Ковалев), членами которого являются около сорока фотографов Тюмени и области. Это был не совсем стандартный семинар по сравнению с теми, что мне приходилось проводить ранее. Я отказался получать гонорар за портфолио-ревю по принципиальным соображениям — не считаю этичным брать деньги с коллег
Поделиться я мог только опытом, который приобрел в самых разных и почти всегда не в очень приятных ситуациях и условиях. Но я не стал показывать свои фотографии и рассказывать о своем «героическом прошлом» в период краха СССР и трагических
Дело в том, что я — убежденный сторонник индивидуальной (авторской) фотографии, в том числе в фотожурналистике и в документальной фотографии, я верю в то, что даже фоторепортаж может быть снят и представлен зрителям на уровне искусства, а не только информации и констатации фактов. Я не считаю фотографию «документом», но убежден, что она может выражать индивидуальный взгляд ее автора, не всегда объективный с точки зрения документа, но всегда искренний с точки зрения искусства.
Участниками семинара оказались фотолюбители клуба «ФотоРегион» и профессиональные фотографы местных масс-медиа, корпоративные фотографы. Просмотр портфолио любителей показал, что как таковой стиль практически отсутствует. Есть набор кадров, которые по своей стилистике иногда принципиально не совпадают. Это был набор фотографий, «вырванных из жизни» и, скорее всего, случайных. Ситуация характерна для многих любительских клубов, где нет своего четкого направления в фотографии, неопределенная тематика, приоритеты и прочее. Объединение в клуб, как правило, происходит не по причине тематического направления, идеи, концепции, того или иного жанра фотографии, а чаще всего просто из любви к фотографии. Что собственно было понятно сразу. Однако любовь является тем чувством, действие которого может открывать неожиданные способности в человеке и стимулировать его к творчеству.
Ситуация с профессионалами была менее оптимистична. По большой части эта та фотография, которую мы можем наблюдать в местных средствах массовой информации. В лучшем случае информационная, но всегда обезличена; скучная, если не сказать примитивная композиция; полностью равнодушная фотография по содержанию и «боязливая» по форме. Будучи человеком эмоциональным, я ненавижу такую фотографию. Она напоминает мне лучшие времена ИТАР-ТАСС, узколобость чиновников, страх редакторов и рабство фотографов. Из разговоров я понял мотивацию подобного рода фотографии — рынок, заказ, спрос. Профессиональные фотографы, в отличие от любителей, в большинстве своем финансово заинтересованы в зависимости,
В первый вечер, сидя на кухне арендованной для меня квартиры, распивая «местное аргентинское», я пытался найти
Просмотр выбранных фотографий автором или так называемое «портфолио-ревю» почти тоже самое что «гадание по руке»: наблюдая за линиями «жизни и смерти» прозорливый и опытный мастер может с большой долей вероятности сказать фотографу в каком лучше направлении ему развиваться, на что обратить внимание или вообще похоронить в себе надежду заниматься фотографией. Это вредная работа. Собственно говоря гаданием на кофейной гущи я и пытался заниматься на протяжении всех четырех дней. Я не чувствовал себя «мастером», которого пригласили на семинар, я чувствовал себя «старухой-гадалкой», которая выпивая очередную чашку кофе начинает говорить брюзжащим голосом, тщательно перемешивая кофейную гущу.
Ситуация принципиально изменилась ближе к концу семинара. В
Я был рад, что мне довелось встретиться с тюменскими фотографами. Это внушило мне надежду, что не все так плохо в нашем королевстве Фотографии. Есть молодые люди, фотографы, которые не спешат избавиться от тяжелого ощущения, вызванного чужим несчастьем; которые могут искренне и честно говорить, признавать действительность такой, какой бы она не была. Это своего рода мужество, которое дает человеку право надеяться, что жизнь будет лучше, если он понимает, что «так жить нельзя». Я был рад, что увидел Тюмень исключительно глазами местных фотографов — это тоже дает право говорить: «Это наш город».