Я давно уже хотел написать об этом, но взялся за дело, лишь прочитав текст Олега Климова «Давайте заберем искусство у фотохудожников». Я сочувствую его пафосу, и мне тоже не нравится многое из того, что происходит в искусстве, в частности в искусстве, использующем фототехнологию. Но вместе с тем я совершенно не готов разделить выводы автора и присоединиться к его призывам уже потому, что они сильно упрощают ситуацию. А уж представить себе, что место нынешних плохих «фотохудожников» займут хорошие «фотографы» и вовсе страшно.
Сегодняшняя ситуация в искусстве и фотографии совершенно не нова. В общем, так было всегда. Художники Возрождения интриговали друг против друга в борьбе за деньги и славу точно так же, как наши современники. И каждый раз, оказываясь в каком-нибудь крупном музее старого искусства, я обнаруживаю, что соотношение таланта и посредственности не сильно отличается от нынешнего. Если без скидок, то
Никто никогда в культуре не мог ничего улучшить, просто заменив явно плохое на то, что считал хорошим. Для того, чтобы цветы выросли, необходим гумус. История слишком многообразна и противоречива, а степень однозначности наших решений прямо пропорциональна ограниченности познаний, умений и опыта. Чем обширней их ресурс, тем больше вариантов и больше сомнений. Но нам
И последнее. Это в восточной традиции любое подлинное мастерство — будь то изготовление удочек или каллиграфия — называется искусством. В западном же понимание искусство — строго ограниченная форма деятельности, а не приз, выдаваемый за заслуги. В этих терминах фотография и искусство — разные, самодостаточные сферы. И то, что сегодня искусство использует фототехнологию, ничего не меняет: на технологию ни у кого нет права собственности. Что же до того, что мы активно пользуемся такими понятиями, как «художественная фотография» или «фотохудожник», то это всего лишь условные термины, возникшие в ходе противоречивой истории медиума и применяемые за неимением лучших. В определенных контекстах, с ограниченным спектром значений. Далее — три «иллюстрации» неоднозначных отношений фотографии, искусства и информационного производства. Предшествующих сегодняшней путанице и ее предопределивших.
Парадокс Бодлера
Фотография отлично вписалась в драму конвергенции романтически-реалистических оппозиций, можно даже сказать, стала воплощением их двуединства. «Реалистичность», документальность, репродуктивность медиума была одной стороной его природы, другой же, равновеликой — то обстоятельство, что фотоизображение возникало в процессе саморисования (
Как известно, Шарль Бодлер назвал фотографию «смиренной служанкой науки и искусства», отказывая ей в художественной автономии, чем заслужил негативное отношение со стороны множества адептов медиума. И, в
В бодлеровском определении помимо статуса статус фотографии (служанка) раздельно названы области ее применения (искусство и наука). С наукой, вроде бы все ясно. Следует лишь напомнить, что помимо собственно естественно-научной и гуманитарной деятельности Бодлер включает в это понятие еще и технику, начатки современной массовой фото-иллюстрированной прессы, криминалистику и прочее — то есть чуть ли не все, кроме искусства и того, что в советское время называли «службой быта» (в особенности моды на фотопортретирование, которое Бодлера так раздражало). «Служебность» фотографии во всей этой «науке» вряд ли
С искусство же все сложнее. Искусство, по Бодлеру, это деятельность человека, рукой которого движет божественное вдохновение. Считать же саму эту руку — так же как фотокамеру — источником такого вдохновения довольно глупо. Поэтому фотографию и возможно использовать лишь в роли поставщика подготовительных материалов для собственно творчества. Фотограф не творит, он присваивает результаты оптико-механического процесса. Соответственно он,
Теперь же — о самом главном. О том логическом звене, которое упускает Бодлер, запутывая отношения фотографии, искусства и природы. Как уже было сказано, согласно романтическим представлениям, вдохновение есть и у художника, и у природы. Но творчество природы — это не искусство, наоборот: искусство только подражает природе, соперничает с ее творчеством. И, следовательно, именно творчество Бога (если таковой присутствует в картине мира) и природы является идеалом искусства, художественного творчества. А фотография — это один из продуктов природного творчества. И соответственно она должна быть образцом искусства, а отнюдь не его служанкой. Но именно фотография как творческий процесс, сохраняющийся в его результате, а вовсе не сами по себе эти результаты, оторванные от процесса и присвоенные фотографом! Именно этот тонкий момент у Бодлера не прояснен, забыт, отсутствует. Фотограф только держит «карандаш природы», присутствует при акте природного творчества, является его помощником. Его нескромные претензии на роль художника, многократно случавшиеся в истории, грубо искажают положение дела.
Особая тема — претензии самого художника на творчество, сравнимое с природным. Оставим ее за скобками, просто допустив, что так действительно бывает. Что субъект в отдельных случаях (число которых безбожно преувеличено) может превращаться в инструмент
Вернемся, однако, к фотографу. Его положение в самом начале истории медиума весьма двусмысленно. Согласно логике, которой мы следовали выше, фотография — нечто иное, чем искусство. Скажем, альтернативная искусству визуальная практика. Для того, чтобы прояснить отношения фотографии и искусства по отношению к реальности, с недавних пор даже введен в употребление термин мануграфия (буквально: рукопись), который обозначает искусство, созданное с помощью человеческой руки. В 19 веке именно мануграфию называли искусством, а потому считать искусством еще и фотографию просто не могли. Не только из предрассудков, «реакционности» или корысти: фотография действительно была