Выставка Мухина, очевидно, кураторская. Сам Мухин, полагаю, дойти до такого изуверства не мог. Она представляет собой сочетание разумно организованного хаоса на трех стенах зала из множества мельтешащих в глазах «контролек» и трехрядной развески избранных увеличенных фотографий на четвертой, парадной стенке. Про «хаос» что говорить? Вероятно, он должен показать, из какого сора растут гениальные снимки автора, разумеется, не ведая стыда. А вот четвертая стенка Мухина (кому-то, может быть, вспомнится четвертая проза Мандельштама, но я не виноват) напоминает собой то ли доску почета в сельском клубе, то ли «грудь заслуженного генерала» (а вот это уже прутковский образ). Но это впечатление человека, далекого от современного искусства, а ведь мы вступили с вами в его храм. Об искусстве вообще говорить бессмысленно: настолько оно широко и разнообразно. О современном искусстве рассуждать тем более глупо: кому-то, может быть, современны Рембрандт, Бах и Шекспир, а
Искусство должно быть одухотворено, а если дух из нас весь вышел, то об искусстве лучше не вспоминать. А про фотографию и говорить нечего. Фотография — это проекция нашего духа и репродукция окружающей действительности. В творческой фотографии дух так же важен, как и свет. Нет духа — нет творческой личности, а вместо фотографии есть лишь техническая репродукция. В современном искусстве, если охватить его
Измельчали безбожные людишки, особенно «люди искусства», мельчает и искусство, оно становится
Хочу же я сказать несколько слов о выставке Мухина «Сопротивление» в галерее XL. Она интересна тем, что на ней представлен обширный рабочий материал трудолюбивого фотографа, я бы даже без всякой иронии сказал, подвижника, мучительно бьющегося над трудной темой. Вернее, Мухин бьется с трудным, неподатливым материалом. Пеструю и бурлящую толпу, к тому же то охраняемую, то разгоняемую ОМОНом, трудно выразительно запечатлеть на клочке фотопленки, не передающей движение и от рожденья немой. В агрессивной толпе снимать тяжело, но это не главная трудность. Главная в том, что толпа не фотогенична, однообразна и в то же время антихудожественно пестра. Каждый митинг в Москве снимает не менее полусотни профессиональных фотографов из журналов, газет и всемирно известных агентств, но удач и у них очень мало — один, два, в лучшем случае три потрясающих снимка. А снимают ведь талантливые профессионалы, в их ряду как фотограф Мухин бы потерялся. Потерялись бы и его снимки в общем вале фотографической хроники. Для справедливости надо сказать, что и задача у журналистов сложнее: кроме формы они еще ищут смысл, и им нужно все выразить в одном кадре, на детали они не могут размениваться, искусство должно входить в состав их снимков необходимой частью, но, увы, не достаточной. К тому же на журналиста давит обязанность в любой ситуации «сделать кадр», художник от этого давления свободен, давят на него только собственные амбиции.
Я понимаю, что Мухин не журналист и ищет в толпе другое, скорее всего, он сам не знает что. Если
К счастью, Мухин не играет на поле фотожурналистики, он пасется на ниве современного замороченного искусства, вернее, его давно уже затащили туда. Там его фотографии смотрятся необычно и восхитительно, как инопланетяне. И я добавлю — вполне заслуженно, потому, что Мухин снимает все же не писсуары, консервные банки и беспомощных мертвецов, нет, он давно уже добрался до живых людей, а живых людей современное искусство на дух не переносит, оно их или калечит до неузнаваемости, или решительно умертвляет. Так что Мухин в современном искусстве стоит особняком, и за это я его и как фотографа, и как человека очень ценю. Поэтому мне обидно (и за фотографию, и за Мухина), что на выставке в галерее его работы повесили так же плотно, как людей сбивают на митинги, как овец сгоняют в отары. Вычленить из «толпы» отдельный снимок, чтобы насладиться его композицией и мастерством автора, невозможно, как невозможно выделить из стада самую жирную овцу. Профессионал, конечно, сделать это все же может, но с очень большим напряжением. Не будучи профессионалом, я высмотрел только одну понравившуюся мне мухинскую работу и на том успокоился, так как разболелись глаза.
Нет, эта выставка сделана не для рассматривания, она работает агрессивными пятнами, она наваливается на вас, как орущая толпа, от нее устаешь, она вызывает раздражение, как от бессмысленной толкотни в метро. Наверное такое же раздражение испытывают и фотографии, насильно сбитые в стаи, наверное им противно висеть в такой тесноте по прихоти куратора. Думаю, что и автору снимков обидно, что его многолетний труд превратили в окрошку, в салат оливье, короче, в бурду, в которой вкус отдельных ингредиентов пропадает в угоду кулинарному замыслу и в расчете на неразборчивого голодного клиента. А материал на выставке интересный, ценный, серьезный, полезный и фотографу, и социологу, и историку; полезный для изучения и работы. И над чужими ошибками, и над самим собой.
Страница о выставке на сайте XL Галереи.
P.S.
На выходе я прочитал листок, представляющий выставку, и был им ошеломлен, потому что я в нем почти ничего не понял. Если бы я его прочитал раньше я, может, и выставку бы не стал смотреть: если я не понимаю пояснений, то уж выставку где мне понять? Может быть, я идиот — чего тут стыдиться? — на все божья воля. Сначала статья показалась мне только противоречивой, а потом я в ней совсем запутался. То в ней совершенно справедливо пишется, что для Мухина «действительность всегда и по любому поводу готова сложиться в близкие к совершенству композиции». То вдруг категорически утверждается, что «Оценивать формальные качества в таких обстоятельствах почти неприлично». Это, даже несколько унижает и фотографии и фотографа. Кстати сказать, «неприлично» (кокетливое дамское словцо с отчетливым сексуальным оттенком) стало у нас опять популярным и даже вошло в рекламные тексты.
Сильная статья, экспрессивная. Она, как та самая картофелина, еще жжется. Меня она сожгла практически дотла. И я так и не смог по достоинству оценить предложение, наполненное, вероятно, сверхчеловеческим смыслом: «Кадры глобального противостояния всемирной энтропии, как клубы спрессованной, взрывающаяся (так в тексте. ВЩ) из закрытой системы энергии постепенно лишаются адреса — тем более что речь идет о солидном, в 20 лет отрезке времени».
Густой текст, энергетически насыщенный — и весь умещается на половине странички. Его бы целиком переписать для более умных потомков, но — проклятая лень. Мы ленивы — об этом еще Пушкин писал. В общем, эта статья перепахала меня. Слово — великая сила, особенно, если это слово — ученое. Искусствоведы вообще необыкновенно умны и эрудированны, но иногда в дебрях своей учености
P.P.S.
Боже, какой я неисправимый осел! Я везде ищу смысл! Даже в искусствоведческом тексте. Слава богу, наконец то, я понял, что и сугубо пояснительный текст тоже может быть современным искусством. Искусство ведь заразительно — и никто ни в чем не виноват. Текст заразился от фотографий, фотографии в лихорадке бьются от текста, у меня тоже подскочила температура… Как
P.P.P.S.
А смысла нигде не ищите, ни на выставках, ни в библиотеках. Смыслы копятся в банках. Я это недавно открыл. А ведь как Шаляпин надрывался: люди гибнут за металл, люди гибнут за металл! — и все мимо моих ушей. И только теперь я понял, что истинный смысл овеществлен в золоте и заменяющих его разноцветных бумажках, а все остальные смыслы и все философии нарочно придуманы для отвода дурацких доверчивых глаз. Французы ищут женщину, немцы — чашу Грааля, русские ищут Бога и справедливости, индусы стремятся в нирвану — но все они ищут не то. И только избранный Богом народ знает, что делает, — он терпеливо копит деньги, приумножая тем самым смыслы и оправдывая свое пребывание в бессмысленном мире. Жаль, что понял это я только в сумасшедшем доме. Впрочем, ничего удивительного тут нет: искусство — удел сумасшедших, сумасшедшие — жертвы искусства. Такой уж круговорот. Что бы не сойти с ума, искусство нужно срочно конвертировать в деньги. И на выставках надо показывать золото с ассигнациями. Ведь как чудесно звучит: «Золото Шлимана», «Золото инков», «Золото Рейна» (это опера, правда, но тоже хорошо)! А Черкашины какую волнующую акцию придумали, когда в бассейне топили европейские деньги! В России лишь один порядочный музей — Оружейная палата. Как выпустят, надо будет туда сходить. Золото — самое сильное оружие, оно мгновенно вышибает мозги.
Этот бред от больного я принял по телефону. Спешу успокоить, а кого то, возможно, и огорчить, что теперь ему, кажется, лучше. И он даже ходит без посторонней помощи, но пока в основном под себя. А. Безукл.