Умер Сан Саныч, хоть в это и трудно поверить, потому что он был воплощением вопиющего постоянства и неподвижности времени в суете и мельтешении жизни. Последние тридцать лет (а раньше меня знающие его люди утверждают, что сорок) внешний облик его не практически не менялся. Не менялась
На любом вернисаже мой взгляд отыскивал прежде всего его, с удовлетворением убеждая в неизменности мира, обретал точку опоры и, успокоенный, мог скользить уже дальше, рассматривая другие лица и фотографии.
Его фотографический авторитет был бесспорен, незыблем, и я не знаю ни одного человека, который бы усомнился в нем, хотя не думаю, что многие его понимали, но вот подражателей у него много. Вероятно среди фотографов он был самой популярной личностью, кроме того его и
Разговор у Слюсарева был совершенно особый: как бескорыстный паук, он органично плел свою словесную вязь, в которой было легко с непривычки запутаться, ибо никогда и никто не знал куда эта «вязь» его приведет. Разумеется, не знал этого и сам Слюсарев. Он был парадоксалист. Он мыслил парадоксами, если парадоксами можно мыслить. Он и рожден был, кажется, для того, чтобы подвергать все сомнению и испытывать мир на излом и на ощупь. Может быть, отсюда его любовь к предметам, к прочным вещам, к фактуре.
Его философия была предметной, осязаемой и убедительной, — она вся погружена в его снимки. Или снимки его увязают в его философии? Но это неважно. Важно, что снимки его от себя не отпускают и притягивают к себе
Он создал особый жанр дворового натюрморта, а может быть городского группового портрета. Он портретировал стены, асфальт, кирпичи, их тени и трещины; мертвое вещество природы, вещество существования, вещество, которое мы чувствуем кожей и поэтому не осознаем. Разглядывая его снимки, мы проживаем эту неведомую нам жизнь, жизнь опустевшего без нас города и поэтому, наверно, печального. Слюсарев оставил нам город без нас, без себя. Он оставил фотографии и воспоминания.
Он был горожанин, он был законченный урбанист, хотя мне легче его представить среди запорожских сичевиков или среди гоголевских персонажей, рассуждающих о том, доедет ли колесо брички до Казани. В моем представлении он человек, убежавший из прошлого, а его своеобразный авангардизм
Авангардность его не разрушительна, ею он лишь отделял себя от всеобщего конформизма и самоутверждался. В последние годы он ушел в своем творчестве в чистую эстетику и утверждал, что фотография служит только для украшения стенки, но украшательскими его фотографии от этого все же не стали, из них не исчезла сложность, противоречивость, они не стали приглаженными.
Слюсарев — вольный казак, которого судьба занесла в каменные джунгли, в бестолковую сутолоку городской жизни. Но город, эту тюрьму, он