Что может быть документальней и беспристрастней милицейских фотографий последствий автомобильных катастроф и обгорелых трупов — жертв пожаров? Однако катарсиса они не вызывают. Они вызывают чувство отвращения оттого, что нам показывают то, что мы не хотим и не должны видеть. Эти фотографии призваны нас запугать, а человека не надо запугивать. Эти фотографии не учат нас и милосердию, потому что сняты немилосердно, бездарно, с профессиональным цинизмом. Они сняты бесчеловечно и антихудожественно, хотя и предельно документально.
Документальность — это свойство фотографии, а не достоинство. С документальностью надо считаться, как с тем, что вода мокрая. Документальность фотографии часто вредит, когда она вступает в противоречие с законами, защищающими права человека на частную жизнь. Тогда лица людей на публикуемых снимках заклеивают черными «заплатками». Эти «заплатки» уничтожают впечатление от фотографии и обессмысливают появление этих снимков в печати, потому что для нас лицо человека — главное, всю остальную информацию можно передать словами. Кроме того, появление в газетах снимков с заклеенными лицами низводит роль фотографии до подлого доноса и унижает и фотографа, и читателей этих газет до уровня безнравственного быдла. Фотографа за такие снимки не любят, не уважают, и даже боятся, но тем не менее ждут от него скандальных разоблачений, подглядываний в замочную скважину, а некоторые просто хотят «клубнички». Документальность фотографии, видимо, принесла людям немало вреда и искалечила не одну человеческую судьбу. Достаточно только упомянуть об использовании и документальных, и сфальсифицированных фотографий для шантажа.
Так что перед каждым документальным фотографом, публикующим свои снимки в прессе или показывающим их на выставках, рано или поздно встает вопрос нравственного выбора: или он станет этаким фотографическим киллером, или он не выходит за некоторые нравственные рамки, установленные им самим для себя или навязываемые обществом. Фотограф, работающий в «горячих точках» решает еще и вопрос, о чем он думает в первую очередь: о съемке кадра или о собственной безопасности. Решить эти вопросы желательно раз и навсегда, чтобы не мучиться ими поминутно при съемке.
<< Начало | Продолжение >>