Крупнейшая и престижнейшая фотографическая ярмарка старого света уже второй год проводится в Гран-пале. Огромный наполненный светом купол — значительный прогресс по сравнению с клаустрофобическим Карусель-дю-Лувр. Соразмерно увеличилась и сама ярмарка — 128 галерей и 23 издателя из 22 стран. Согласно отчета организаторов, ярмарку посетили 54 тысячи человек, под ноябрьским моросящим дождем стояли огромные очереди.
На практике, Пари-фото — ежегодный центр притяжения галеристов, фотографов и коллекционеров со всего мира. Все назначают встречи всем, выкраивая минуты на то, чтобы посмотреть собственно ярмарку. Это огромный бурлящий бизнес. С одной стороны, для галереи крайне престижно выставиться на Пари-фото. С другой, свободных мест нет. Каждый год выставочный комитет придирчиво оценивает успехи представленных галерей, и кого-то отсеивает; на освободившиеся считанные места подается в десять раз больше заявок, причем отобранные к участию счастливчики автоматически согласны на убийственный вступительный взнос. Этот подход на корню душит желание допускать (а у допущенных галерей — показывать) искусство, скажем так, непроверенное, не получившее еще междунарожного статуса. Чтобы вернуть взнос и траспортные, организационные и прочие расходы, галерея должна за четыре с половиной дня продать фотографий на несколько десятков тысяч евро. Сантитменты в сторону — вывешивается все наиболее дорогое, — с прицелом на сохранение собственной индивидуальности, с одной стороны, и на захват новых рыночных ниш, с другой.
В этой связи интересно наблюдать за эволюцией галереи Ховарда Гринберга — он из старейших и наиболее уважаемых фотогалеристов в США, один из тех, с кого начинался фотографический рынок как таковой. Ныне он входит в выставочный комитет, неизменно занимает один из центральных и крупнейших стендов. Гринберг год от года выставляет то, что традиционно было его сильной стороной — невероятно дорогие и качественные винтажи — Мохой-Надь, Ман Рэй, Эдвард Вестон. Цены могут исчисляться в сотнях тысяч долларов. С другой стороны, именно Гринберг открыл миру ранний цвет Сола Лейтера, и потому работы этого автора присутствуют на стенде уже много лет подряд. В прошлом году Гринберг впервые выставил Буртынского, уже очень к тому времени раскрученного автора, широкоформатные цветные работы. А в этом году в дополнение к Буртынскому появился уже Джоэль Мейеровиц, классик цветной фотографии, 50×60, причем именно его работе Гринберг отдал единственную страничку в каталоге ярмарки. Наблюдая в течение многих лет подряд такие небольшие изменения, можно составить впечатление о том, как меняются вкусы покупателей и фокус самой ярмарки.
Общее впечатление, кстати, не самое позитивное — явным образом происходит инфляция цен, и если лет пять назад средней ценой на произведение крепкого современного автора были 4–5 тыс евро, то сейчас это скорее нижняя грань цены, за такие деньги что-то с приемлемым тиражом еще придется поискать. За год все цены как бы сделали шажок впред: если Алек Сот раньше стоил 9 тыс евро, то теперь 10 тыс.
Больше денег, больше славы, больше шампанского, больше знаменитостей, ярче работы, значительней размеры. На фоне стагнирующей европейской экономики это выглядит немного странно и оставляет отчетливое ощущение намеренно надуваемого пузыря.
Еще нововведения: в этом году не было национального фокуса в спец-программах, как следствие не было ощущения свежести, которое может возникнуть от большого количества относительно новых имен, создающих друг для друга контекст. Вместо этого был «выбор Дэвида Линча», знаменитый режиссер отобрал произведения из заявленных к участию, и к открытию это все издали отдельной книгой. У работ, вошедших в книгу, гордо висели соответствующие значки. Кстати о знаменитостях — знаменитый режиссер делится своим брендом, добавляя веса совокупным брендам автора, галереи-экспозиционера и ярмарки.
Но это как бы такой линчевский хазарский словарь, набор перекрестных ссылок. Были и самостоятельные спец-проекты, в этом качестве фигурировали: выставка недавних музейных приобретений (несколько разных музеев); отдельная выставка AQUA #2 (выбор Джорджио Армани, патрона выставки музейных приобретений и спонсора Пари-фото, тема — вода); целых две выставки из коллекции другого спонсора, JPMorgan Chase — одна про повседневность, другая про конфликт; выставка Александры Катьер из Белоруссии, победителя гранта BMW (еще одного видного спонсора); выставка печатной продукции, отражающей эволюцию репрезентации Берндта и Хиллы Бехер (книги, пригласительные, постеры и проч); и наконец, выставка победителей конкурса SFR Young Talents.
В целом упор на этой ярмарке был сделан на прославление коллекционера, на рост его ощущения собственной значимости и явности его причастности к гламурному миру. И хорошо, и не очень. Это бизнес.
Ниже перечисляются стенды, произведшие на автора этих строк самое большое впечатление.
Weinstein gallery (Миннеаполис) — галерея, первой начавшая работать с Алеком Сотом, и продолжающая это сотрудничество до сих пор. С одной стороны, есть собственно последний проект Сота, с другой Мэпплторп и еще ряд больших фоторафов. Одну стену занимает инсталляция из 65 уникальных полароидов эротического содержания, подоранных Сотом на помойках и в подобных местах во время его странствий вдоль Миссисиппи, и составляющих единую инсталляцию.
Rosegallery (Санта-Моника). Дичайший набор авторов, полное отсутствие чего-то вроде единой экспозиции. В частности, Уильям Эгглстон, современная печать методом цветопереноса (dye transfer, Эгглстон изначально так и делал). Тираж 10. То есть появлись люди, вновь печатающие этим процессом! Еще 7 лет назад можно было себе позволить купить Эгглстона из тех, давнишних тиражей, из 70-х — на аукционах, например. Сейчас даже к новой печати не подступиться. Известность работает экспоненциально!
Гагосян (Gagosian gallery). У этого господина на стенде нет вообще табличек. Это тоже такая игра с брендом: «у нас само имя Гагосяна — это знак качества, будьте уверены, что даже если вы этих авторов не знаете, они очень знаменты и стоят адских денег». На поверку так и есть.
Julie Saul (New York). Она участвует всего второй год, у нее один из самых маленьких стендов. При этом она всерьез работает с экспозицией, с контекстами, в которые помещает авторов, и соблюдает интересное соотношение качество-цена. Российский Николай Бахарев, куклы Мортона Бартлетта, и блошиный рынок калифорнийца Эндрю Буша — все хорошо.
Serge Plantureux (Париж). Здесь экспозиция — это цельная инсталляция, повторяющая мотивы студии фотографа в 19 веке, при том что используемые объекты и сами отпечатки не обязательно винтажные.
Magnum Photos (Париж). Наверно лучшая экспозиция за все годы их участия. Цветной Трент Парк. Винтажный (то есть до-тиражный) Антуан Д’агата, есть очень красивые работы, кототрых сейчас он уже не печатает. Алессандра Сангвинетти специально для этого стенда создала воздушные небольшие отпечатки (обычно она работает с галереей Йосси Мило, большие размеры, и это очень дорого). Кроме того, представлен «Рочестерский проект» — это уже ближе к b2b-схеме отношений, можно купить нечто вроже готового передвижного музея, создаваемого некоторыми магнумовскими фотогргафами в определенном месте.
И победитель с точки зрения автора этих строк — Les filles du Calvair (Париж). Красивый Тьерри Фонтейн, Антуан Д’агата (он постоянно работает с этой галереей, с тех пор, как взялся за ум) — инсталляция из 10 фото. И Пол Грэм — это имя еще года два назад знали в основном специалисты (несмотря на выставку в MoMA еще в 80-х), а сейчас оно гремит по всему миру. Одновременно с Пари-фото он был показан в le Bal, одновременно издательство Mack переиздало все его книги, или почти все, и на своем стенде организовало автограф-сессию. Очередь была как в мавзолей. И это тоже к вопросу об экспоненциальности славы. Диптихи Грэма (тираж 3) стоят от 35 до 65 тыс евро, это уже вообще не фотографические цены.
В заключение о российских фотографах. По очевидным причинам хвастать особо нечем — всего несколько отечественных авторов находятся в активном международном обороте. Выставлены на Пари-фото: Бахарев, Михайлов. Молодой автор Юлия Смирнова (родилась в России, но живет в Европе). В прошлом году был очень красивый цветной Савельев у Майкла Хоппена, сейчас нет. Ну, Клуцис и Кулагина. Все. Ряд авторов представлены присутствующими на Пари-фото галереями, но не висят на стенах. Это не приговор, на самом деле еще целый ряд имен прилично продается по всему миру, и дорого — но это своего рода срез того, что почитается за «и дорого и надежно».
Следующее издание Пари-фото — с 14 по 17 ноября 2013, а до того — в апреле 2013 состоится первая ярмарка Paris Photo Los Angeles.