Появившись в 2010 год как социальная сеть для обмена фото и видео-контентом, сначала Instagram внушал оптимизм и вызывал интерес – причем не только у людей, каким-либо образом вовлеченных в фотографию и сферу визуального. Сегодня же, почти 10 лет спустя, гораздо чаще этот ресурс упоминают в связи с назойливой рекламой, «накрутками» и полной бесполезностью в придании значимой для его владельца «видимости». Словосочетание «инстаграмная фотография» теперь оскорбление, а не комплимент. Что же случилось с одной из самых популярных сетей в мире, и почему фотографам там делать нечего?
Широкие возможности продвижения фотографов в Instagram были уничтожены алгоритмами формирования ленты, считает критик ресурса «Medium» Джош С.Роуз. Если раньше хорошие снимки означали органический трафик и рост «видимости» их автора, то сейчас, сколько бы шедевров вы не постили на страницу, «лайки» будут рекой течь совсем в другом направлении.
«Все изменилось, когда Instagram начал использовать алгоритм, определяющий, что именно должно попадать в вашу ленту – и это «что-то» было совершенно не связано ни с качеством, ни со временем [размещения поста]. Почему они сделали это, ясно как белый день – теперь за возможность появиться в ленте в «горячие» часы стали просить дополнительную плату. Стратегии, похожие на принципы работы ТВ и радио, затрудняли продвижение, обусловленное реальными заслугами – качеством изображений. На наших глазах случился конец органического успеха фотографа в Instagram,» – пишет Роуз в статье «Фотография в пост-инстаграмном мире».
Относительной популярности в Instagram, отмечает критик, успели добиться трэвел-фотографы (используя самих себя в качестве моделей или придерживаясь определенного стиля в декорациях «убийственных локаций»), но случилось это именно на «доалгоритмическом» этапе.
Но что же именно повлекли за собой новые стратегии? «Произошел сдвиг: платформа, где ранее работы продвигали творческих людей, превратилось в платформу, где творческие люди продвигали свои работы. А именно – в самопродвижение», – подытоживает Джош С.Роуз.
Социальные психологи описывают самопродвижение как практику презентации индивидуума в терминах исключительной компетенции в какой-либо области. То есть, когда люди занимаются самопродвижением, они ожидают, что другие будут воспринимать их как умелых, умных или талантливых. Наверное, отчасти именно поэтому, как показывают исследования, самый популярный жанр Instagram-фотографии – портреты и автопортреты.
Продается в Instagram сегодня не продукт (того же творчества, например), а человек. То или иное изображение получает массу «лайков» не потому, что оно построено на замечательной композиции или уникальности снятого, а потому что автор изображения уже, сам по себе, – селебрити, причем отнюдь не из мира искусства или фотографии. Достаточно посмотреть на список самых-самых: в топе раскрученных Instagram-аккаунтов – два футболиста и один бодибилдер. А что же делать тем, кто мировой известностью похвастаться не может? Масса онлайн-конторок по «продвижению» через фейковых подписчиков или автоматически сгенерированные лайки спешат предложить свои услуги. Такая вот логика: сначала телега, а потом кобыла. Насколько это работает и влияет ли знание, что у тебя энное количество «К» в друзьях – большой вопрос. И ответ на него уже явно не связан со стратегиями и алгоритмами Instagram. Но вернемся к фотографии.
Понятно, что сдвиг от стратегии повышения качества к стратегии маркетинга хештэгов, кросспостов, менеджмента подписчиков и тд, вряд ли мог как-либо отразиться на сути развития медиума фотографии. Количество правильно подобранных тэгов под плохим снимком вряд ли сделает его выдающейся (если ваше имя не Криштиану). Поэтому в этой связи Джош С.Роуз справедливо констатирует стасис Instagram-фотографии: «вне зависимости от стараний фотографа, его аудитория будет оставаться на той же отметке – ни профессионального роста владельца аккаунта, ни радости его фотографической душе». Может быть, вы помните, какой фурор в начале этого года вызвала фотография, с революционной скоростью вышедшая на топовые позиции Instagram? Вот эта. Критики иронизируют, что число подаривших яйцу свой «лайк» людей превысило население Канады. Прекрасный пример абсурда пост-инстаграмного мира.
И что же фотограф? Логичным направлением профессионала или новичка в мире фотоуслуг (неважно, идет ли речь о концептуальной, документальной или художественной фотографии) является старый добрый персональный сайт или онлайн портфолио. Как ни странно, но именно эти очевидные площадки до сих пор – то, что у вас попросят при знакомстве с редактором или потенциальным клиентом. И где, как не на собственной странице, вам будет предоставлена полная творческая свобода: в подборе, организации и презентации изображений. Конечно, возможность неожиданно выйти с ее помощью на привлекательные «weak ties» – мала, но, видимо, при установлении контакта с представителями такой аудитории, придется больше поработать «off-line». «Личный сайт – это гораздо более свободная и творческая платформа для демонстрации фотографий и именно она способна объяснить вашим возможным работодателям, почему они должны взять именно вас, – пишет Джош С.Роуз. – Мы привыкли считать Instagram самым популярным медиумом продвижения, но, если посмотреть на рынок пошире, мы быстро поймем, что это не так.» Реально работают как раз сайты.
Мнение критика разделяют многочисленные фотографы, как и он, разочаровавшиеся в «социальной сети номер 1»: кто-то считает, что основным в продвижении по-прежнему являются «off-line» мероприятия и личные контакты, другие отмечают, что Instagram – это больше минусов (трата временных и энергетических ресурсов, риск появления психологической зависимости и тд), чем плюсов. Возможно, настало время называть вещи своими именами? Instagram – прекрасно подходит для фотографий яиц и «сториз» с нежными котами и купальным раем на пляже, но не для продвижения профессионала. Так что смело фотографируйте бокал с кустиком мяты, но не ожидайте, что это выведет вас в призеры World Press Photo.