Споры о фотоконкурсах – вещь, кажется вечная, продолжаются они, наверное, столько же лет, сколько существует более-менее массовая фотография. Посылать фотографии или нет? Зачем вообще нужен конкурс? Что он может дать, а чего не может? О чём надо подумать, прежде чем посылать работы? Немного простых мыслей на тему.
Конкурсы, по выражению писателей Г. Л. Олди – одно из главных «искушений юного публиканта». Они, как и многое в жизни, имеют и плюсы, и минусы. Решение об участии в конкурсе – вещь сугубо индивидуальная, но перед принятием этого решения есть смысл ознакомиться с некоторыми простыми соображениями, чтобы не играть вслепую. К чему и приступим.
Итак, вы хотите попробовать себя. О чём вам стоит подумать, прежде, чем слать фотографии, что называется, «веером»?
Пункт, если угодно, «нулевой» - это так называемые «конкурсы», проводящиеся в социальных сетях, всяческими супермаркетами и тому подобные имитации не пойми чего. Говорить всерьёз здесь не о чем, особенно на фоне «друзья, сходите вот на этот сайт и проголосуйте за мою фотку». К фотографии это не имеет отношения – а мы говорим именно о фотографии, а не о мерянии числом «френдов» и прочих «фолловеров».
Прежде всего, вам надо определиться с тем, готовы ли вы платить деньги за участие в конкурсе? Это может сразу ограничить круг поисков – или не ограничивать, в зависимости от вашего выбора. Не буду давать советов, скажу только, что, помимо прочего, входная плата – это ещё и фильтр против завала фоток, сделанных «от нечего делать».
Второй вопрос – тема ваших фотографий, а также ваша стилистика. Прежде всего, надо найти себе подходящий конкурс. Самое важное, конечно, тема. Казалось бы, вполне очевидно, что пейзаж надо слать на конкурс пейзажей, но всякий, кому приходилось сидеть в жюри, а особенно – на так называемом «предварительном отсеве», скажет вам, что эта очевидность ясна далеко не всем.
Таким образом, первый шаг в поиске – ищем тематический конкурс, либо конкурс универсальный, но имеющий подходящую секцию. Каким будет следующий шаг? Очень простым и снова очевидным. Как известно, понятие «жанра» (натюрморт, пейзаж и так далее) – это одно, а непосредственно стиль – немного другое. Очень легко может оказаться, что ваше понимание того же пейзажа сильно расходится с тем, как видят его члены жюри. Например, вы автор традиционный, а судьям нужен «авангардный» подход к теме, или же «социальный концепт».
Иначе говоря, не поленитесь посмотреть галереи победителей конкурса прошлых лет, и состав жюри, чтобы не посылать картинки впустую.
Присмотритесь также к тому, какой уровень обработки фотографий требуется на заинтересовавшем вас конкурсе. Сейчас многие, если не большинство, конкурсов – не в меньшей степени «соревнования фотошопщиков», чем фотографов, а иногда и в большей. Так что, недостаток обработки тут будет «минусом» для ваших фото.
И последнее, о чём мне хотелось сказать – прежде, чем отправлять работы на конкурс, неплохо бы чётко осознать, зачем вы это делаете. Это может быть самый распространённый (и самый реальный, кстати) вариант – развлечение и азарт. Вы сознаёте, что ваши картинки точно посмотрит кто-то, а в успешном случае они, возможно, будут выставлены где-то, на сайте или в галерее.
Второй вариант – гонка за призами. Это, конечно, штука занимательная, но надо прямо сказать, что целенаправленно выигрывать конкурсы или хотя бы попадать «на пьедестал» могут немногие. Я лично знал двух таких авторов. Для большинства же фотографов, даже очень сильных, выигранный приз – вещь разовая и во многом случайная.
Есть, конечно, ещё один вариант – сообщество FIAP. Это довольно специфическая организация, «Международная федерация художественной фотографии», объединяющая под своей эгидой множество фотосалонов по всему миру. Существует она с 1947 года. Фотограф, участвующий в салонах, по результатам может получить звание, всего их десять, – от «Художника» до «Мастера» включительно.
Скажу честно, подробностей всей этой истории я не изучал. Знаю лишь, что эта организация существует несколько «в своём мире», не пересекаясь с миром галерей, агентств, коллекционеров и вообще профессиональной фотографии, и степень FIAP в переговорах с галеристом не даст вам ничего. Но в любом случае, эта игра имеет свой интерес – как любая игра, да и диплом на стенке смотрится ).
Самый важный, хотя и самый труднодостижимый результат конкурса, который может быть достигнут на немногих из них – это карьерное продвижение. Контакт с кураторами, галеристами, представителями различных институций – грантодателями, организаторами выставок. Вероятность этого не сильно велика, но во всяком случае, само сознание факта, что в жюри сидят авторитетные люди, и они увидят вашу картинку, даёт какое-то чувство…. Если, конечно, ваша картинка не вылетит при предварительном отборе )). Впрочем, это шутки.
На самом деле, конкурсов, которые могут дать что-то в этом плане, очень немного, и они весьма конкурентны. Конечно, надо тщательно искать их и смотреть, какие именно люди сидят в жюри и подходят ли ваши работы к их области интересов. Это нелегко, но иного варианта нет.
Дополнительным бонусом участия в конкурсах может быть опыт в оценке своих работ «со стороны». Многим из нас трудно даётся понимание, что «ну чуть нерезко, это же ерунда». Так же трудно понять, что зрителю, как и жюри, в общем, нет дела то того, какие трудности автор преодолевал, делая снимок. Даже если вы висели над пропастью, держась пальцами левой ноги – это не оправдывает технический брак. Понять это фотографу помочь может профессиональная работа – или конкурсы.
Наконец, после долгой беседы о том, что хорошего можно извлечь из конкурсов, упомяну немного и об обратной стороне участия в них. Она, в общем, проста, и состоит в том, что игра затягивает. Вы не поработаете над большой и глубокой фотоисторией, потому что за это время надо поучаствовать в десятке конкурсов. По этой же причине вы не сделаете фотокнигу, не составите большую, тщательно собранную экспозицию – вам некогда.
И кроме времени, вы начнёте терять свою хватку, свой стиль. Как ни крути, любой конкурс – это формат. Возможны, по сути, два варианта – или вы находите какие-то конкурсы, под формат которых подходят ваши работы, и едете дальше по накатанной колее. Или же, вы отрабатываете изготовление фотографий «под формат» вкусов жюри. И в том, и в другом случае это, будучи полезным в качестве ремесленной практики, таит в себе очевидный риск.
Есть музыканты, специализирующиеся на имитации известных артистов – например, Челентано, или Марка Нопфлера. Они вполне себе ездят на гастроли, имеют публику и деньги – но они не имеют себя. Увлёкшись гонкой за конкурсами, можно получить то же самое – набор неких грамот на стенку, умение изготовить броскую картинку для жюри – и отсутствие собственного лица художника. Конечно, всё зависит от того, что именно вы ищете – как и всегда….
Партнерская ссылка – Разместите ваше портфолио на платформе Portfolio.Photographer.ru