Как вам такие вехи биографии: девушка с обложки Vogue, муза Ман Рэя и Пикассо, признанный модный фотограф — и военный фотокорреспондент, снимавший освобождение Дахау и Освенцима?
Множество моделей появлялось на страницах журналов, издаваемых Condé Nast, но практически ни одна из них не могла похвастаться тем, что открыта самим отцом-основателем компании. В один прекрасный день 1927 года мистер Наст выдернул будущую звезду
Ман Рэй принципиально не брал учеников, но когда к нему явилась Ли Миллер и объявила, что она будет его ученицей, отказать ей не смог — точно так же, как во время войны с ней не решались спорить ни солдаты, ни генералы, и она получала доступ куда угодно, например, в бывшие апартаменты Гитлера в Мюнхене. (В этих апартаментах Дэвид Шерман сделал фотографии, впоследствии облетевшие весь мир — Ли Миллер, купающаяся в личной ванне Гитлера.)
Говорят, что именно Ли Миллер «изобрела» знаменитую соляризацию, испугавшись мыши в проявочной — дрогнула рука на выключателе, и она случайно усилила свет на короткое время. Полученный результат понравился и Ли, и ее учителю, и они в дальнейшем усовершенствовали этот процесс.
Их отношения вышли за рамки отношений «учитель-ученик» и продолжались довольно долго, но Ман Рэй — не первая и не последняя знаменитость, с которой ее связывает молва. В Париже Миллер познакомилась и с другими участниками сюрреалистического движения, а также со многими представителями французской богемы. Она снялась в первом фильме Жана Кокто «Кровь поэта» в образе безрукой греческой статуи. Американский фотожурналист Джон Филипс (John Phillips)
В 1932 году Миллер вернулась в
В 1937 году поездка в Париж все изменила: она встретила Роланда Пенроуза (Roland Penrose), художника-сюрреалиста, в дальнейшем писателя-биографа (в том числе Пикассо, Ман Рэя, Миро), который стал ее вторым — и последним — мужем. С ним вместе они путешествовали по Европе: Франция, Румыния, Греция.
Друзья говорили, что после войны она уже никогда не была такой, как прежде — балансирующая на грани депрессии, иногда ищущая забвения в алкоголе. Она редко рассказывала о войне, но картины войны, очевидцем которых она была, не оставляли ее. Она оставила работу фотожурналиста, лишь изредка выполняя небольшие заказы для Vogue, и поселилась в уютном доме в Западном Сассексе (Англия) вместе с мужем, который к этому времени уже стал сэром Роландом Пенроузом. Там у нее родился сын Энтони.
Ли Миллер умерла от рака в 1977 году, в возрасте 70 лет. Согласно ее последней воле, ее тело кремировали, а прах развеяли над садом.
На протяжении жизни она почти не уделяла внимания какому бы то ни было продвижению своих фотографий, питая отвращение к саморекламе, и уже в
Мы можем познакомиться с ее творчеством в основном благодаря усилиям ее сына, Энтони Пенроуза, который сберег архивы матери (40 тысяч негативов, хранившихся его отцом на чердаке), основал Lee Miller Archive, а в 1985 году издал книгу «Жизни Ли Миллер» («The Lives of Lee Miller») — к слову, сложно придумать название, которое лучше бы подходило к жизнеописанию настолько незаурядного и разностороннего человека.