30-е годы в истории ХХ столетия - эпоха окончательного формулирования и практического воплощения тех политических, экономических, идеологических, социальных и культурных закономерностей, которые определяли развитие и лицо мира до последних дней истекающего финального века второго тысячелетия.

Именно 30-е годы стали тем рубежом, где два государства - Советский Союз и Соединенные Штаты Америки, отношения которых оказывали решающее влияние на судьбы мира на протяжении большей части ХХ века, - заложили основы своего статуса сверхдержав.

Этой эпохе посвящена выставка "Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США".

Концепция выставки ставит целью сопоставление форм отражения в фотографии жизни двух государств под влиянием господствовавших в то время в СССР и США общественных и художественных тенденций.

В выставку включено около 200 произведений 39 советских и 22 американских авторов. Произведения для выставки предоставили американские, европейские и российские музейные, архивные, корпоративные и частные собрания, среди которых Библиотека Конгресса США.

В июле-октябре 1999 года выставка прошла в Вашингтоне в The Corcoran Gallery of Art. В ноябре 1999-феврале 2000 года - в Нью-Йорке в International Center of Photography.

После демонстрации в Нью-Йорке выставка совершит турне по России, где пройдет в Самаре - в Областном художественном музее, в Москве - в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в Санкт- Петербурге - в Государственном Русском музее.

Выставка организована The Corcoran Gallery of Art, Washington D.C.

Турне выставки в России проходит под эгидой Министерства культуры Российской Федерации и организовано Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО при содействии Американского Посольства в Москве.

Генеральным спонсором турне выставки в России и показа выставки в США является Chemonics International Inc.

Официальный перевозчик выставки - Delta Air Lines. Спонсоры турне выставки в России Ц Boeing Operations International, Inc.; Castrol Centrtal and Eastern Europe GmbH; United Technologies International Operations; Альфа-Банк. Спонсор проведения симпозиума в США - The Trust for Mutual Understanding.

Генеральный информационный спонсор - газета "Известия". Информационные спонсоры - Радио России, "Независимая газета", газета "Культура", журналы "Культ личностей", L`Officiel, "Афиша", The Russia Journal, фотографический сервер Photographer.Ru.

Юридическая поддержка проекта - адвокат Дэннис Вэлан и адвокат Ксения Меньшова.

Биографии авторов, чьи снимки вошли в экспозицию
ПРОПАГАНДА И МЕЧТЫ

СССР:

Макс Альперт,

родился в Симферополе (Крым) в 1899, в семье ремесленника. В возрасте пятнадцати лет переехал в Одессу и поступил учеником в фотоателье. В 1919 ушел добровольцем в Красную Армию. После демобилизации в 1924 приехал в Москву и стал фоторепортером в Рабочей газете. Четыре года спустя начал сотрудничать в Правде, по заданиям которой снимал новый колхозный быт и новостройки первой пятилетки. С 1931 работал в авторитетном журнале СССР на стройке, делая репортажи, рассчитанные на зарубежного читателя. Снимал в эпическом стиле строительство Ферганского канала; совместно с Аркадием Шайхетом и Соломоном Тулесом создал фотосерию "24 часа из жизни Филипповых". Эта история о рабочем с московской фабрики "Красный пролетарий" была опубликована в немецком еженедельнике Arbeiter Illustrierte Zeitung и способствовала утверждению фоторепортажа как важного жанра фотографии. Во время Великой Отечественной войны Альперт был фотокорреспондентом ТАСС. Потом работал как фотокорреспондент ТАСС и АПН. В своем творчестве он был противником искусственных постановок в фотографии и стремился сохранить впечатление непосредственного фоторепортажа. Умер в 1980.

Виктор Булла,

родился в 1883, обучался фотографии в Петербурге у своего отца, известного фотографа. Свои собственные работы (сцены русско-японской войны 1904-1905) молодой Булла впервые опубликовал в петербургском журнале Нива. Снимал революционные события и вскоре после этого был назначен руководителем студии. Фотографировал Ленина и документально зафиксировал многие официальные церемонии и события, однако неутомимо снимал и без всяких идеологических установок: в 1920-е и 1930-е годы он часто бродил по Ленинграду, фотографируя непосредственно почти все, что видел. В 1937 был расстрелян, но не ясно, в чем его обвиняли. Хотя казни были обычным явлением, фотографы редко подвергались репрессиям. Возможно, Булла сделал слишком много документальных фотографий или же оказался вовлеченным в какие-нибудь политически неблагонадежные группировки.

Александр Гринберг,

родился в Москве в 1885. Он был свидетелем волнений, приведших к Революции, и прожил достаточно долго, чтобы наблюдать большинство катаклизмов, к которым она привела. Он занялся фотографией в возрасте десяти лет и вступил в Русское фотографическое общество, когда ему было двадцать два. В 1914 начал работать кинооператором, но вскоре эти занятия прервались, поскольку Гринберг был мобилизован в связи с началом Первой мировой войны. После войны он поступил на работу в Одесскую киностудию, где возобновил свою деятельность в качестве кинооператора. Он преподавал, делал фильмы, служил, занимая разные административные должности, и фотографировал до самой старости. Умер Гринберг в 1979.

Дмитрий Дебабов,

родился в деревне Кончеево под Москвой 4 ноября 1899. В юности работал слесарем на металлургическом заводе. Позднее стал художником и продолжал изучать театральное искусство и кинематографию, познакомился со знаменитым кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Именно Эйзенштейн побудил Дебабова заняться фотографией. Журнал Советское фото опубликовал один из ранних снимков Дебабова, что позволило ему получить в 1926 работу в газете Известия. Это было успешным началом карьеры. Путешествуя со своей "лейкой" на поезде, на санях в собачьей упряжке, на автомобиле или корабле, Дебабов снимал в разных регионах страны - на Урале, в Армении, в Северо-Западной Сибири, в Арктике. Он фотографировал добычу полезных ископаемых и промышленное производство, китобойный промысел и экспедиции ледоколов, жителей и дикую природу самых отдаленных уголков Советского Союза. Дебабов умер в 1949 в результате осложнений после хирургической операции. По мнению его сына, которому было тогда три года, его отца убили. Но это оспаривают некоторые из коллег Дебабова, которым сейчас более восьмидесяти или более девяноста лет.

Борис Игнатович,

родился 4 апреля 1899 в городе Луцк (Украина). Начал работать журналистом в возрасте девятнадцати лет. Увлекся фотографией, когда, пять лет спустя, получил в подарок фотоаппарат Кодак. Его первые снимки были посвящены послереволюционным переменам на Украине, они показывали новостройки, индустриализацию, сельское хозяйство. В 1930-е годы он был первым из советстких фотографов, кто стал заниматься аэрофотосъемкой. Он подружился с Александром Родченко и испытал его влияние, участвовал в авангардном художественном объединении "Октябрь" и даже недолгое время руководил этой группой, после того как Родченко был из нее исключен в 1931. Немного занимался документальным кино между 1930 и 1932, публиковал свои фотографии в разных изданиях, в том числе в журналах Огонек и СССР на стройке, участвовал в выставках. В тот период, когда Игнатович возглавлял Союзфото, он создал "Бригаду Игнатовича", объединявшую фотожурналистов (в их числе были и его жена Елизавета, и сестра Ольга). Фотографии, которые они публиковали в газетах, подписывались "фото Бригады Игнатовича", без указания имени фоторепортера. Игнатович был одним из немногих фотографов, вступивших в Коммунистическую партию. Он подвергался критике и был на время исключен из партии в 1920-е годы из-за своего нежелания следовать привычным нормам, в частности, из-за того, что он использовал такие фотографические приемы, как съемка в сильном ракурсе или с наклоном. Игнатович был весьма плодовитым фотографом, но значительная часть его работ оставалась при его жизни неопубликованной. Он умер в Москве в 1976.

Ольга Игнатович,

родилась в 1905, обучалась фотографии у своего старшего брата Бориса. Занялась фотографией в начале 1930-х и стала членом "Бригады Игнатовича" в Союзфото. В ее фотографиях, в которых предметы переднего и заднего планов сильно различаются по масштабу, часто фиксируются активные отношения между объектами. Игнатович была одной из немногих женщин ее профессии, которые продолжали снимать на фронте во время Великой Отечественной войны. После войны она работала в АПН и в издательстве Советский художник. Умерла в 1984.

Олег Кноринг,

родился в 1907 и стал фотографом в начале 1930-х. Его первая работа была опубликована в журнале Наши достижения. Во время Великой Отечественной войны снимал на фронте, а в послевоенные годы работал в журнале Огонек. Умер в 1968.

Елеазар Лангман,

родился в Одессе в 1895. Колеблясь в выборе профессии, учился в Одесском художественном училище, Харьковском политехническом институте и Московской консерватории по классу скрипки. Он пришел к фотографии поздно, а до этого играл в музыкальных ансамблях, руководил бригадой неотложной помощи на железной дороге, работал помощником архитектора, проектировавшего стадион Динамо в Москве, рисовал плакаты, делал макеты изданий. В качестве фотографа был членом группы "Октябрь", считал себя учеником Родченко и работал в "Бригаде Игнатовича". В его фотографиях резкие диагонали и ракурсы сочетались с духом гуманизма. Он считался "левым" и формалистом, что часто делало его объектом критики в фотографических изданиях. Хотя его карьера фотографа была сравнительно короткой - менее двадцати лет, - он пользовался известностью, о нем писали и высоко его ценили. Умер в 1939.

Георгий Липскеров,

родился 16 августа 1896, в состоятельной московской семье. Его отец, который сделал себе состояние на скачках, был владельцем издательства Detgeis, выпускавшего популярные Новости дня. Липскеров любил спорт и рискованные путешествия, и именно в связи с этим увлекся фотографией в качестве хобби. В 1918 он поступил добровольцем в Красную армию, где ему поручили вести занятия физкультурой с новобранцами. Позднее, с 1923 по 1931, он работал в Москве в различных организациях, занимавшихся физическим воспитанием. В этот же период, в 1927, он стал подрабатывать, делая фотографии для газет и журналов. Когда в 1931 ему представился случай отправиться с экспедицией на Памир, он купил себе подержанную "Лейку". К концу экспедиции в 1933 он решил всецело посвятить себя деятельности фоторепортера. Он работал главным образом в Известиях вплоть до выхода на пенсию, много путешествовал - по Дальнему Востоку и в отдаленных районах Севера. Умер в 1977.

Марк Марков-Гринберг,

родился 27 ноября 1907 в Ростове-на-Дону, занялся фотографией в школьные годы, после того как его товарищ, у которого была темная комната в подвале, посвятил его в тайны и радости нового хобби. В 1925 он получил свой первый заказ на съемку в качестве внештатного корреспондента газеты Советский юг. Между тем он сдал вступительные экзамены во Всесоюзный институт кинематографии, получил высокие оценки, однако не был принят, поскольку, как он сам объяснил, "предпочтение отдавали пролетариям, я же был служащим, так что я сделался репортером". В 1926 он переехал из Ростова в Москву и сначала работал как внештатный репортер в некоторых профсоюзных газетах. В 1929 он принял предложение сотрудничать с ТАСС и получил тяжелый фотоаппарат «Неттель» 9 х 12 см. "Я ходил повсюду, как почтальон, - вспоминал он, - с этим «Неттелем», с 24 стеклянными пластинами и штативом на боку, так что одно плечо было задрано вверх, а другое опущено". В конце концов фотографии Маркова-Гринберга были опубликованы во всех главных советстких газетах и журналах, в том числе в авторитетном журнале СССР на стройке. В 1931 Марков-Гринберг стал использовать "Лейку", однако, в силу привычки иметь дело со стеклянными пластинами и из-за нехватки фотоматериалов, он всегда делал только два кадра одного и того же сюжета. Когда же он изготавливал два сходных негатива, то один из них сдавал, а другой оставлял себе. Во время Великой Отечественной войны жена Маркова-Гринберга, которая провела три года в эвакуации в Сибири, взяла негативы мужа с собой и таким образом спасла их.

Владислав Микоша,

родился 8 декабря 1909 в Саратове. После учебы в Государственном институте кинематографии работал в Союзкинохронике, поссорился с директором и был уволен. «Я был слишком независимым», - говорил он. «После этого я сменил кинокамеру на фотоаппарат». Ничто не предвещало, что именно ему придется снимать взрыв храма Христа Спасителя в Москве. Его исполненные драматизма фотографии, запечатлевшие это событие, были впервые опубликованы в России в конце 1980-х. В 1936 – 1939 Микоша работал для газет Известия, Комсомольская правда и журналов Огонек и Советское фото. Он снимал индустриализацию, сельскую жизнь и спорт. Микоша работал над самыми различными проектами, включая серии открыток с видами Крымских курортов и кораблей Черноморского флота. Он также участвовал в создании первой цветной серии советских почтовых марок – семнадцать марок, сделанных на основе его фотографий, были объединены в серию под названием «Выставка достижений народного хозяйства».

Макс Пенсон,

родился в 1893 в местечке Велиж на территории современной Белоруссии. После окончания художественной школы он, спасаясь от еврейских погромов, уехал в Узбекистан и стал работать учителем в Ташкенте. В 1921, когда ему было двадцать восемь лет, он получил фотоаппарат в качестве премии за хорошую работу в школе. Пенсон стал фотографировать на улице, бросил работу учителя и стал работать для агентства Руссофото и газеты Правда Востока, самой большой в Средней Азии. На протяжении двух десятилетий он фиксировал в фотографиях развитие Узбекистана от традиционного образа жизни к механизации, от житья в шатрах и ношения чадры к умению водить трактор и читать и писать. В 1940 его обвинили в том, что он потакает эстетическим вкусам Запада. В 1948 Пенсон был уволен из Правды Востока после 25 лет работы. Он умер в нищете и безвестности в 1959.

Георгий Петрусов,

родился в 1903 в Ростове-на-Дону. Поступив на работу бухгалтером в банк, он увлекся фотографией. В 1924 Петрусов переехал в Москву и с тех пор целиком посвятил себя фотографии, работая поначалу для двух профсоюзных журналов, затем для газеты Правда. В 1928-1930 был начальников информационного отдела Магнитогорского сталелитейного комбината и вел фоторепортажи о строительстве комбината, начиная с закладки и заканчивая пуском первой плавильной печи. С 1930 и вплоть до начала Великой Отечественной войны Петрусов активно сотрудничал с журналом СССР на стройке, публикуя фотографии на самые различные сюжеты. Во время войны он был фронтовым фотокорреспондентом, после окончания войны работал в разных иллюстрированных журналах. Умер в 1971.

Александр Родченко,

родился в Петербурге 23 ноября 1891. В 1910-1914 учился в Казанской художественной школе, где познакомился с Варварой Степановой, которая впоследствии стала его женой. В 1915 он переехал в Москву, учился в Строгановском художественно - промышленном училище. Поначалу Родченко использовал фотографию для съемки своих картин, потом в 1923 стал экспериментировать с фотомонтажом. Он снимал членов своей семьи и друзей, сделал множество замечательных портретов, включая знаменитую серию фотографий поэта Владимира Маяковского. Стремление Родченко выработать новые художественные приемы, которые позволили бы ему выразить новые политические и социальные реалии в СССР, привело к экспериментам с необычными ракурсами, неожиданными перспективам и низкому горизонту – все это стало отличительной чертой его фотографий. Его репутация среди фотографов была очень высока, Он был одним из организаторов и руководителей новаторской художественной группы «Октябрь». Сделал не одну попытку примириться с официальной политикой, тем не менее критика со стороны властей становилась все более жесткой. Получив в 1933 задание сделать серию фотографий, которая должна была запечатлеть строительство Беломоро-Балтийского канала, он до некоторой степени ограничил обращение к неожиданным ракурсам ради более традиционной фронтальной точки зрения. Родченко был не только гениальным новатором в области фотографии, но и блестящим графическим дизайнером. Вместе со своей женой Варварой Степановой он оформил номер журнала СССР на стройке, посвященный строительству Беломоро-Балтийского канала. Но официальная критика заставила его в середине 1930-х в какой-то степени разувериться в своих творческих убеждениях. Он умер в 1956.

Анатолий Скурихин,

родился в городе Котельниче, Вятской губернии (теперь Кировская область) в 1900. Учился в отделении ВХУТЕМАСа в Вятке, первые фотографии с натуры были сделаны как подспорье для его живописных работ. После того, как в 1928 первые его фотографии были опубликованы, Скурихин приехал в Москву, учился во ВХУТЕИНе и в 1930 получил работу в газете Комсомольская правда. «Приобретенный в институте художественный опыт сказался на качестве моих фотографий», – говорил он. «Общая живописная культура и знание основ композиции – и то и другое помогло». Скурихин стал работать в Известиях, снимал осуществление Первого пятилетнего плана, создавая героизированные образы заводских рабочих; не менее эффектно он снимал и производственные агрегаты, преувеличивая масштаб и тех и других. Он снимал Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, плавильные печи и залитые солнцем цеха Комсомольска, создавая монументальные изображения, которые потом воспроизводились множество раз. Каждый кадр планировался заранее до мельчайших деталей, все носило инсценированный, постановочный характер. Скурихин также снимал и сельскохозяйственные сюжеты – сбор урожая и трактора, колхозников и их работающих жен. На протяжении многих лет его оптимизм и интерес к лирическому соединению человека и природы оставался неизменным. В 1938 он снимал колхозную жизнь на Нижней Волге и в Кировской области, в Чувашской и Марийской автономных республиках. Скурихин отдал фотографии более шестидесяти лет. Он умер в 1989.

Сергей Струнников,

родился в 1907, учился в Московском кинотехникуме, где заинтересовался фотожурналистикой. В 1932 начал работать в газете Правда. В тридцатые годы снимал арктическую экспедицию на ледоколе «Красин», и процесс индустриализации в Закавказье и Средней Азии. В годы войны был фронтовым фотокорреспондентом, снимал Одессу, Москву и Ленинград. Погиб при выполнении задания редакции под Полтавой в 1942.

Виктор Темин,

родился в 1908 в Казанской губернии на Волге. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, он был уже профессиональным фотографом и получил корреспондентский мандат от газеты Известия ТатЦИК, которая позднее была переименована в Красную Татарию. В 1920-х снимал колхозы, события культурной жизни, известных людей. В 1929 по заданию газеты Красная Татария снимал Максима Горького, который по этому случаю подарил ему новую «Лейку». Темин пользовался этим фотоаппаратом на протяжении всей своей жизни, весьма успешно работая в Правде, Огоньке, Известиях и в ТАСС. Он был в составе первой советской экспедиции к Северному полюсу, снимал спасение челюскинцев, широко освещавшееся в прессе, был на борту ледоколов в составе других арктических экспедиций, снимал полеты самолетов. Сидевшие за штурвалами этих самолетов летчики – Чкалов, Байдуков, Беляков, Осипенко, Гризодубова, Раскова – стали в эти годы национальными героями. Темин снимал на фронтах четырех войн, а также на Нюренбергском процессе и, как многие его коллеги, был удостоен различных правительственных наград. Он умер в 1987.

Иван Шагин,

родился в крестьянской семье в Ярославской губернии в 1904. Его отец умер, когда ему было одиннадцать лет и вскоре после этого мать отправила его в Москву, где он стал работать в маленькой лавке. Он уехал из столицы и нанялся матросом на волжский пароход, затем вернулся в 1924 в Москву, был рабочим и продавцом. Шагин увлекся фотографией как любитель в 1919, в 1930 стал работать фотокорреспондентом в газетах Наша жизнь и Кооперативная жизнь, а также для Государственного сельскохозяйственного издательства Сельхозгиз. Ему нравилось то, чем он занимался, и он умел выразить это в снимаемых им фотографиях. В 1933 Шагин получил работу в молодежной газете Комсомольская правда, где проработал до 1950. Он освещал широкий круг тем – от промышленности до сельского хозяйства, спорта, жизни Советской Армии, Военно-Морского Флота и Военно-Воздушных Сил. Время от времени его фотографии появлялись в журнале СССР на стройке и в иллюстрированных книгах. Начиная с 1950 Шагин работал для газеты Правда, Агентства печати «Новости» и различных издательств. Умер в 1982.

Аркадий Шайхет,

родился в Николаеве в 1898. После окончания начальной школы он нанялся подручным слесаря. В 1918 он переехал в Москву и четырьмя годами позднее стал работать ретушером у портретного фотографа. Оставив портретную студию, стал фотокорреспондентом в популярном издании Рабочая газета. На протяжении 1930-х Шайхет делал фотографии для журнала СССР на стройке и, под руководством Лазаря Межеричера, создал знаменитую серию фотографий «24 часа из жизни семьи Филипповых». На протяжении 1940-х Шайхет, как и многие его коллеги, снимал боевые действия. Умер в 1959.

Аркадий Шишкин,

родился в семье плотника в 1899 в деревне Кукара в Вятской губернии (сейчас Кировская область). Поступил в обучение в портретную студию в Казани, затем переехал в Петроград, где стал учиться на курсах киномехаников. После революции открыл фотографическую студию в Екатеринбурге. Живя в Екатеринбурге, ушел в 1918 добровольцем в Красную армию. После демобилизации в 1922 вернулся в Кукару и работал для ряда местных газет и журналов, а также для московской Крестьянской газеты. В 1925 переехал в Москву. Главным предметом его интереса как фотографа была обыденная крестьянская жизнь, включая сюжеты, связанные с коллективизацией. С началом Великой Отечественной войны Шишкин ушел на фронт, вначале был простым солдатом, потом стал фоторепортером. После окончания войны продолжил занятия фотографией, экспериментировал также с цветной фотографией. Умер в 1985.

Леонид Шокин,

родился в 1896 в городе Кимры на Волге в ста километрах к северу от Москвы. На его пятнадцатилетие отец подарил ему фотоаппарат, и с тех пор он увлекся фотографией. К 1918 Шокин уже проявил себя как талантливый молодой фотограф. В 1923-1928 он делал романтические, пикториальные, с размытым фокусом фотографии в популярном тогда стиле. Его основными сюжетами были традиционные в Кимрах занятия – изготовление обуви и обработка земли. До 1930 его фотографии экспонировались как в СССР, так и за его пределами; в 1930 ему был приклеен ярлык «формалиста», и он был обвинен в искажении образов рабочих, строящих социализм. С усилением контроля со стороны правительства над средствами массовой информации, местное отделение Российского фотографического общества и фотографический журнал были закрыты, и для Шокина стало невозможным продолжать снимать в прежнем пикториальном стиле. Во время Великой Отечественной войны, когда Шокин сражался на фронте, сотрудники НКВД произвели обыск в его доме и уничтожили большую часть его архива. После войны он продолжал заниматься фотографией, следуя официально принятым нормам, а также преподавал. Он умер в 1962.

Евгений Халдей,

родился 10 марта 1917 в городе Юзовка (позднее переименован в Сталино, в настоящее время - Донецк) на Украине. Живя в своем родном городе, он с восхищением следил за творчеством Дмитрия Дебабова, Аркадия Шайхета, Макса Альперта и других фотографов, которые успешно работали в столице. "В 1930-е годы, - говорил Халдей, - не было возможности составить представление о деятельности зарубежных фотожурналистов". В течение трех лет Халдей усердно занимался фотографией в качестве хобби, публикуя снимки в местных газетах, а затем, в 1935, послал в Москву, в Союзфото, подборку стеклянных негативов, тщательно упакованных в ящики. В результате его пригласили пройти курс фотографии. "Я был просто в восторге от этого", - вспоминал он. Макс Альперт, один из его учителей, был его кумиром. Халдей легко добился успеха: он понимал, что нужно режиму. "Тогда была мода на фотографии в монументальном стиле", - говорил он. "Во всяком случае, в фотографии наблюдался некий перелом. Спрос был велик, так что все, что я снимал, публиковалось". Он отказался от стеклянных пластин 9х12 см. и аппарата «Фотокор» и перешел на "Лейку", с помощью которой сделал свои самые знаменитые фотографии во время Великой Отечественной войны. В отличие от других советских фотографов, он никогда не увлекался кинематографом. После войны он вернулся в Москву, женился, воспитал двоих детей и продолжал заниматься фотографией. Умер в 1997 в возрасте восьмидесяти лет.

США

Эстер Библи (Esther Bubley),

родилась в 1921 в Филипсе, штат Висконсин. Рано увлеклась фотографией и после окончания школы уехала в Миннеаполис, где поступила в Школу дизайна. В возрасте 22 лет, заинтересовавшись увиденными в газетах и журналах фотоснимками, сделанными по заказу Администрации по защите фермеров (FSA), Библи переехала в Вашингтон с надеждой начать профессионально заниматься фотографией. Поначалу она снимала на микрофильм материалы в национальных архивах, затем работала в FSA в качестве технического лаборанта, в свободные от работы часы занимаясь фотографией. Так получилось, что Рой Страйкер заказал ей фотоснимки, которые должны были отражать жизнь страны в период между Великой депрессией и торой мировой войной. Она продолжала снимать и во время войны. Получив ответственный заказ от Управлении военной информации (OWI), она сделала серию снимков о поездке на автобусе Грейхаунд из Вашингтона в Мемфис в сентябре 1943, за месяц до того, как Страйкер ушел из OWI (с которым в 1942 слилась FSA), ради своего проекта, связанного со Стандарт Ойл. Бабли стала работать вместе с ним в Стандарт Ойл, а также выполнять заказы журнала Life и других изданий. Умерла в 1998.

Джон Вачон (John Vachon),

родился в 1914 в Миннесоте, в возрасте двадцати одного года приехал в Вашингтон для того, чтобы учиться в Американском католическом университете. В 1936 поступил на самую низкооплачиваемую работу в FSA на должность помощника рассыльного. Вачон не собирался стать фотографом до тех пор, пока его внимание не привлекли фотографии, которые он подбирал в файлы. Воодушевленный Уолкером Эвансом, Беном Шаном, Артуром Ротштейном и самим Страйкером, он стал по выходным снимать в окрестностях Вашингтона. В октябре и ноябре 1938 Вачон отправился в Небраску в свою первую персональную поездку. Он снимал город Омаху для Страйкера и сельскохозяйственные программы для регионального отделения FSA. Его снимки, предвосхитившие послевоенную американскую городскую фотографию, демонстрировали, что он гораздо более восприимчив к эстетике обычных городских сцен, нежели к социологическим аспектам. Вачон продолжал работать со Страйкером в OWI и вслед за ним перешел работать в Стандарт Ойл. После войны его приняли на работу в журнал Look, где он проработал до самой своей смерти в 1975.

Жак Делано (Jack Delano),

родился в 1914 в Киеве и в возрасте девяти лет переехал с родителями в Соединенные Штаты. Вырос в Филадельфии, учился в Пенсильванской академии изобразительных искусств, в 1940 женился на Ирене Эссер, занимавшейся графическим дизайном, в этом же году его принял на работу Рой Страйкер. Первые поездки по заказам FSA были непродолжительными – в близлежащие Мериленд, Вирджинию и Северную Каролину. Первый большой заказ для агентства – фотосъемка сезонных сельскохозяйственных рабочих – позволил ему проехать по шоссе номер 1 от Флориды до границы с Канадой. Делано работал для Страйкера на протяжении трех лет, его фотографии отражают жизнь сельскохозяйственных районов Юга, которая была ему, городскому жителю, в новинку. Он также ездил на съемки в Пуэрто-Рико и на Карибские острова. Во время Второй мировой войны он делал фоторепортажи об американской промышленности и был призван в воздушные войска. После войны Делано вместе с женой переехал в Пуэрто-Рико, где они занимались социально ориентированными художественными проектами. Умер в августе 1997.

Артур Зигель (Arthur Siegel),

родился в Детройте 2 августа 1913. Изучал социологию в Мичиганском университете и в университете Уэйн, затем в 1937-1938 изучал фотографию у Ласло Мохоли-Наги в Чикаго.В 1942-1943 Зигель много и успешно работал для Роя Страйкера и закончил войну в качестве фотографа в отделе аэрофотосъемки военно-воздушных сил США. После войны снимал для многих газет и журналов, включая New York Times и Look. Последние десять лет своей жизни Зигель преподавал фотографию в Детройте и Чикаго. Умер в 1978.

Марджeри Коллинз (Marjory Collins),

родилась в 1912, выросла в Скарсдейле, штат Нью-Йорк и на протяжении 1930-х брала неформальные уроки у фотографа Ральфа Штейнера. Активно сотрудничала с Фотолигой, работала для Ассошиэйтед Пресс, агентства Блэк Стар и журнала US Camera, затем переехала в Вашингтон, где работала для Роя Страйкера. В ноябре 1942 сделала цикл фотографий о жизни в Лайтице, Пенсильвания, в военное время – снимала жителей, занятых повседневной работой, события из политической, общественной и семейной жизни. Ее замечательные фотографии запечатлели приметы и аксессуары повседневной, спокойной и не лишенной приятности жизни маленького городка. После Второй мировой войны Коллинз выполняла правительственные и коммерческие заказы на Аляске, в Европе и Африке. Перестала заниматься фотографией в 1950, умерла в 1985 в Сан-Франциско.

Доротея Ланг (Dorothea Lange),

родилась в 1895 в Хобокене, штат Нью-Джерси, по окончании школы изучала фотографию в Нью-Йорке. В 1919 переехала в Сан-Франциско и на протяжении 1920-х зарабатывала на жизнь портретным фотографированием. В первые годы Великой депрессии она сосредоточила свое внимание на растущих социальных и экономических проблемах. Снимала безработных в Сан-Франциско, затем бедственное положение мигрирующих сельскохозяйственных рабочих в Имперской долине в Калифорнии и в Нипомо, работая в тесном контакте с профессором экономики Полом Тейлором, за которого она позднее вышла замуж. В 1935 Рой Страйкер увидел фотографии сезонных рабочих, сделанные Ланг, и в августе того же года предложил ей сотрудничать с ним. Она дала свое согласие, но предпочитала держаться подальше от Вашингтона, ее дом в Беркли оставался ее пристанищем. Она делала фотографии, которые способствовали созданию лагерей сезонных рабочих в Калифорнии, ее снимки не только оказали существенное влияние на общественное мнение, политику правительства и на коллег-фотографов, но и явили собой наглядную картину Депрессии, окрашенную подлинно человеческим чувством, которое, в большей степени, нежели любая другая точка зрения, определили коллективное американское восприятие и память эпохи. Ланг продолжала снимать в США и за рубежом на протяжении почти всей своей жизни. Ее фотографии до сих пор широко выставляются и публикуются. Умерла в 1965.

Рассел Ли (Rassel Lee),

родился в 1903, но в первый раз взял в руки камеру, когда ему было уже за тридцать. До этого он изучал химическое машиностроение и руководил кровельной фабрикой в Канзас-Сити, штат Миссури. Однако, устав от приевшейся жизни фабричного менеджера, он предпринял серию путешествий, чтобы попробовать осуществить свою мечту и стать художником. Именно тогда он обнаружил, что его призвание – фотография. Зимой и весной 1936 он бродил по нью-йоркским улицам со своей камерой, совершенствуя технику. От Бена Шана он услышал о FSA и в сентябре 1936 стал ее штатным сотрудником, сменив Карла Майданса, который перешел в Life. Он оставался в агентстве дольше, чем кто бы то ни было другой, больше всех снимал, проводил большую часть года в пути - такая кочевая жизнь нравилась ему гораздо больше, чем другим его коллегам. Задания агентства приводили его в Орегон, долину Огайо, Миннесоту, Висконсин и Мичиган, где он пристально изучал и детально документировал жизнь в маленьких, тесно связанных людских сообществах. В отличие от других фотографов, работавших в FSA, он снимал большинство своих фотографий в интерьере – в домах, на рабочем месте, в церквях, общественных местах – идеализируя жизнь маленького городка и показывая, как люди могли продолжать нормальное существование в привычном окружении, несмотря на Депрессию. Ли продолжал работать в FSA до формального окончания программы в 1942. В годы Второй мировой войны был военным фотографом, после окончания войны преподавал в Техасском университете и в университете штата Миссури. В 1974 вышел на пенсию, умер в 1986.

Карл Майданс (Carl Mydans),

изучал журналистику вБостонском университете, после окончания университета в 1930 работал репортером в Бостоне и Нью-Йорке. Несколько его снимков, сделанных в обеденных перерывах, были приобретены журналом Time, за этим последовали первые заказы на съемку. Редактор Time рекомендовал Майданса чиновникам из FSA, и те заключили с ним контракт, отправив в командировки в Вашингтон, округ Колумбия, Цинциннати, Мериленд и Нью-Джерси. Так получилось, что сделанные в этих командировках снимки оказались среди материалов, поступивших Страйкеру. Майданс стал работать в FSA в 1935, но оставался там менее года. Страйкер отправил его снимать хлопковые плантации, и он провел в командировках четыре месяца. Это была первая поездка Майданса на Юг, и он впервые увидел сельскую жизнь. Второй и последний заказ от Страйкера привел его в октябре 1936 в Нью-Хемпшир и Вермонт. За время работы в FSA Майданс усовершенствовал свое мастерство и приобрел известность своими открытыми, прямодушными, лишенными претензий фотографиями. Он был в числе первых сотрудников, принятых на работу в журнал Life. Майданс снимал во время Второй мировой войны и, продолжая работать в журнале, снимал войну в Корее и иные события на Дальнем Востоке и в других частях света. Умер в 1997.

Бьюмон Ньюхол (Beaumont Newhall),

родился в 1908 в Линне, штат Массачусетс. В 1935 закончил Гарвард и на протяжении семи лет работал библиотекарем в Музее современного искусства в Нью-Йорке. За это время опубликовал Историю фотографии, основополагающую книгу, ставшую сегодня классикой. Ньюхолл всегда рассматривал фотографию как раздел изобразительного искусства и организовал в Музее современного искусства отдел фотографии, став его первым куратором (1940-1947). Занятия собственно фотографией привели его в офис Страйкера в Вашингтон, где он снимал сотрудников. В 1948 -1958 был куратором Международного музея фотографии в Джордж Истмен Хаус в Рочестере, Нью-Йорк, а в 1958-1971 – его директором. В 1971 Ньюхолл стал профессором истории искусства в университете Нью-Мехико и переехал в Санта Фе. Уехав из Нью-Йорка, продолжал активно работать, и его мнение глубоко чтилось всеми членами фотографического сообщества. Умер в 1993.

Гордон Паркс (Gordon Parks),

родился в 1912 в Канзасе, детство провел в Миннесоте. В годы Депрессии работал музыкантом, официантом в вагонах-ресторанах и, наконец, фотографом в Миннеаполисе и Чикаго, где занимался съемкой для журналов мод. Достаточно поздно оказался в Вашингтоне и в FSA, получив стипендию от фонда, занимавшегося изучением Юга и оказывавшего профессиональную поддержку молодым представителям темнокожего населения Америки. Поначалу Роя Страйкера не очень привлекала перспектива получить в штат FSA темнокожего сотрудника – он боялся реакции как внутри, так и за пределами агентства - Паркс столкнулся с ханжеством также и среди коммерческого истеблишмента города. Возмущенный этим и готовый зафиксировать на пленке тех, кто творит несправедливость, Паркс отдает должное Страйкеру, демонстрируя последнему силу воздействия фотографий, показывающих жертвы подобного ханжества. Самые знаменитые фотографии Паркса, сделанные в FSA, знакомят с профессиональной и личной жизнью Эллы Уотсон, уборщицы в правительственных офисах.

Марион Пост Уолкотт, девичья фамилия Пост (Marion Post Wolcott),

родилась в 1910 в Монтклере, Нью-Джерси, выросла в близлежащем Блумфилде, расположенном в двадцати милях к Западу от Нью-Йорка. В 1933 во время учебы в Вене друг ее сестры Хелен познакомил ее с фотографией, и в 1934, на обратном пути в США, она купила камеру Rolleiflex. Вернувшись в Нью-Йорк, стала работать учительницей, а по выходным дням - заниматься фотографией; снимки продавала в Vogue, Life и Fortune. В 1937 переехала в Филадельфию – ее приняли в штат Philadelphia Evening Bulletin. В сентябре 1938, когда ей было двадцать восемь лет, ее пригласил на работу Рой Страйкер, и это было началом трех лет интенсивной, продуктивной работы и поездок, преимущественно на Юг, а также в Новую Англию и на Запад. Въедливая и ответственная, она продолжала работать в программе Страйкера почти до самого конца. Пост уволилась из FSA в 1942, и одновременно оставила занятия фотографией, выйдя замуж за Ли Уолкотта и посвятив себя семье. Хотя, покинув FSA, Уолкотт впоследствии время от времени снимала, она больше никогда не сосредотачивалась целиком на фотографии. Умерла в 1990.

Артур Ротштейн (Arthur Rothstein),

родился в 1915 в Нью-Йорке. Учась в последних классах школы, увлекся фотографией и соорудил в подвале проявочную, где экспериментировал скорее в области техники, нежели эстетики. Учась в Колумбийском университете, организовал студенческий фотоклуб, зарабатывая съемкой фотографий для диссертаций своих однокашников, был фоторедактором ежегодника Сolumbian. Ротштейн был учеником Страйкера и в 1935, будучи старостой в колледже, оказывал последнему и еще одному университетскому профессору содействие в сборе и пересъемке фотографий для пикториальной истории американского сельского хозяйства, которая так и не была опубликована. Когда Страйкер переехал в Вашингтон, Ротштейн был первым фотографом, которого он принял на работу. Самый продуктивный фотограф проекта, он проработал в агентстве пять лет, его фотографии показывали, в частности, жизнь фермеров Вирджинии, которые были вынуждены переселиться и уступить свои земли национальному парку Шенандоа; Даст Боул, ранчо крупного рогатого скота в Монтане; сезонных рабочих в Калифорнии и фермеров –арендаторов в Джииз Бенд, штат Алабама. Он оставил работу в FSA в 1940 и стал работать для журнала Look.

Андреас Файнингер (Andreas Feininger),

сын художника Лайонела Файнингера, родился в 1906 в Париже, юность провел в Германии. Закончил summa cum laude Баухаус в Веймаре, затем изучал архитектуру в Веймаре и Цербсте. В течение нескольких лет работал архитектором, тогда же сформировался и определился его интерес к занятиям фотографией. В 1939 он переехал в Нью-Йорк, оставил архитектуру и целиком посвятил себя фотографии. Работал по договорам в качестве фотожурналиста для агентства Блэк Стар, был в штате журнала Life и в 1941-1942 работал как фотограф FSA для Роя Страйкера. Был приверженцем документального подхода к съемкам как природы и архитектуры, так и уличных сцен, и все его творчество служит этому подтверждением. Много выставлялся и преподавал, его фотографии широко публиковались.

Бен Шан (Ben Shahn),

родился в 1898 в Литве и в возрасте шести лет приехал с родителями в Нью-Йорк. Когда ему было тринадцать лет, поступил учеником в мастерскую коммерческого литографа. Таким способом Шан зарабатывал на жизнь и одновременно оттачивал свои художественные таланты. Начал заниматься фотографией в прикладных целях – снимки интересовали его как материал для живописи, которой он увлекался. Уолкер Эванс, с которым Шан делил студию на Манхеттене, научил его, как пользоваться «Лейкой», но у этих двоих был прямо противоположный подход к фотографии. Эванс предпочитал большеформатную камеру, в то время как Шан любил 35-милиметровую и постоянно пользовался ею, и даже видоискатель прикрепил под прямым углом к ней, чтобы его объектив не был нацелен прямо на предмет съемки и чтобы создавалось впечатление, что он снимает нечто другое. В 1934 FSA заказала Шану настенную роспись и годом позже он стал работать в качестве художника в FSA. Он работал для программы Страйкера в качестве неофициального советника и не состоял в штате. Глубокая обеспокоенность серьезными политическими и социальными проблемами своей эпохи и восприимчивость к бедственному положению любого человеческого индивидуума определили своеобразие работ Шана.

Уолкер Эванс (Walker Evans),

родился в ноябре 1903 в Сент-Луисе, штат Миссури. Жил в Париже и пытался заниматься литературой, затем переехал в Нью-Йорк и стал снимать, используя большеформатную фотокамеру. Был принят на работу FSA в 1935 как раз накануне прихода туда Роя Страйкера. Эванса направили в Западную Вирджинию, где он должен был сделать серию фотографий, которые запечатлели бы нищету и пути ее преодоления в процессе осуществления строительных проектов в рамках программы «Нового пути». Его отношения со Страйкером с самого начала не были простыми, требовательность Эванса и нежелание подчиняться установленным Страйкером правилам затрудняли жизнь Эванса, тем не менее эта работа прекрасно соответствовала его дарованию. Когда Страйкер в марте 1937 столкнулся с финансовыми проблемами, он уволил Эванса, но это не отразилось на прочной репутации последнего. Ему удалось вместе с Беном Шаном и Доротеей Ланг убедить других фотографов FSA снимать в документальном стиле, отказавшись от театрально выстроенных композиций и драматической игры света. Жесткие кадры Эванса стали этапом в развитии американской фотографии 1930-х, во многом определив ее своеобразие. В 1941 Эванс совместно с писателем Джеймсом Эйджи опубликовал знаменитую книгу Теперь давайте восславим великих людей (Let Us Now Praise Famous Men), рассказывающую о жизни двух семей фермеров-издольщиков на Юге. С 1945 по 1965 Эванс был помощником главного редактора журнала Fortune, где, среди прочих, была опубликована серия его фотографий о нью-йоркской подземке. Он был обаятельным, остроумным, но в то же время непростым человеком, и у него всегда были друзья, которые ему помогали. Эванс занимался преподаванием, издавал книги, его фотографии экспонировались в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Он умер в 1975.

Теодор Юнг (Theodor Jung),

родился в 1906 в Вене, Австрия, в 1912 в возрасте шести лет переехал в Чикаго. Четырьмя годами позже он в первый раз взял в руки камеру, чтобы фотографировать уличные сцены и окружающие здания. В феврале 1934 получил работу в Федеральной администрации помощи, где в его обязанности входила подготовка данных о безработице. В свободное время он продолжал заниматься фотографией. Услышав о FSA, он решил, что это хороший шанс узнать страну, усовершенствовать свое фотографическое мастерство и помочь находящимся в нужде людям. По заданиям агентства Юнг, проработавший там уже на протяжении года, совершил поездки в Мериленд, Индиану и Огайо. По возвращении в штаб-квартиру агентства в Вашингтон, он обнаружил, что его взгляды расходятся с представлениями Страйкера, который хотел, чтобы его фотографы глубже изучали предмет и до того, как окажутся на месте съемки, и в процессе таковой. Юнг полагал, что его фотографии будут более непосредственными стилистически и эмоционально, если он не будет слишком глубоко погружаться в предысторию сюжета. Сокращения бюджетных ассигнований в 1936 дали Страйкеру возможность уволить Юнга, который продолжил свою профессиональную деятельность в качестве фотографа, а также занимался частным бизнесом и работал художественным директором.

Биография куратора выставки, Лии Бендэвид-Вэл

Лия Бендэвид-Вэл (Leah Bendavid-Val)

Куратор выставки

Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х в СССР и США

Лия Бендэвид-Вэл - главный редактор отдела книгоиздания National Geographic. Живет и работает в Вашингтоне.

Первое знакомство г-жи Бендэвид-Вэл с русским фотографическим искусством – созданная ею выставка советской фотографии конца 1980-х – начала 1990-х годов Changing Reality: Recent Soviet Photography, которая прошла в 1991 году в США. Выставка, рассказавшая американской публике о переменах в России, и одновременно, открывшая для американской аудитории существование целого пласта современной российской культуры, была с успехом показана в Вашингтоне и других городах Америки. Каталог выставки стал одним из первых англоязычных изданий о советской фотографии, предшествовавшей и отразившей эпоху перестройки.

Подготовка выставки Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х в СССР и США проходила с 1996 по 1999 год, в течение которых Лия Бендэвид-Вэл напряженно работала с американскими и российскими фотографическими собраниями.

Лия Бендэвид-Вэл – автор многочисленных публикаций в U.S. News & World Report, Scientific American, National Wildlife. Она автор статей в книгах, изданных National Geographic по ее концепции и с ее подбором иллюстраций. Лия Бендэвид-Вэл является также автором выставки и альбома National Geography: The Photographs (1994).