Часть 1

Прежде всего, дадим определение.

 

 

Платинотипия (Platinotype) — позитивный фотографический процесс печати с участием солей платины и солей железа, результатом которого является изображение, состоящее из чистой платины. Печать выполняется с негатива контактным способом. Экспонируется под ультрафиолетовым светом.

В фотографии так же используются соли палладия. Известно об экспериментах с солями иридия. Хотя существует процесс Palladiotype, об Iridiotype упоминаний не встречалось.

В зависимости от доступности и стоимости металлов в конкретный период преимущество отдавалось или платине, или палладию, или их сочетаниям.

Общеизвестно, что платина дает холодный тон изображения, а палладий — теплый. Однако, комбинации солей платины с солями палладия, использование различных типов проявителей и их температур, возможность последующего тонирования (например, золотом) позволяют варьировать тон отпечатка. Так, рентгено-флуоресцентная спектрометрия портрета Kitty (Alfred Stieglitz, 1906) показала, что этот тёплый отпечаток, считавшийся палладиевым, на самом деле является платиновым, но проявлен с добавлением меркурия.

Платино-палладиевые отпечатки отличает широкий тональный диапазон, трёхмерность изображения, сохранность 1000 и более лет, ограничивающаяся лишь сроком жизни бумаги.

Открытие и изучение платины и металлов платиновой группы

К металлам платиновой группы относятся: рутений (Ru), родий (Rh), палладий (Pd) и осмий (Os), иридий (Ir), платина (Pt).

История открытия, изучения и применения металлов платиновой группы загадочна и парадоксальна.

По некоторым данным, впервые платиновая руда была доставлена в Старый Свет из Колумбии в 1737 году испанским астрономом Антонио де Уллоа (Antonio de Ulloa, 1716—1795), что вызвало исследовательский бум, горячие споры, а в итоге и смену представлений о мироустройстве.

Первые опыты подтвердили заявление de Ulloa о том, что платина тяжелее золота. Это опровергало парадигму, существовавшую со времён Аристотеля: в небе семь светил — Солнце, Луна и пять планет (известных в то время), и каждая из них имеет на Земле своего представителя: Меркурий — ртуть, Сатурн — свинец, Юпитер — олово, Марс — железо, Венера — медь, Луна — серебро, Солнце — золото. И золото — самое тяжёлое вещество, венец всех преобразований в природе.

Однако, вопрос о том, является ли платина новым, восьмым металлом, оставался открытым до 1752 года, когда директор Шведского монетного двора, химик Henrik Teofilus Sсheffer (1710—1759) доказал, что платина — не сплав, а новый химический элемент.

Выдающийся английский химик, занимавшийся также физикой, минералогией, кристаллографией, ботаникой и медициной William Hyde Wollaston (1766—1828) в 1802 году предложил наиболее качественный способ получения чистой платины, а в 1803 году открыл палладий и родий.

Исследования светочувствительности платины

Adolph Ferdinand Gehlen (1775 -1815) — немецкий химик и фармацевт, изучавший реакции разложения хлоридов металлов, с том числе и хлорида платины, под действием света. В 1804 году в «Journаl fur Chemie, Physik und Mineralogie» первым среди других исследователей того времени, сообщает о светочувствительности соединений платины.

Johann Wolfgang Dobereiner (1780 -1849) — выдающийся немецкий химик, внесший значительный вклад в изучение каталитических свойств платины, также исследовавший и ее фотохимические свойства. В 1826 году ему удалось восстановить металлическую платину из раствора хлорида платины, а его выводы об оксалате железа, значительно повышающего светочувствительность хлорплатината калия, содействовали развитию платинотипии, впоследствии высоко оцененной им по достоинству, и сегодня остаются основополагающими в процессе платиновой печати.

Sir John Herschel (1792 — 1871) годом позже сообщил о важности ультрафиолетового источника света в процессе восстановления платины.

В 1854 году Robert Hunt (1807—1887) опубликовал свою работу «Исследования о свете», претендующую на первую историю фотографии. Он использовал светочувствительность солей платины для получения отпечатков на бумаге и ввел термин platinotype.

Однако, ни Hunt, ни Herschel не смогли предложить контролируемого, предсказуемого процесса платиновой печати. В дальнейшем велись изучения платины как тонирующего вещества. Но и они к концу 1850-х годов значительно сократились. Серебро оказалось более светочувствительным, чем платина, и поэтому более подходящим для формирования изображения. А золото, как более изученный металл, было признано более надежным в качестве тонирующего агента.

Однако нестойкость серебряно-альбуминовых отпечатков побудила продолжить исследования светочувствительности платины и её применения в фотографической печати.

В 1873 году William Willis (1841—1923) первым получил отпечатки в металлической платине, используя её соли в комбинации со светочувствительными солями железа и нитратом серебра, и запатентовал процесс печати — Platinotype (British Patent No 2011, June 8, 1873). В последующие годы он продолжал исследования и получил ещё два патента по платинотипии (British Patent No 2800, July 12,1878 и No 1117, March 15, 1880). Эти открытия были по достоинству оценены Фотографическим Обществом Великобритании, наградившим его в 1881 году Медалью Прогресса. А в 1885 году W. Willis был удостоен Золотой Медали Международной Выставки Изобретений.

Патент озаглавлен «Perfection in the Photomechanical Process». И название это многое объясняет. Дело в том, что платинотипию сейчас относят к альтернативным процессам (очевидно, подразумевая альтернативу желатино-серебряной печати). В действительности же, с 1890 года, когда платинотипия авторитетно заявила о себе, не будет преувеличением назвать другие способы фотографической печати альтернативными.

Хотя W. Willis получил контролируемый процесс платиновой печати и наладил промышленное производство платиновой бумаги, его метод был трудоёмок и сложен.

В 1882 году офицеры австрийской армии Josef Pizzighelli (1849—1912) и Baron Arlhur von Hubl (1853 — 1932) опубликовали диссертацию «Die Platinotypie», завоевавшую приз Венского Фотографического Общества, в которой говорили: «Нашими исследованиями мы надеемся предоставить и любителям и профессиональным фотографам процесс печати, который, по нашему мнению, является феноменом, как в (технике) печати, так и в достижении художественных результатов».

В дальнейшем и W. Willis, и J.Pizzighelli продолжали исследования и усовершенствования процесса платинотипии.

В 1913 году W. Willis запатентовал процесс с использованием солей платины и нитрата серебра — satista, а в 1917 — palladiotype, аналогичный платинотипии, но с использованием солей палладия.

В 1894 году 175 из 382 работ, представленных на выставке Royal Photographic Society, были выполнены в технике платинотипии. Хотя на выставке 1880 года их было всего 15 из 373.

О популярности платинотипии говорят и десятки компаний, начавших промышленное производство платиновой бумаги. Конечно же, первым промышленником был William Willis, основавший в 1879 году «Platinotype Company». Среди производителей был и американский «Eastman Kodak», и немецкие фирмы.

Более тридцати лет прошло с момента открытия платинотипии до пика её популярности.

Однако, период расцвета был прерван Первой Мировой, с началом которой цены на платину (как стратегическое сырьё) резко взлетели. Производство бумаги в Европе и США начало сворачиваться, а революция в России, поставлявшей в тот период 90% платины на мировой рынок, окончательно его остановило.

И только «Platinotype Company» продолжала выпуск бумаги в Англии до поздних 1930-х.

К наиболее известным мастерам Британии, практиковавшим платинотипию, относятся: Henry Peach Robinson (1830—1901), Peter Henry Emerson (1856—1936), и особенно — члены фотографической группы, известной как «The Brotherhood of the Linked Ring» (1892—1909) — Frederick Henry Evans (1852—1943), George Davison (1856—1930), Frederick Hollyer (1838—1933), Alfred Horsley Hinton (1863—1908), а также Julia Margaret Cameron (1815—1879).

P.H.Emerson в своей нашумевшей книге «Naturalistic Photography For Students Of The Art» 1889 года говорил: «Наш печатный процесс теперь (после открытия, которое сделал  W. Willis) — это платинотайп, и только платинотайп» и рекомендовал каждому, изучающему арт-фотографию освоить его и направлял всех в «Platinotype Company» (29, Southampton Row, High Holborn, London).

F.H.Evans начал свои серии съемок кафедральных соборов в 1890 году, печатая только в платинотипии, а 1900 году на своей персональной выставке в Royal Photographic Society, в Лондоне, представил более 150 платиновых отпечатков. После прекращения производства платиновой бумаги он оставил фотографию.

В Америке в платинотипии работали члены общества «Photo-secession» («Фото-раскол». 1902—1917):
Alfred Stieglitz (1864—1946), назвавший платинотайп «королём печатных процессов», Edward Steichen (1879—1973), Frank Eugene (1865—1936), Joseph  T. Keiley (1869—1914), Frederick Holland Day (1864—1933), Alvin Langdon Coburn (1882—1966), Clarence Hudson White (1871—1925), Gertrude Kasieber (1852- 1934), Tempest Anderson (1846—1913), Paul Strand (1890—1976).

 В 1915 году A. L. Coburn в статье для американского журнала «Platinum print» писал: «По моему мнению, платина и фотогравюра — два самых адекватных способа интерпретации негатива, поскольку они комбинируют долговечность (изображения) с тонкой передачей тона».

Продолжение следует…


Библиография:

  • Peter Henry Emerson «Naturalistic Photography For Students Of The Art». 1889.
  • Mike Ware «The Eighth Metal: the Rise of the Platinotype Process». www.mikeware.co.uk
  • Ian E. Cottington «Platinum and Early Photography». Platinum Metals Rev. 1984.
  • John Hafey and Tom Shillea «The Platinum Print». Graphic Arts Research Center. Rochester Insitute of Technology. 1979.
  • Dick Arentz «Platinum & Palladium Printing». Second Edition. 2005.
  • А.А.Локерман «Рассказ о самых стойких». М. Знание.1982.

Copyright ©2009, Марина Ефимова
Copyright ©2009, Николай Маслов