Часть 1
Прежде всего, дадим определение.
Платинотипия (Platinotype) — позитивный фотографический процесс печати с участием солей платины и солей железа, результатом которого является изображение, состоящее из чистой платины. Печать выполняется с негатива контактным способом. Экспонируется под ультрафиолетовым светом.
В фотографии так же используются соли палладия. Известно об экспериментах с солями иридия. Хотя существует процесс Palladiotype, об Iridiotype упоминаний не встречалось.
В зависимости от доступности и стоимости металлов в конкретный период преимущество отдавалось или платине, или палладию, или их сочетаниям.
Общеизвестно, что платина дает холодный тон изображения, а палладий — теплый. Однако, комбинации солей платины с солями палладия, использование различных типов проявителей и их температур, возможность последующего тонирования (например, золотом) позволяют варьировать тон отпечатка. Так, рентгено-флуоресцентная спектрометрия портрета Kitty (Alfred Stieglitz, 1906) показала, что этот тёплый отпечаток, считавшийся палладиевым, на самом деле является платиновым, но проявлен с добавлением меркурия.
Платино-палладиевые отпечатки отличает широкий тональный диапазон, трёхмерность изображения, сохранность 1000 и более лет, ограничивающаяся лишь сроком жизни бумаги.
Открытие и изучение платины и металлов платиновой группы
К металлам платиновой группы относятся: рутений (Ru), родий (Rh), палладий (Pd) и осмий (Os), иридий (Ir), платина (Pt).
История открытия, изучения и применения металлов платиновой группы загадочна и парадоксальна.
По некоторым данным, впервые платиновая руда была доставлена в Старый Свет из Колумбии в 1737 году испанским астрономом Антонио де Уллоа (Antonio de Ulloa,
Первые опыты подтвердили заявление de Ulloa о том, что платина тяжелее золота. Это опровергало парадигму, существовавшую со времён Аристотеля: в небе семь светил — Солнце, Луна и пять планет (известных в то время), и каждая из них имеет на Земле своего представителя: Меркурий — ртуть, Сатурн — свинец, Юпитер — олово, Марс — железо, Венера — медь, Луна — серебро, Солнце — золото. И золото — самое тяжёлое вещество, венец всех преобразований в природе.
Однако, вопрос о том, является ли платина новым, восьмым металлом, оставался открытым до 1752 года, когда директор Шведского монетного двора, химик Henrik Teofilus Sсheffer (
Выдающийся английский химик, занимавшийся также физикой, минералогией, кристаллографией, ботаникой и медициной William Hyde Wollaston (
Исследования светочувствительности платины
Adolph Ferdinand Gehlen (1775 -1815) — немецкий химик и фармацевт, изучавший реакции разложения хлоридов металлов, с том числе и хлорида платины, под действием света. В 1804 году в «Journаl fur Chemie, Physik und Mineralogie» первым среди других исследователей того времени, сообщает о светочувствительности соединений платины.
Johann Wolfgang Dobereiner (1780 -1849) — выдающийся немецкий химик, внесший значительный вклад в изучение каталитических свойств платины, также исследовавший и ее фотохимические свойства. В 1826 году ему удалось восстановить металлическую платину из раствора хлорида платины, а его выводы об оксалате железа, значительно повышающего светочувствительность хлорплатината калия, содействовали развитию платинотипии, впоследствии высоко оцененной им по достоинству, и сегодня остаются основополагающими в процессе платиновой печати.
Sir John Herschel (1792 — 1871) годом позже сообщил о важности ультрафиолетового источника света в процессе восстановления платины.
В 1854 году Robert Hunt (
Однако, ни Hunt, ни Herschel не смогли предложить контролируемого, предсказуемого процесса платиновой печати. В дальнейшем велись изучения платины как тонирующего вещества. Но и они к концу
Однако нестойкость серебряно-альбуминовых отпечатков побудила продолжить исследования светочувствительности платины и её применения в фотографической печати.
В 1873 году William Willis (
Патент озаглавлен «Perfection in the Photomechanical Process». И название это многое объясняет. Дело в том, что платинотипию сейчас относят к альтернативным процессам (очевидно, подразумевая альтернативу желатино-серебряной печати). В действительности же, с 1890 года, когда платинотипия авторитетно заявила о себе, не будет преувеличением назвать другие способы фотографической печати альтернативными.
Хотя W. Willis получил контролируемый процесс платиновой печати и наладил промышленное производство платиновой бумаги, его метод был трудоёмок и сложен.
В 1882 году офицеры австрийской армии Josef Pizzighelli (
В дальнейшем и W. Willis, и J.Pizzighelli продолжали исследования и усовершенствования процесса платинотипии.
В 1913 году W. Willis запатентовал процесс с использованием солей платины и нитрата серебра — satista, а в 1917 — palladiotype, аналогичный платинотипии, но с использованием солей палладия.
В 1894 году 175 из 382 работ, представленных на выставке Royal Photographic Society, были выполнены в технике платинотипии. Хотя на выставке 1880 года их было всего 15 из 373.
О популярности платинотипии говорят и десятки компаний, начавших промышленное производство платиновой бумаги. Конечно же, первым промышленником был William Willis, основавший в 1879 году «Platinotype Company». Среди производителей был и американский «Eastman Kodak», и немецкие фирмы.
Более тридцати лет прошло с момента открытия платинотипии до пика её популярности.
Однако, период расцвета был прерван Первой Мировой, с началом которой цены на платину (как стратегическое сырьё) резко взлетели. Производство бумаги в Европе и США начало сворачиваться, а революция в России, поставлявшей в тот период 90% платины на мировой рынок, окончательно его остановило.
И только «Platinotype Company» продолжала выпуск бумаги в Англии до поздних
К наиболее известным мастерам Британии, практиковавшим платинотипию, относятся: Henry Peach Robinson (
P.H.Emerson в своей нашумевшей книге «Naturalistic Photography For Students Of The Art» 1889 года говорил: «Наш печатный процесс теперь (после открытия, которое сделал W. Willis) — это платинотайп, и только платинотайп» и рекомендовал каждому, изучающему
F.H.Evans начал свои серии съемок кафедральных соборов в 1890 году, печатая только в платинотипии, а 1900 году на своей персональной выставке в Royal Photographic Society, в Лондоне, представил более 150 платиновых отпечатков. После прекращения производства платиновой бумаги он оставил фотографию.
В Америке в платинотипии работали члены общества «Photo-secession» («Фото-раскол».
Alfred Stieglitz (
В 1915 году A. L. Coburn в статье для американского журнала «Platinum print» писал: «По моему мнению, платина и фотогравюра — два самых адекватных способа интерпретации негатива, поскольку они комбинируют долговечность (изображения) с тонкой передачей тона».
Продолжение следует…
Библиография:
- Peter Henry Emerson «Naturalistic Photography For Students Of The Art». 1889.
- Mike Ware «The Eighth Metal: the Rise of the Platinotype Process». www.mikeware.co.uk
- Ian E. Cottington «Platinum and Early Photography». Platinum Metals Rev. 1984.
- John Hafey and Tom Shillea «The Platinum Print». Graphic Arts Research Center. Rochester Insitute of Technology. 1979.
- Dick Arentz «Platinum & Palladium Printing». Second Edition. 2005.
- А.А.Локерман «Рассказ о самых стойких». М. Знание.1982.
Copyright ©2009, Марина Ефимова
Copyright ©2009, Николай Маслов