Два фотографа годами собирали полный комплект «Camera Work», новаторского журнала Альфреда Стиглица, который помог ввести фотографию в мир искусства.
Иногда вы просто боитесь испортить оригинал. Хлопковые перчатки – конечно, неплохая защита во многих отношениях, но фотография выцветает с каждым выставлением на свет. Как пролистать 50 выпусков Camera Work, отпечатанных вручную, и не бояться повредить их?
Коллекционеров, у которых этот полный комплект собран, меньше, чем пальцев на руке. Хрупкие обложки и неповреждённые фотографии внутри – найти даже один выпуск в идеальном состоянии – это непростая задача, необходимость решить её нервирует. Но Марк Кацман (Mark Katzman), фотограф, живущий в Сент-Луисе, сделал это. Он потратил на решение задачи те же 15 лет, что Стиглиц – на публикацию.
«Я не богач, поэтому мне не раз приходилось кусать локти по ходу дела», – сказал мистер Кацман, который сейчас сотрудничает с другим фотографом, Пьером Врейеном (Pierre Vreyen), над адекватным копированием своей полной коллекции «Camera Work».
Эта идея пришла к нему, когда два фотографа разговорились в Зале Славы Фотографии в Сент-Луисе и обсуждали, как хорошо было бы иметь полную коллекцию «Camera Work» и листать её, не боясь повредить.
«Главная проблема – это насколько хрупкими стали обложки, – сказал мистер Кацман. – Каждый раз, когда томик берёшь в руки, с неё хоть немного, но отслаивается. Это делает очень трудным их хранение и почти невозможным – вариант «открыть и почитать». Копирование делает этот выпуск доступным каждому – для приобретения, просмотра и чтения – хотя конечно, тактильные ощущения, да и внешний вид будут несколько обеднены. Тем не менее, это делает материал доступным для изучения без риска повредить или уничтожить оригинал».
«Camera Work», в котором Гертруда Стайн (Gertrude Stein) опубликовала своё первое эссе, был поворотной точкой для современного искусства. Образованный в 1902 и пущенный в распространение в 1903 как продукт движения Photo-Secession, выпуск включал фотогравюры с сопровождающим текстом, сверстанные Уильямом Моррисом (William Morris), рекламу, дизайн которой делал Стиглиц, и выпуски, посвящённые выдающимся художникам, включая тех, кто тогда не был в медийной среде, как Пикассо. Одновременно Стиглиц открыл галерею «291», которая существовала вместе с изданием, пока падение подписки в связи с началом Первой Мировой Войны не положило этому конец.
Целью Стиглица, продекларированной в первом выпуске, было создать «ежеквартальное иллюстрированное издание, обращающееся к постоянно растущей аудитории людей, верящих в фотографию как средство индивидуального самовыражения».
Поиск полной коллекции выпусков дался мистеру Кацману не просто. Отдельные выпуски далеко не всегда были связаны с исходными обложками. А поскольку 75% иллюстраций составляли фотогравюры, нередко они тоже отклеивались и не оказывались на своих местах. Его квест пролегал через eBay, аукционные дома, книжные интернет-магазины, книжные магазины «из кирпича и извести» (офлайновые), и вообще везде. Где он только мог предположить нахождение вожделенного «лота».
Мистер Врейен не менее упорно трудился над репродукцией. После того, как он узнал, что Modernist Journals Project уже владеет онлайн-копией «Camera Work», он заключил с ними сделку, позволившую ему получить RAW файлы репродукций и таким образом собрать в виде PDF полный набор страниц издания. Тысячи часов возни с цветокоррекцией, шесть месяцев, потраченных на поиск печатника и три неудачные попытки печати…. Позже, мистер Врейен наконец отыскал подходящего печатника, работа которого соответствовала требованиям по качеству, примерно в 80 милях, в Иллинойсе.
Хотя это и не первая публикация полного комплекта «Camera Work» – достаточно вспомнить издание фотогравюр, сделанное Taschen, и академический репринт всего журнала 1969 года – мистер Кацман говорит, что работа мистера Врейена позволила получить наиболее аутентичные репродукции, качество которых максимально приближено к замыслу Стиглица.
«Изобретение Стиглица состояло в том, чтобы сочетать фотографии и текст в точно определённом формате и порядке, –сказал он. – Точное установление всех размеров, расположение, кто и что снял, написал, когда. "Camera Work" представлял собой гештальт, целостный образ, и работа Пьера восстанавливает этот образ».
На нынешний момент, мистер Врейен продал 4 копии из 15 напечатанных, в том числе одну в Музей Современного Искусства. Его цена – 1200 долларов, с 10% скидкой для культурных учреждений.
Мистер Кацман, в то же время, переживает нечто вроде кратковременного разочарования после завершения коллекции.
«Напряжение росло всё больше по мере приближения к завершению поисков, – сказал он. – Когда я наконец-то закончил их, я был глубоко удовлетворён, но при этом испытывал странное чувство потери. Трудно это описать, но чем-то это похоже на отьезд детей в колледж – сладость пополам с горечью с добавкой немного «а что теперь?». Это не длилось долго. Моя новая задача – собрать все фотогравюры, которые Стиглиц публиковал в «Camera Work», «Camera Notes» и «Picturesque Bits».
Перевод с английского Александра Курловича