В последние 10 лет своей жизни Уорхол практически не расставался с фотоаппаратом. Он брал его с собой, куда бы он ни шел: на прогулку по Манхэттену, на званый ужин или в путешествие в Лондон или Париж. Он снимал все, что попадалось на его пути — витрины магазинов, фрагменты гостиниц, в которых он останавливался, стулья в кафе, уличные сцены, раскладки приборов на столе, как будто запечатлевая все эти обычные и привычные глазу предметы на бесконечную пленку своего фотодневника. Глядя на эти фотографии, начинаешь лучше чувствовать впечатления, которые вдохновляли его на создание ярких серийных работ, начинаешь проникаться замыслом автора.
Большая серия его работ (около 200 черно-белых фотографий 20в25 см, сделанных с 1976 по 1987 год) была показана в крупной лондонской галерее Timothy Taylor Gallery под общим названием «Энди Уорхол: портреты и пейзажи». Выставку подготовил независимый куратор из Нью-Йорка Стивен Блютал, который также был редактором монографии Уорхола «Giant» size«. Многие из этих работ ранее не демонстрировались, и это прекрасная возможность не только проследить истоки искусства Уорхола, но и открыть его для себя как фотографа.
Фотографии Уорхола благодаря своей документальности и динамике хочется назвать моментальными снимками, ведь многие из них действительно сделаны на ходу и за мгновение, которое требуется, чтобы взвести затвор, заглянуть в видоискатель и нажать на спуск. В эти мгновения автор успевал уловить детали и настроения окружающей его действительности. Несмотря на кажущуюся непритязательность его стиля, он довольно целенаправленно выбирал объекты для съемок — их все объединяет интерес автора к обыкновенным вещам и людям, а также к внутренним повторениям внутри кадров нескольких одинаковых предметов (принцип его серийных картин). К примеру, его фотография «Серийные объекты» в точности отражает эстетику серийности.
Интересно, что видение мира через репродуцирование и повторение изначально более связано именно с фотографической техникой, нежели с живописью. Внутри себя фотография заключает возможность неограниченного воспроизведения копий, и их вариации в зависимости от техник печати. Несомненно, Уорхол, сознательно использовал это, в том числе и во время работы с техникой шелкографической печати, в этом отношении очень похожей на фотографию.
Но помимо того, что нам открывается внутренняя работа художника, его практика повседневного наблюдения, мы также видим уникальный взгляд фотографа-документалиста на мир конца 70-х начала 80-х годов, который представляет собой интимное видение событий этого времени, пропущенное через призму собственного восприятия образов масс-медиа.
При взгляде на эти работы создается ощущение, будто смотришь альбом, не предназначенный для публичного просмотра, и это ощущение не покидает тебя до самого конца, чего не скажешь о его принтах и живописных работах. При этом эти фотоснимки не являются эскизами к его работам, — они абсолютно самоценны, и обладают характером завершенного произведения. Эта двойственность взгляда дополняется глубоко поэтическим чувствованием тех самых объектов на фотографиях, рядов бутылок, стульев, собачек, автомобилей, кофейных чашечек, окон, которые ритмикой своего присутствия формируют пейзаж реальности, всего лишь один из множества возможных, который, тем не менее, внес значительные коррективы в наше видение и восприятие современного мира и искусства.
Выставка «Энди Уорхол: портреты и пейзажи» проходила в Лондоне, галерея Timothy Taylor Gallery (www.timothytaylorgallery.com) с 18 января до 1 марта 2008 года.